Печать
Категория: Стратегия развития образовательного учреждения
Просмотров: 1115

 

Программа развития образовательного учреждения дополнительного образования детей - важнейший стратегический документ учреждения, переходящего в инновационный режим жизнедеятельности и принявшего за основу программно-целевую идеологию развития.

Программа развития учреждения - это документ, представляющий целостную модель совместной деятельности всего педагогического коллектива учреждения и определяющий:

 

Структура данного документа, его объем во многом зависят от выбора образовательным учреждением цели своего развития, желания показать себя как уникальное явление в образовательной системе города, региона, от возможностей сделать это убедительно и качественно.

Разработка Программы развития образовательного учреждения дополнительного образования детей требует от разработчиков серьезного и квалифицированного подхода к анализу ситуации в социуме внутри учреждения, прогнозированию пути развития и его экспертной оценки. Поэтому программа развития - это результат организованной работы многопрофильной команды учреждения.

Сам процесс разработки Программы развития стимулирует более точную постановку цели и критериев достижения этой цели УДОД.

 

Основные этапы разработки Программы развития и их ожидаемые результаты.

Подготовительный этап.

Создание авторского коллектива единомышленников.

Принятие решения о необходимости и сроках подготовки Программы развития. Принятие решения, его оформление и доведение до педагогического коллектива УДОД. Создание и запуск системы управления проектом разработки Программы развития. Создание структуры управления проектом, распределение ролей и функциональных обязанностей, начало работы по управленческому обеспечению и сопровождению разработки Программы развития. Организация рабочих творческих групп по созданию Программы развития, их обучение и обеспечение {готовность разработчиков к действиям).

 

Основной этап разработки Программы развития

Составление информационно-статистической справки исходного состояния УДОД по всем параметрам и аспектам деятельности. Многообразный и объемный материал представляется в наглядных схемах, таблицах, диаграммах, графиках, что поможет разработчикам сразу определить сферы развития учреждения (данные анализа и прогноза. Готовность соответствующего фрагмента Программы развития).

Проблемно-диагностический анализ состояния, содержания и результатов образовательно-воспитательной деятельности УДОД. Выделение проблем и их структурирование с целью определения наиболее важной, определяющей миссию учреждения и зависимых, соподчиненных ей других (Структурированный перечень основных проблем УДОД).

Анализ условий (кадровое, нормативно-правовое, про­граммно-методическое, научно-методическое, материально-техническое, финансовое, мотивационное обеспечение). Что в существующих условиях повлияло на дефекты образовательно-воспитательного процесса (данные анализа и прогноза. Готовность соответствующего фрагмента Программы развития).

Разработка и формулирование Концепции (концептуального проекта) желаемого будущего состояния образовательно-воспитательного процесса в УДОД. (Структурированный перечень основных проблем УДОД. Концепция нового состояния УДОД).

Разработка стратегии перехода к новому состоянию УДОД. (Стратегия, основные направления, этапы и задачи перехода к новому состоянию УДОД).

Конкретизация целей ближайшего этапа развития УДОД. Формулировки целей ближайшего этапа развития УДОД.

Разработка плана действий по реализации Программы развития УДОД. Конкретный план действий.

Первичное редактирование полученного текста. Готовность первого варианта текста Программы развития.

 

Этап экспертизы, подведения итогов и принятия решений.

Принятие решения о переходе к выполнению программы развития УДОД.

Оценка Программы развития в УДОД, внесение коррективов. Внесение поправок в текст Программы развития.

Передача программы развития на независимую внешнюю экспертизу, оценка Программы экспертами. Экспертное заключение. Внесение поправок в текст Программы развития УДОД.

Организация обсуждения Программы развития на заседании Педагогического Совета УДОД.

Утверждение Программы развития директором, как нормативного документа.

Передача Программы развития на официальную экспертизу. Представление и защита Программы развития. Итоговое решение о Программе развития и переходе к ее выполнению, о финансировании Программы развития.

 

Структура программы развития учреждения

Каждый педагогический коллектив системы ДОД выраба­тывает свои определенные требования, подходы к структу­рированию своего учреждения. Но специалисты Управления дополнительного образования и воспитания детей Минобра­зования России в качестве рекомендаций предлагают проек­тировщикам наиболее распространенный подход к структу­рированию важнейшего стратегического документа Программы развития УДОД.

1. Пояснительная записка к Программе развития УДОД содержит:

1.1. Аналитический блок, включающий информацион­ную справку об учреждении дополнительного образования детей (краткая история развития УДОД, материально-техническое обеспечение УДОД, наличие педагогических кадров, наличие контингента обучающихся).

1.2. Анализ социального заказа в адрес УДОД (по­требности детей, родителей, социума на дополнительные образовательные услуги).

1.3. Анализ состояния и проблем УДОД (особенности образовательного процесса, методическое обеспечение образовательного процесса, управление УДОД).

2. Концептуальный блок

2.1. Философско-методологическая основа осуществ­ления образовательно-воспитательного процесса в УДОД.

2.2. Цель и задачи деятельности УДОД.

3. Блок практической реализации:

3.1. Реорганизация образовательной системы.

3.2. Изменения в культурно-досуговой деятельности.

3.3. Обновление методической работы.

3.4. Кадровое и финансовое обеспечение Программы развития.

3.5. Модернизация управленческой системы.

3.6. Этапы осуществления реализации Программы раз­вития.

3.7. План действий педагогического коллектива УДОД по реализации Программы развития.