Обеспечение реализации Программы
На первом этапе реализации Программы развития управленческому подразделению совместно с методическим советом центра необходимо:
- организовать мониторинговые и маркетинговые исследования образовательно-воспитательного пространства системы дополнительного образования детей по эколого-биологическому направлению и техническому творчеству на уровне региона и муниципалитета (провести комплексный сбор исходных данных для ретроспективного проблемно-ориентированного анализа образовательно- воспитательного пространства; проанализировать существующее состояние данного образования в регионе, определить противоречия, которые существуют в современной практике, на их базе выявить проблемы, потребности в изменениях);
- провести проектирование и программирование его развития;
- создать долгосрочные (метапроекты - «Наука», «Повышение квалификации), среднесрочные программы («Ребенок и социум», «Ребенок и природа», «Ребенок и профессия»), проекты по отдельным направлениям работы (нормативно- правового, кадрового, научного и программно-методического обеспечения) и ежегодные планы;
- разработать механизм управления реализацией Программы и координации деятельности субъектов ее выполнения;
- разработать организационную структуру учреждения
Развитие нормативно- правовой основы
- принять решения на уровне целей, задач и Программы развития учреждения дополнительного образования;
- разработать и внести изменения в Устав учреждения;
- разработать положения о структурных подразделениях центра;
- разработать концепцию воспитательной системы центра.
Работа с управленцами
Для ведения научно-методической работы в учреждении ввести в штат:
- должность заместителя директора по научно-методической работе (первый этап);
- должность заведующего лабораторией научной и экспериментальной работы (первый этап);
- должность менеджера по качеству образования (второй этап).
Работа с педагогическими кадрами
Обеспечение готовности специалистов учреждения дополнительного образования к решению проблем и поставленных задач - ключевой вопрос всей предстоящей работы по реализации Программы.
Педагог дополнительного образования.
Становление педагогов предусматривает содействие повышению их личностной, профессиональной, социальной и коммуникативной компетентности, компетентности в социальном маркетинге и менеджменте социальных услуг.
Для развития культуры педагога по управлению учебно-воспитательным процессом требуется:
- проведение исследований для комплексного анализа проблем образования и воспитания в конкретном детском коллективе, в образовательном учреждении;
- проектирование учебно - воспитательного процесса и системы;
- формирование индивидуальной модели профессиональной деятельности.
Для профессионального роста педагогов необходимо:
- создание гибкой и динамичной системы повышения квалификации и переподготовки (внутрифирменная система повышения квалификации педагогов дополнительного образования);
- создание системы непрерывного образования;
- создание школы педагога – исследователя;
- проведение маркетинговых исследований для выявления актуального образовательного запроса педагогов;
- участие педагогов дополнительного образования в работах различных курсов по своим направлениям.
Методист системы дополнительного образования.
Методист реформированного учреждения областного уровня играет основную роль в деятельности центра, т.к. он определяет стратегию и тактику развития своего направления в регионе. В связи с этим уровень его профессиональной компетентности должен поддерживаться на высоком уровне. Для этого необходимо создать школу методического мастерства.
Научное обеспечение
Научное обеспечение Программы предусматривает (первый этап) проведение ретроспективного проблемно - ориентированного анализа состояния технического творчества и эколого-биологического направления системы дополнительного образования детей региона.
В дальнейшем (второй этап) исследовательская и экспериментальная работа по обеспечению развития выше указанных направлений в системе дополнительного образования детей в области будет сориентирована:
- на реализацию мониторинговых исследований для выявления региональных особенностей, проблем, тенденций и приоритетов практики образования и воспитания в образовательных учреждениях разного типа системы дополнительного образования детей,
- укрепление теоретико-методологических основ современной педагогической деятельности в системе дополнительного образования детей,
- улучшение ее методической базы,
- интеграцию соответствующих исследований, проводимых ТОИПКРО, другими ВУЗами и научными центрами.
Основными направлениями исследований в области педагогической деятельности системы дополнительного образования детей являются:
- анализ современных проблем образования и воспитания, проведение мониторинга состояния образования и воспитания детей и молодежи, места и роли социальных институтов в формировании единого «образовательно-воспитательного пространства»;
- концептуальное обоснование развития педагогической деятельности, воспитательных систем в образовательных учреждениях системы дополнительного образования детей;
- определение методологических основ психолого-педагогического изучения состояния и развития личности в условиях целостного «образовательно-воспитательного пространства» образовательного учреждения в системе дополнительного образования детей;
- разработка современных педагогических технологий образования и воспитания и поддержки развития личности, создание диагностического и корреляционного комплекса средств психолого-педагогической поддержки детей и молодежи в процессе их самоопределения и социализации;
- повышение воспитательного потенциала образовательного процесса в образовательном учреждении;
- педагогическое сопровождение семейного воспитания и содействие организации взаимодействия образовательного учреждения с семьей;
- научное сопровождение инновационной педагогической практики образовательных учреждений в системе дополнительного образования детей.
Программно-методическое и информационное обеспечение
Для повышения качества учебно-воспитательной деятельности и целенаправленного ее развития в образовательных учреждениях в регионе необходима работа по созданию конкретных программ развития образования и воспитания, их информационному и методическому обеспечению. Основными направлениями этой работы являются:
- разработка учебно-методического сопровождения образовательных и воспитательных систем, отдельных направлений образования и воспитания в детских общественных организациях, учреждениях дополнительного образования;
- создание программно-методических продуктов для психолого-педагогической поддержки развития личности, процессов ее социальной адаптации;
- решение комплекса вопросов по подготовке разнообразных программ повышения квалификации и переподготовки педагогических работников системы дополнительного образования детей;
- разработка требований и осуществление экспертизы содержания образовательных программ и программ воспитания личности и коллектива, проектов воспитательных моделей образовательных учреждений;
- расширение издательской деятельности по информационно-методической литературы, посвященных вопросам воспитания и дополнительного образования детей и молодежи;
- регулярное проведение конференций, семинаров, проблемных обсуждений по вопросам образования и воспитания детей и молодежи всех уровней системы образования, с участием разных социальных партнеров;
- формирование информационно-аналитического банка по всем аспектам образования и воспитания детей и молодежи, включающего инновационные программы, конкретные примеры опыта реализации программ образования и воспитания, воспитательных систем, форм и методов работы; рекомендации по взаимодействию образовательных учреждений с семьей, другими социальными институтами, детскими и молодежными движениями; результаты социологических исследований;
- расширение сотрудничества со средствами массовой информации в утверждении гуманистических основ воспитания, приоритета общечеловеческих ценностей, освещения лучшего опыта образовательных учреждений по организации педагогической деятельности с детьми и молодежью.
Взаимодействие с ведомствами и общественными организациями
Обеспечение взаимодействия с заинтересованными ведомствами и общественными организациями по вопросам дополнительного образования и воспитания детей и учащейся молодежи - одно из условий реализации Программы, повышения эффективности педагогической практики образовательных учреждений.
Участие различных ведомств и общественных объединений является не только источником дополнительных ресурсов, но и инструментом повышения эффективности педагогической деятельности и должно строиться на принципах партнерства и взаимовыгодного сотрудничества.