В настоящее время, когда осуществляется государственный и социальный заказ на дополнительное образования обучающихся, становиться особенно важным воспитание технически грамотных, высокоорганизованных специалистов для различных производственных отраслей.

Перед системой дополнительного образования детей стоит задача модернизации и расширения деятельности по развитию техносферы УДОД, научно-технической и учебно-исследовательской деятельности обучающихся.

В настоящее время в учреждениях дополнительного образования накоплен опыт реализации образовательных программ по тематике Направления. Однако необходима реализация программ нового поколения на основе современного уровня развития техники и технологий, использование с этой целью различных форм и уровней сетевого взаимодействия.

Сетевое взаимодействие в дополнительном образовании имеет принципиальное отличие от свойственного на современном этапе иерархического устройства, поскольку нормы деятельности не задаются сверху, а естественным образом выращиваются внутри сети учреждений дополнительного образования. При этом, появляется возможность создавать не вертикальную, иерархически организованную систему, а горизонтальную саморегулирующуюся сеть, узлами сети становятся оригинальные модели, где несравнимо быстрее, чем в традиционной системе, распространяются инновации и другие возможности.

Сетевое взаимодействие генерирует новые формы и форматы взаимодействия (сетевые проекты и программы, условия обмена образовательными результатами, средствами личностного и профессионального саморазвития). Таким образом, должен быть создан потенциал, который приведет как к широкому развитию дополнительного образования, так и создаст условия для эффективной образовательной деятельности.

Организация внеурочной деятельности требует от школ и организаций дополнительного образования мобилизации всех кадровых, образовательных, организационных и материальных ресурсов. В этих условиях встает вопрос о кооперации, объединении образовательных ресурсов школ, учреждений дополнительного образования, учреждений культуры и спорта и создании на этой основе образовательных сетей.

В Методических материалах Мининстерства образования и науки РФ об организации внеурочной деятельности при введении Федеральных Государственных Образовательных Стандартов общего образования (№ 03-296 от 12 мая 2011 г.) предлагается ряд моделей, каждая из которых выбиралась бы, исходя из реально складывающихся условий существования образовательных учреждений.

 

Модель внутришкольного дополнительного образования

Первая модель опирается на преимущественное использование потенциала внутришкольного дополнительного образования.

Образовательные учреждения могут, как сами разрабатывать дополнительные программы, так и использовать уже существующие.

Учреждения дополнительного образования выстраивают различные формы взаимодействия по совместному использованию ресурсов с общеобразовательными школами: образовательными комплексами.

Но неправильно и неэффективно школам идти по пути автаркии и развивать у себя широкий спектр дополнительных занятий по целому ряду причин и ограничений - кадровых, дефицита основных фондов и свободных помещений, требований техники безопасности и т.д.

 

Узловая модель

В качестве второй составляющей может выступать "узловая" модель, когда учреждение дополнительного образования детей (УДОД) использует имеющуюся у него материально-техническую базу для осуществления образовательного процесса для обучающихся нескольких общеобразовательных учреждений.

Такой вариант взаимодействия может быть реализован в том случае, когда количество обучающихся, выбравших ту или иную специализацию в одном общеобразовательном учреждении, не превышает нескольких человек и поэтому, создание малочисленных учебных групп на 2-4 ученика в каждом из этих учреждений является неэффективным.

 

Сотовая модель

Третья модель распределительная сеть (сотовая модель) когда участники договариваются о сотрудничестве в достижении своих образовательных целей, создавая, возможность пользоваться при необходимости ресурсами друг друга. При этом каждый участник на определенном этапе поддерживает отношения с определенным количеством организаций.

 Например, учреждение дополнительное образования может входить и в состав еще более сложных объединений, например: учреждение дополнительного образования – школа — вуз; учреждение дополнительного образования - школа – учреждения СПО, НПО.

В печати приводится немало примеров интеграции данного типа. Так, на страницах журнала “Образование в современной школе” уже освещался опыт Центра образования “Москва-98” № 1953. Здесь в единый комплекс объединены детский сад, общеобразовательная школа, центр детского творчества, спортивный клуб с тренажерными и спортивными залами, открытыми спортивными площадками.

Такая модель имеет очень гибкий характер и является действенным механизмом развития дополнительного образования на основе установления взаимовыгодных связей между учреждениями дополнительного, общего, профессионального и высшего образования, в рамках обмена имеющихся у них ресурсами и запросам обучающихся.

 

Модель горизонтального взаимодействия

Четвертая модель: цепи в ней предполагается, что участники сети последовательно друг за другом участвуют в решении определенной проблемы или в достижении какой-то цели в данном случае развитие технического направления.

Механизм партнерства выстраивается по следующей логической схеме: 

  1. Поиск общего решения проблемы. Отбор общего содержания совместной деятельности
  2. Разработка взаимных обязательств по осуществлению совместной деятельности
  3. Выполнение достигнутых договоренностей

Отличие от всех предшествующих в том, что здесь цепь взаимодействия четко определена и есть самое первое звено, которое определяет и цель, и желаемых участников и организует деятельность. Главная фигура в модели цепи – это обучающийся.

Наиболее ярко модель цепи проявляется при реализации индивидуального маршрута учащегося.

Данная модель предполагает создание общего программно- методического пространства дополнительного, общеобразовательного и профессионального образования детей, осуществление перехода от управления образовательными учреждениями к управлению образовательными программами.

Для этого необходима замена вертикальной иерархии на более эффективные горизонтальные связи.

Читайте также по данной теме

Яндекс.Метрика