Печать
Категория: Абитуриентам
Просмотров: 1173

Возможность получения высшего образования в европейских ВУЗах с каждым годом становится все актуальнее для жителей из стран бывшего СССР. Сегодня наши студенты смотрят в будущее с мыслями о лучших условиях обучения, о качестве диплома, о статусе ВУЗа и, конечно, о практическом применении всех полученных знаний и трудоустройстве. Образование в университетах Европы можно сравнить с созданием крепкого и большого фундамента, на основе которого в дальнейшем молодые люди будет строить свою жизнь и карьеру.

 

Процессы интеграции высшего образования в Европе

В Европе идея свободного обучения иностранных граждан, а также совместных и двойных степеней активно обсуждается уже более 40 лет. Причинами дискуссии стала необходимость взаимного признания дипломов, получаемых в европейских университетах, в условиях складывающегося общеевропейского рынка труда.

В конце 80-х годов этот процесс получил серьезный импульс в связи с созданием программы Erasmus, позволяющей закладывать основы «мягкой» кооперации между европейскими университетами. В частности, система ECTS позволяла перезачитывать и признавать периоды обучения в университете другой страны, дав тем самым возможность европейским студентам участвовать в программах мобильности.

В дальнейшем доступ выпускников европейских университетов на рынки других европейских стран стал реальностью в связи с принятием целого ряда законопроектов на фоне развивающейся европейской интеграции. С началом Болонского процесса в 1999 году и внедрением уровневой системы (бакалавр-магистр-PhD), а также принятием мер по обеспечению сопоставимости дипломов, эти начинания получили дальнейшее развитие и сегодня образование в зарубежных университетах становится все доступнее: многие российские и украинские ВУЗы имеют программы обмена студентов, участвуют в программах двойных дипломов и др.

 

Европейские образовательные центры

Заслуживает внимания опыт работы и ряда образовательных центров и компаний, организующих обучение в зарубежных ВУЗах, таких как, например, украинско-польский центр образования «UniverPL», который предлагает самые разные программы обучения за рубежом. Кроме стандартных программ по получению степени "Бакалавр" и "Магистр", абитуриенты «UniverPL» могут получить и второе высшее образование в Польше. ВУЗы Польши осуществляют организацию образовательного процесса таким образом, чтобы студенты во время учебы получили и теоретические знания, и практические навыки. В связи с этим предусмотрено прохождение практики в ведущих фирмах и организациях Польши и других стран ЕС.

Обучение в польских университетах осуществляется на польском и английском языках, но, конечно же большая часть образовательного процесса проходит на польском. Именно поэтому для поступления в польский ВУЗ и последующего обучения в нем лучше всего учить польский язык.

 

Тенденции развития системы высшего образования в европейских ВУЗах

Страны Европы год от года совершенствуют системы образования, повышая не только его качество и соответствие современным требованиям, но и продвигая ценности европейского образования во всем мире. Как мы уже показывали на примере украинско-польского сотрудничества набирающие обороты процессы евроинтеграции немыслимы без владения студентами иностранными языками.

Возможность изучить не только английский язык, но и другой иностранный язык по время обучения в Европе добавляет привлекательности резюме выпускника для работодателей. Практически каждая из европейских школ или университетов предлагает программы на двух языках - на местном и на английском. По данным опроса корпоративных рекрутеров 48% работодателей выбирают кандидатов, которые могут говорить на нескольких языках.

Стоимость образования в Европе заметно варьируется от страны к стране. Сумма зависит также от выбранной специальности и уровня образования. Самым дорогим, но и самым престижным, считается образование в Великобритании – его средняя стоимость составляет около 15-20 тысяч евро в год. В Швеции за год обучения в вузе нужно отдать примерно11 000.

Во многих странах обучение на национальном языке стоит дешевле, чем на английском. Так, поляки и венгры, понимая, насколько сложен для освоения их язык, ввели множество программ на английском, немецком и французском, но обучение на иноязычных программах стоит 3 000-7 000 евро, а на языке данной страны – в несколько раз дешевле. Поэтому знание нескольких языков в вопросе получения высшего образования в Европе позволяет еще и значительно экономить.

Еще одной тенденцией популяризации европейского высшего образования является его удешевление или бесплатность. Так, во многих странах Европы получить высшее образование бесплатно могут не только местные студенты, но и иностранцы. К примеру, в Чехии, Швеции, Норвегии, Дании, Финляндии для иностранцев высшее образование полностью бесплатно. Польша предоставляет возможность бесплатного обучения при хорошей успеваемости.

 

Программы двойных дипломов

Европейское сообщество предпринимает серьезные меры для содействия развитию университетских программ двойных дипломов. Разработаны программы поддержки образовательных партнерств, финансируемые Европейским Союзом, охватывающие не только процесс создания образовательных программ, но и методическое обеспечение контроля качества и менеджмента.

Создание программ двойных степеней в европейских университетах, благодаря возросшей поддержке со стороны европейского образовательного сообщества, ускорилось в последние годы и перемещается из периферии университетской жизни в ее центр. Соответствие всем основным целям Болонского процесса (сопоставимые степени и программы, многоуровневая система обучения, академическая мобильность, качество, признание дипломов, конкурентоспособность и привлекательность образования) сделало идею создания программ двойных или совместных степеней одним из приоритетов европейской образовательной политики, дало заметный толчок их развитию в Европе в последние годы.

 

Выводы

Учитывая вышеперечисленные тенденции, мы можем смело сказать, что любой гражданин из стран бывшего СССР вполне может получить образование в Европе. Конечно, выбор страны должен зависеть от материального положения абитуриента, его культурного и академического багажа знаний и владения иностранными языками. Но выбор специальности и уровня образования никак не привязаны географически – здесь человеку предоставляется полная свобода.