Основными общепедагогическими и дидактическими принципами, положенными в основу системы работы образовательного учреждения и введения образовательной деятельности в условиях перехода центра дополнительного образования к реализации образовательных программ нового поколения должны, по нашему мнению стать:

 

Принцип гуманизации. Изменение социально-экономических отношений в обществе выводит на необходимость перехода к качественно новому уровню отношений между людьми. Одной из центральных задач в этом направлении является гуманизация образования – «философская и социально-политическая доктрина, провозглашающая благо человека в качестве высшей цели образовательной деятельности». Реализация данного принципа заключается в создании обстановки равноправного сотрудничества. Идея гуманизации распространяется на формы и методы обучения, на всю совокупность условий, в которых оно протекает.

Гуманистическая парадигма обучения ориентирует образовательную систему на раскрытие психолого-педагогических механизмов реализации личностно-ориентированных подходов посредством работы в малых группах, с чем связаны отбор, разработка и использование вариативных технологий и средств обучения, изучение методических систем, которые могут быть адаптированы к условиям учреждений дополнительного образования.

 

Принцип социализации. В процессе реализации принципа социализации вырабатываются и совершенствуются ценности, нормы и идеалы, которые и определяются с учетом ситуации внешнего мира и принятой модели личности.

Реализация данного принципа связана с развитием мотивационно-потребностной сферы личности, ценностного отношения ребенка к миру знаний, самому процессу обучения в процессе психологических тренингов по коррекции сформировавшейся личности.

 

Принцип непрерывности. Смысл непрерывности состоит в развитии способностей и потребностей личности, в предоставлении каждому человеку возможности реализовать собственную программу развития и получения дополнительного образования. Реализация концепции непрерывного образования сводится к созданию благоприятных условий для того, чтобы человек получал необходимое ему, обществу и государству образование в удобной для него и желательной для общества форме.

 

Принцип преемственности. Образовательный процесс должен рассматриваться как последовательная смена этапов обучения, каждый из которых призван, с одной стороны, развивать знания, полученные на предшествующих стадиях обучения, с другой - готовить возможности для образования на последующих.

Данный принцип реализуется через вертикальные (временные) этапы обучения и связи между ними.

 

Принцип системности. Этот принцип предусматривает соблюдение соответствия целей, содержания, форм, методов, средств обучения и оценивания результатов обучения.

Данный принцип требует рассматривать образовательную систему как единую целостность, направленную на решение единой комплексной цели. Данный принцип реализуется при разработке содержания учебных программ с опорой на достижения современной науки, техники и технологии, данных передового новаторского опыта, результатов научно-методических исследований. Принцип системности предполагает творческий подход к реализации образовательной программы, выбор наиболее рациональной системы и последовательности для каждой учебной группы.

 

Принцип интеграции. Образовательная система должна быть ориентирована на развивающую, инновационную и интегративную функции, которые как раз в наибольшей степени отвечают цели постоянного личностного роста ребенка. Данный принцип реализуется посредством синтеза «фундаментальной и специальной подготовки, личностного и коллективного развития, узкопрофессионального и социокультурного образования, научной и практической подготовки».

 

Принцип научности в образовательной системе должен означать опору на предметные научные дисциплины. Проявляется данный принцип, прежде всего, в отборе учебного материала. Принцип научности должен находить отражение и в методах обучения. В наибольшей степени он реализуется в рациональном сочетании методов обучения с методами науки - наблюдения, эксперимент, проектирование, моделирование, анализ, синтез - что способствует развитию творческих способностей воспитанников.

 

Принцип осознанной перспективы требует глубокого понимания педагогами близких, средних и отдаленных целей обучения (промежуточных и конечных), которые должны выступать в качестве значимых результатов деятельности и осознаваться педагогами дополнительного образования как перспективы познавательной и практической деятельности.

 

Принцип динамичности обеспечивает свободное изменение содержания с учетом социального заказа. Учебный материал должен постоянно с определенной периодичностью перерабатываться и обновляться. Структура образовательной системы должна быть такой, чтобы ее части легко могли быть изменены и дополнены.

 

Принцип действенности подразумевает, что обучение должно организовываться на основе проблемного подхода к усвоению знаний с использованием современных педагогических технологий.

 

Принцип временной эффективности. Суть данного принципа в том, что существуют определенные временные рамки, в пределах которых конкретная деятельность является объективной необходимостью. Такой промежуток времени характеризует продолжительность морального нестарения рассматриваемой деятельности, ее актуальности и объективной оправданности.

На основе данного принципа производится оценка времени, необходимого для изучения конкретного вопроса, а также временного интервала повторного изучения вопроса в более узком смысле.

 

Принцип гибкости. Гибкость рассматривается как ведущий принцип разработки содержания образования, он определяется как обеспечение оперативной адап­тации содержания образования и обучения к постоянно меняю­щимся требованиям в соответствии с региональными особенностями, личными запросами и интересами учащихся.

Данный принцип отражает объективные процессы интеграции образования, производства, науки, а также тенденцию к разнообразию во всех социальных сферах.

Сущность гибкости образовательных структур выражается в способности образовательного учреждения к оперативной пере­стройке структуры в случае необходимости за счет многообразных вариантов использования возможностей: многофункциональности, многоуровневости, многоступенчатости.

 

Принцип опоры на опыт. Согласно этому принципу профессиональный опыт педагогов дополнительного образования используется в качестве одного из источников обучения.

 

Принцип разносторонности методического консультирования предполагает осуществление помощи педагогам, как в решении изучаемых вопросов, так и в выборе оптимальных путей и методов достижения поставленных целей с учетом индивидуальных особенностей каждого обучаемого.

Каждый из указанных принципов выступает как необходимый элемент в обеспечении целостности и полноценности образовательной системы учреждения.

Данные принципы должны быть положены в основу разработки учебно-методической продукции центра.

Апробация любой учебно-методической продукции с целью дальнейшей их реализации на региональном рынке образовательных услуг для системы дополнительного образования должна проводится на учебно-экспериментальной базе центра с обязательной процедурой мониторинга и экспертизы.

Педагог дополнительного образования в праве использовать различные системы организации своей педагогической деятельности, если они выдержаны в рамках здоровьесберегающих технологий.

Организация групп обучающихся по направлениям должна осуществляться на принципе свободного выбора, но с учетом возрастных особенностей и уровнем интеллектуального развития детей, что предполагает использование методов диагностирования на всех этапах организации педагогической деятельности. С этой целью педагогами должен быть разработан инструментарий мониторинга изучения качества условий, хода и результатов образовательного процесса по направлениям.

Выбор направлений деятельности, разработка образовательных программ и другой научной и учебно-методической документации должны осуществляться на анализе данных маркетинговой службы, информационной базой которой должен стать анализ социально-педагогической ситуации региона и социально-экономической политики в отношении развития системы дополнительного образования детей.

Читайте также по данной теме

Яндекс.Метрика