Cегодня Россия стоит на пороге эволюционного перехода от индустриальной экономики к инновационной экономике знаний. В целях модернизации и технологического развития российской экономики, повышения ее конкурентоспособности Правительством Российской Федерации определены приоритетные направления развития науки, технологий и техники в стране и перечень критических технологий. Утверждены и создаются технологические платформы, задача которых на основе государственно-частного партнерства и при эффективном взаимодействии образования, науки, производства, бизнеса, государства и гражданского общества, обеспечить выработку и реализацию стратегических приоритетов в масштабах отдельных секторов экономики. Однако, ни модернизация, ни переход к инновационной экономике невозможны без критической массы людей, способных проектировать, управлять и поддерживать сложные технологические процессы.

В связи с этим назрела острая необходимость решения кадровых проблем модернизации страны путем воспитания нового поколения исследователей, разработчиков и рабочих для высокотехнологических отраслей. Сегодня инженерный корпус в России серьезно постарел, снизился уровень высшего образования, молодежь избегает инженерной карьеры из-за низкого социального статуса и уровня оплаты. Еще хуже обстоят дела с высококвалифицированными рабочими и технологами. Практически до минимума свелась технологическая безопасность страны, включая военно-промышленный комплекс. Разрыв поколений превышает 20 лет – средний возраст ведущих ученых и разработчиков превысил 60 лет. Больше трети предприятий заявляют о дефиците квалифицированных инженеров, технологов и техников, что свидетельствует о накопившемся отрыве системы образования от рынка труда.

В модели «Российского образования до 2020 г. для экономики, основанной на знаниях, образование рассматривается как обеспечивающий ресурс экономики и стратегический ориентир в ее инновационном развитии. Важными приоритетами социально-экономической политики сегодня становятся привлечение молодёжи в научно-техническую сферу профессиональной деятельности и повышение престижа научно-технических профессий – от рабочих до инженеров и от изобретателей до инноваторов.

Масштабы решаемых задач особенно ярко проявляются в Москве, городе с колоссальным научно-техническим потенциалом, которому присуще уникальное, единственное в мире сочетание огромного количества мощных, профильных академических и отраслевых научно-исследовательских институтов, вузов, научных центров, научно-производственных объединений, высокотехнологических предприятий. Чтобы стать ресурсом экономического развития города, военно-промышленного комплекса, система столичного образования должна обеспечить условия подготовки кадров для сферы науки, техники и технологий.

В этом контексте на первый план выходят задачи развития инфраструктуры инновационной образовательной среды и разработки опережающих образовательных программ, направленных на поиск, подготовку и поддержку новых высококвалифицированных кадров с практическим опытом работы на стыке перспективных областей знаний.

 

Состояние системы технического творчества

В 80-х годах прошлого столетия в СССР в движении НТТМ (научно-техническое творчество молодежи) принимал участие каждый 8-й школьник, каждый 4-й обучающийся профессионально-технического училища (ПТУ), каждый 3-й студент ВУЗа. При этом все школы были «политехническими» – имели мастерские и давали рабочие профессии своим выпускникам. Но знания, умения и навыки, приобретавшиеся школьниками и студентами в ходе образовательных программ научно-технического творчества прошлых поколений, были ориентированы на запросы совершенно другой экономической и социальной системы, что как следствие привело к постепенному угасанию и девальвации некогда массового движения НТТМ после распада страны.

В настоящее время детское техническое творчество организовано в школах, колледжах, вузах, межшкольных учебных комбинатах, клубах РОСТО (ДОСААФ), центрах дополнительного образования, досуга детей и молодежи, муниципальных технических клубах, а также других учреждениях и организациях различной ведомственной принадлежности. Проводятся фестивали, городские и окружные соревнования, олимпиады и конкурсы научно-технической направленности. Несмотря на то, что все-таки определенная работа по развитию НТТМ ведется, существующие структура и содержание образовательных программ НТТМ не отвечают современному уровню развития технологий, приоритетам развития экономики, запросам детей и родителей. Все больше ощущаются отсутствие единого вектора целей и ослабление связи с рынком труда и производством. Серьезной проблемой образования является и недостаточная целенаправленность работы с одаренными детьми и талантливой молодежью в системе детского технического творчества.

Результаты аналитических исследований показали, что российские школьники при достаточно высоком уровне владения предметными знаниями по математике и естествознанию, значительно отстают от своих сверстников из многих стран в умении применять эти знания на практике, использовать в различных продуктивных видах деятельности.

НТТМ сегодня является непривлекательным для современных школьников, особенно старшего возраста. Охват детей и обучающейся молодежи образовательными услугами в области технического творчества остается низким (7,7% от общего числа детей школьного возраста; 6,5% от общего числа студентов учреждений начального и среднего профессионального образования). Незначительно количество кружков технического творчества, от когда-то широкой сети центров детского технического творчества, и массового движения научно-технического творчества молодежи остались лишь отдельные очаги, которые держатся на энтузиазме ветеранов НТТМ, школьные производственные мастерские ликвидированы.

 

Проблемы и приоритеты развития системы детского технического творчества

Среди проблем детского и молодежного научно-технического творчества можно особо отметить:

Нехватка в образовательных учреждениях общего и дополнительного образования специалистов, способных вести интересные и современные программы технического творчества, из-за недооценки уровня их квалификации. В частности, уровень их оплаты труда ниже уровня оплаты труда мастеров производственного обучения в колледжах, несмотря на более высокие требования к уровню теоретических знаний и практическому опыту.

Плохое материально-техническое обеспечение большей части школьных кружков и учреждений дополнительного образования, реализующих программы научно-технической направленности, отсутствие высокотехнологического оборудования, необходимого для современного научно-практического обучения и проектной деятельности учащихся.

Отсутствие механизма получения экспертной, консультационной, производственно - технологической поддержки и организации производства для разработки и внедрения молодежных проектов в научно- исследовательских и промышленных организациях.

Отсутствие системы продвижения на рынок инновационной продукции, разработанной в системе НТТМ.

Отсутствие механизма оперативного приобретения расходных материалов и комплектующих изделий для реализации творческих проектов детей и молодежи.

Недоступность подписных изданий и литературы по техническому творчеству, отсутствие информационно-справочных систем.

Недостаточное количество учебно-производственных площадей и неразвитость сети учреждений и структур технического творчества.

Низкий уровень финансирования текущих затрат на материалы и комплектующие для выполнения творческих проектов и разработок в научно-технических лабораториях и мастерских (в среднем только 10% бюджета из объема финансирования образовательных учреждений на дополнительное образование в научно-технической сфере).

Подмена планомерной систематической многогранной массовой работы с детьми и молодежью бессистемным привлечением к участию в разовых мероприятиях. Отсутствует системный подход к формированию перечня городских мероприятий НТТМ.

Отсутствие современных учебно-методических комплексов (включая УМК на основе современных информационно-телекоммуникационных технологий) для программ НТТМ нового поколения.

Отсутствие связи с рынком труда. Нет реальных задач, отсутствие целевой подготовки талантливых обучающихся, несоответствие требуемому уровню подготовки. Слабая профориентационная работа.

Система НТТМ на новом этапе развития должна стать катализатором подготовки специалистов, способных в рамках современной городской техносферы самостоятельно планировать и осуществлять производственно-технологическую, организационно-управленческую, научно-исследовательскую, педагогическую и проектно-конструкторскую деятельность в различных секторах экономики. Для этого требуется сформулировать цели, задачи и направления развития системы НТТМ в образовании.

 

Цели, задачи и принципы развития системы технического творчества

Широкое внедрение в образовательную практику и определение новой стратегии развития системы технического творчества может стать ответом на изменившиеся образовательные запросы общества и инновационной экономики посредством создания условий для формирования актуальных технологических, предпринимательских и личностных компетенций каждого обучающегося и предоставлением возможностей для развития талантов детей и молодежи в сфере науки, техники и технологии.

Целями развития системы НТТМ должны стать:

  • формирование непрерывной системы воспитания и профессиональной подготовки в сфере науки, техники и технологий, направленной на выявление, развитие и реализацию творческого потенциала детей и молодежи в зависимости от их индивидуальных способностей и потребностей.
  • содействие решению проблемы обеспечение высокотехнологичных и других отраслей экономики новым поколением высококвалифицированных рабочих и специалистов

Для достижения целей можно сформулировать первоочередные задачи развития системы НТТМ:

  • Модернизация содержания образовательных программ и технологий НТТМ на основе принципа непрерывности образования, в соответствии с приоритетными направлениями модернизации и технологического развития экономики и новыми запросами общества.
  • Модернизация системы привлечения, подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадрового состава педагогических работников (включая руководителей) и других работников системы НТТМ.
  • Комплексное развитие сети площадок технического творчества для обеспечения доступности образовательных программ НТТМ независимо от территории проживания.
  • Развитие взаимодействия образовательных учреждений системы НТТМ с учреждениями и организациями города (научной, технической, инновационной, культурной, творческой направленности).

Реализация поставленных задач развития системы НТТМ в сфере образования основывается на следующих принципах:

Принцип личностной ориентации – индивидуальный подход к каждому участнику НТТМ с учетом особенностей его развития, интересов и способностей, с позиций личностно-ориентированной педагогики, индивидуализации образовательной траектории обучающихся.

Принцип непрерывности - непрерывность процесса воспитания и развития технического творчества, начиная с дошкольного возраста.

Принцип многоуровневого образования – взаимодействие и взаимопроникновение базового образования, дополнительного образования и технического творчества участников НТТМ.

Принцип опережающего развития образования – мобильная переориентация системы образования на подготовку человека к жизни в быстро меняющихся социально-экономических условиях, умеющего оперативно отвечать на запросы общества и рынка труда.

Принцип программно-целевого планирования и управления реализацией инновационных образовательных проектов – направленность на получение конкретного результата, концентрация необходимых ресурсов и координация работ на конкретных инновационных проектах.

Принцип открытости – информация, связанная с научно-исследовательской, творческой и инновационной деятельностью, должна быть доступна на официальных информационных ресурсах соответствующих образовательных учреждений.

Принцип партнерства – государственно-частное и социальное партнерство, консолидация потенциала и возможностей всех участников научно-технического творчества молодежи.

Принцип системности – системный подход к разработке форм и методов научно-технического творчества молодежи с учетом интересов всех участников образовательной деятельности.

 

Направления и программы системы детского технического творчества

Ответить на вызовы экономики знаний и вовлечь в систему технического творчества современных детей и обучающуюся молодежь можно реформировав и наполнив новым содержанием систему НТТМ, которая будет способна активно содействовать решению комплексной задачи воспитания современного молодого человека – инициативного, предприимчивого, трудолюбивого, ответственного, нацеленного на непрерывное образование, конкурентоспособного, патриотичного и нравственного. Современные лаборатории и мастерские, обеспечивающие работу на уровне технологий нового поколения, смогут привлечь ребят и открыть им удивительный мир технического творчества. Для того чтобы воспитать и подготовить таких специалистов, необходимо создать новые условия организации работы в системе технического творчества и подготовить высококвалифицированных преподавателей, которые сами стремится к самосовершенствованию и способны гибко перейти от информационно-педагогической деятельности к руководству самостоятельной учебно-познавательной, научно-исследовательской и профессионально-практической деятельностью обучающихся.

Система НТТМ предусматривает возможность и условия вхождения в нее детей и молодежи на любом этапе возникновения интереса к техническому творчеству и продвижения в ней в соответствии с индивидуальными способностями и особенностями.

Образовательные программы НТТМ реализуются на базе образовательных учреждений различных типов — школ, колледжей, центров дополнительного образования, центров профориентации и вузов, обеспечивая триединство образовательного процесса:

  • получения базовых знаний в соответствие с федеральными образовательными стандартами,
  • получения дополнительных знаний (углубленное изучение отдельных предметов в соответствие с интересами обучающихся),
  • развития навыков творческой деятельности с практическим опытом работы.

Развитие способности к научно-техническому творчеству составляет важную составляющую общего развития человека и формируется на основе общешкольного образования (изучения предметов естественнонаучного цикла), а так же через систему дополнительного образования детей. В учреждениях общего образования предполагается создание условий для усиления учебно-практической компоненты предметов естественнонаучного цикла и предмета «технология», создание условий для практико-ориентированной проектной деятельности обучающихся по направлениям науки, техники и технологии. В общеобразовательных учреждениях удельный вес часов занятий по программам НТТМ, проводимых в интерактивных формах, от всех часов занятий по программам НТТМ определяется целями и содержанием этих программ, особенностью контингента обучающихся, и должен составлять не менее 20 процентов.

Обучающимся общеобразовательных учреждений должна быть предоставлена также возможность выбора из не менее 3 вариантов доступных качественных услуг дополнительного образования, один из которых имеет научно-техническую направленность. В случае отсутствия у общеобразовательных учреждений кадровых, материально-технических или прочих ресурсов для этого, эти услуги должны реализовываться в учреждениях дополнительного образования или в колледжах. Основные компетенции обучающихся по направлениям научно-технического творчества наиболее успешно формируются в системе дополнительного образования, имеют специализацию и требуют особых условий для достижения высокого уровня развития технических умений и навыков

Предусматривается возможность расширения школой спектра работы с обучающимися в рамках технического творчества за счет расширения возможностей обучающимся посещения естественнонаучных и политехнических музеев, городских, федеральных и ведомственных вузов, выставочных и интерактивных площадок, библиотек и пр., сотрудничество с которыми осуществляется на основе принципов социального партнерства.

Основной формой работы в системе технического творчества является научно-исследовательская, проектная и опытно-конструкторская практическая работа обучающихся. Создание и развитие в сети современных молодежных проектно-конструкторских центров коллективного пользования (молодежных центров инновационного прототипирования и других), учебно-испытательных полигонов и мини-производств может обеспечить высокий уровень и эффективность практической работы обучающихся в рамках системы технического творчества.

Показателем эффективности реализации образовательных программ и технологий обучения в системе НТТМ является активность участия школьников и студентов в работе творческих объединений, научно-практических конференциях, форумах, а также международных, всероссийских, городских и окружных смотрах, конкурсах, олимпиадах и соревнованиях научно-технической направленности.

Новыми тематическими ориентирами НТТМ могут стать приоритетные направления модернизации и технологического развития экономики (транспортная техника нового поколения, технологии безопасности и здоровьесбережения, инновационные строительные технологии, интеллектуальные системы и мехатроника, нанотехнологии, энергоэффективность, альтернативная и неуглеродная энергетика, стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение, космос и телекоммуникации и др.).

Читайте также по данной теме

Яндекс.Метрика