В современном образовательном учреждении сохраняется и развивается традиция организации туристско-краеведческой деятельности воспитанников (обучающихся). И это не случайно, ведь детский туризм - активный способ всестороннего изучения культурно-природного наследия своего района, города, России во взаимодействии с обучающими, воспитательными и развивающими задачами образовательного учреждения.

Формирование интереса обучающихся к будущей профессиональной деятельности средствами туризма, краеведения и спорта позволяет им включиться в разнообразные социальные ситуации, в которых они выступают в качестве субъекта социальных отношений, поэтому профессиональную ориентацию воспитанников необходимо целенаправленно осуществлять с младшего школьного возраста (10-12 лет), так как этот возраст, по мнению ряда ученых (В.Ф. Витиньш, А.К. Макарова, В.Ф. Сахаров и др.) является наиболее благоприятным периодом восприятия учебного материала.

Особую роль играет деятельность педагогов дополнительного образования, которая в период становления туристско-краеведческого мастерства воспитанников способствует развитию психологической готовности к периоду вступления в социум, профориентируя личность и готовя воспитанников к последующей активной трудовой деятельности.

Наряду с решением задач физического, морально-волевого воспитания и совершенствования человека, туризм открывает исключительно благоприятные возможности для воспитания гражданственности и патриотизма, образования и развития трудовых навыков, развития самостоятельности детей и молодежи.

Особенно важным в воспитательно-образовательном процессе является неразрывная связь туризма и краеведения, позволяющая активно исследовать и познавать окружающий мир, а через него и самого себя.

Детско-юношеский туризм занимает важнейшее место в системе дополнителнього образования. Идея использования прогулок, путешествий, походов с целью активного отдыха в учебном процессе школьников не является новой, на это в своих трудах обращали внимание П.Ф. Лесгафт, К.Л. Студитский и др.

Наиболее точное определение детско-юношеского туризма выработано научным коллективом, возглавляемым А.А. Остапцом-Свешниковым: «Детско-юношеский туризм - это средство гармоничного развития подростков и юношей, реализуемое в форме отдыха и общественно-полезной деятельности, характерным структурным компонентом которого является поход, путешествие, экскурсия».

Сочетание разнообразных видов деятельности в туристско-краеведческой деятельности позволяет воспитывать личность обучающихся не «по частям», а комплексно, формировать социальную активность юношей и девушек. Таким образом, туризм позволяет комплексно решать образовательно-воспитательные и оздоровительные задачи.

Доступность, популярность, высокая оздоровительная и познавательная значимость детско-юношеского туризма и краеведения выдвигает изучение их влияния на личность в образовательном процессе в ряд актуальных задач педагогической науки и практики.

Туристско-краеведческая деятельность является коллективной, так как ее цель осознается как единая, требующая объединения усилий всего коллектива; происходит разделение труда в процессе деятельности; образуются, как отмечал А.С. Макаренко, «отношения ответственной зависимости», осуществляется контроль над деятельностью со стороны самих членов коллектива.

Туризм и краеведение, удовлетворяя потребности детей и молодежи в приложении физических и духовных сил, оказывают комплексное воздействие на их развитие, на обеспечение практической подготовки к труду, к общественно-полезной деятельности. «Формирование социальной активности юношей и девушек в туризме связано с организацией,

  • во-первых, их интенсивной духовной жизни, творческой познавательной работы;
  • во-вторых, сознательного участия в общественно-полезном и производительном труде во имя правильной социальной ориентации, выбора жизненного пути;
  • в-третьих, участия старшеклассников в общественно-политической деятельности, т.е. в конечном счете, активного выполнения социальных обязанностей.

Причем активность в одном виде деятельности помогает в овладении другими ее видами».

В работах, посвященных исследованию содержания и определения нормативно правовой базы организации туристско-краеведческой деятельности детей, отмечается, что «туризм является одним из наиболее рациональных видов профессиональной прикладной подготовки, проведения свободного времени».

Важное государственное значение имеет и социальная направленность туристско-краеведческого и спортивно-оздоровительного движения. Ее социальная задача заключается в том, что, во-первых, она привлекает наиболее социально незащищенные слои населения, т.к. является наиболее дешевой и доступной формой отдыха и деятельности; во-вторых, является школой социальной адаптации населения к стрессовым ситуациям в жизни современного общества; в-третьих, участвует в решении большого числа прикладных вопросов, например, в проведении допрофессиональной подготовки молодежи, связанной со службой в армии.

Значение туристско-краеведческой деятельности в углублении знаний по учебным дисциплинам, получаемым в общеобразовательном учреждении, воспитания у обучающихся трудовых навыков, дисциплины и морально-волевых качеств раскрывается во многих научных и методических источниках.

В данных источниках подтверждается развитие и воспитание личности средствами туристско-краеведческой деятельности как результат взаимодействия личности обучающегося, целенаправленно организованной воспитательной среды (образовательное учреждение, учреждение дополнительного образования детей, включая структурные подразделения школы, объединение или клуб, педагогический коллектив и деятельность педагога, их дидактическая и технологическая системы, некоторые семейные условия и воздействие школы и условия вне ее) и стихийно воздействующей окружающей среды.

Таким образом, цель развития интереса и воспитания личности воспитанников в туристско-краеведческой деятельности - содействовать индивиду в разностороннем его развитии и воспитании, обеспечении сознательного выбора профессии, соответствующего профиля ВУЗа для продолжения образования и определения в жизни.

Содержание развития и воспитания личности обучающегося средствами туристско-краеведческой и туристско-спортивной работы - это интегральная часть образовательных программ дополнительного образования детей и программ воспитательной работы клуба, где определено, конкретизировано содержание развития и воспитания воспитанника по отдельным дисциплинам и годовым циклам (годам обучения).

В этой связи подготовка юных туристов-краеведов при реализации образовательных программам дополнительного образования детей должна способствовать выработке у воспитанников потребности к постоянному получению знаний, расширению кругозора.

Читайте также по данной теме

Яндекс.Метрика