Настоящая дополнительная образовательная программа носит образовательно-развивающий характер. Программа направлена на раскрытие индивидуальных психологических особенностей учащихся, овладение туристическими навыками, позволяющими жить и ориентироваться в природе, самостоятельно подготовить и провести поход.

Самодеятельный туристский поход сочетает активный здоровый отдых, познание и освоение окружающего мира, что ставит его в ряд наиболее эффективных методов комплексного воспитания подрастающего поколения.

Данная Программа является логическим продолжением программы курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся общеобразовательных учреждений и предназначена для обучения школьников действиям в условиях угрозы или возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера. Решение проблем защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, уменьшение их социально-экономических, экологических последствий невозможно без качественной подготовки подрастающего поколения к действиям в условиях угрозы и возникновения чрезвычайной ситуации. Актуальность проведения такой работы вызвана ростом числа детей, пострадавших в различных чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и криминогенного характера.

Обучение большинства учащихся общеобразовательных учреждений по программе курса ОБЖ в настоящее время осуществляется в учебное время. Но этого недостаточно для успешного получения практических навыков и умений по действиям в ЧС природного характера. Занимаясь в туристско-спортивном объединении, ребята осваивают и закрепляют туристические навыки, умение рационально использовать силы и средства для преодоления возникающих трудностей. В детях воспитывается ответственность за порученное дело. Все это позволит учащимся умело ориентироваться во внезапно возникшей экстремальной ситуации, быстро принимать решение и решительно действовать.

Мы не в силах управлять природой, предотвращать экстремальные ситуации, но в наших силах научить детей разумно вести себя в непредсказуемой, порой, критической ситуации. Быть хорошо физически подготовленным, нести ответственность за себя и дорожить жизнью других.

Программа является типовой, так как она разработана на основе методических рекомендаций, разработанных В.Г.Варламовым, и положений об организации и условиях проведения соревнований «Школа выживания».

 

Целью Программы является пропаганда и популяризация основ безопасности жизнедеятельности, здорового образа жизни и повышение технического и тактического мастерства, при прохождении дистанций, имитирующих и воссоздающих экстремальные ситуации пребывания человека (группы) в естественных условиях.

Задачи Программы

Обучающие:

  • научить ориентироваться на незнакомой местности;
  • научить составлять простейшие схемы маршрутов;
  • осваивать методы наблюдения, следопытства и прослушивания, для определения своего местонахождения;
  • овладению умений по оказанию само- и взаимопомощи;
  • научить технике пешего туризма;
  • научить навыкам спортивного ориентирования, с целью дальнейшей профориентации.

Развивающие:

  • развивать волевые качества, умение принимать решения, брать на себя ответственность не только за себя, но и за окружающих;
  • развивать память и внимание;
  • развивать деловую и познавательную активность;
  • развивать физическую и психическую выносливость.

Воспитательные:

  • воспитывать патриотизм;
  • воспитывать привычку рационально использовать свободное время;
  • воспитывать чувство коллективизма.

Состав группы комплектуется из детей 10-15 лет.

Занимаются в кружке хорошо физически развитые мальчики и девочки, не имеющие медицинских противопоказаний к занятиям туризмом. Поэтому, ведя запись желающих заниматься пешеходным туризмом, консультируемся с врачом, а также с родителями по вопросу допуска учащихся к походам. Получаем письменное согласие родителей на посещение ребенком занятий группы и его участие во всех походах.

Следует включать в состав групп детей с отклонениями в поведении.

 

Основные принципы обучения, предусмотренные программой

Природосообразность - приоритет природных возможностей ребенка в сочетании с приобретенными качествами в его развитии.

Наглядность – объяснение материала сопровождается демонстрацией наглядных пособий, схем, плакатов, проводится работа на местности.

Системность – проведение занятий в определенной последовательности и системе.

Гуманизация воспитательного процесса – построение занятий по уровням с учетом знаний, умений и навыков учащихся, их психологических возможностей и способностей.

В Программе используются межпредметные связи с другими образовательными областями такими как география (работа с картами, определение азимута), биология (правила личной гигиены, охрана окружающей среды, первая медицинская помощь), ОБЖ (способы автономного выживания человека в природе).

Педагогические технологии. Программа ориентирована на сотрудничество педагога с воспитанниками, на создание ситуации успешности, поддержки, взаимопомощи в преодолении трудностей – на все то, что способствует самовыражению ребенка.

 

Для организации учебной деятельности учащихся используются следующие методы

Фронтальный метод характеризуется выполнением всем составом группы одного и того же задания.

Групповой метод предусматривает одновременное выполнение в нескольких группах разных заданий.

Индивидуальный метод заключается в том, что учащимся предлагаются индивидуальные задания, которые выполняются самостоятельно.

Круговой метод предусматривает последовательное выполнение занимающимися серии заданий на специально подготовленных местах («станциях»).

Для реализации Программы «Школа туризма» применяются методы общей педагогики, в частности методы использования слова (словесные методы) и методы обеспечения наглядности (наглядные методы).

Словесные методы:

- дидактический рассказ – представляет собой изложение учебного материала в повествовательной форме. Его назначение – обеспечить общее, достаточно широкое представление о каком-либо объекте, двигательном действии;

- описание – это способ создания у занимающихся представлений о действии, детям сообщается фактический материал, говорится, что надо делать, применяется при изучении относительно простых действий;

- объяснение – последовательное, строгое в логическом отношении изложение преподавателем сложных вопросов, понятий, правил;

- беседа – вопросно-ответная форма взаимного обмена информацией между преподавателем и учащимися;

- разбор – форма беседы, проводимая преподавателем с учащимися после выполнения какого-либо задания, участия в соревнованиях, игровой деятельности и т.д.;

- лекция – представляет собой системное, всестороннее, последовательное освещение определенной темы;

- инструктирование – точное, конкретное изложение преподавателем предлагаемого задания;

- распоряжения, команды, указания – основные средства оперативного управления деятельностью на занятиях.

Методы обеспечения наглядности способствуют зрительному, слуховому и двигательному восприятию выполняемых заданий. К ним относятся:

- метод непосредственной наглядности – предназначен для создания правильного представления о технике выполнения двигательного действия;

- метод опосредованной наглядности – создает дополнительные возможности для восприятия двигательных действий с помощью предметного изображения;

 

Контроль в управлении процессом обучения

осуществляется в виде предварительного (входного), текущего, итогового контроля.

Входной контроль проводится в форме собеседования на вводных уроках с целью выявления уровня начальных знаний. На основе полученных данных выявляется готовность к усвоению программного материала.

Текущий контроль за усвоением знаний, умений и навыков проводится в течение всего года на каждом уроке и представляет собой основную форму контроля. Используются такие методы, как наблюдение, вызов-опрос, контрольные испытания, учебно-тренировочные походы, где ребята могут применить свои знания на практике, выполняя задания коллективно и индивидуально.

Итоговый контроль проводится в конце учебного года в виде однодневных и двухдневных походов. Цель – выявление результатов обучения, определение качества приобретенных знаний, сформированных двигательных умений, навыков, подготовка и проведение походов, зачетных соревнований по ориентированию, технике туризма, быту и т.д.

 

Программа рассчитана на 2 года обучения

Учебный план и Программа первого года занятий предусматривают обучение ребят «азбуке» туризма —- сообщение им начальных сведений по организационным вопросам подготовки и проведения походов; основных сведений о своем крае; элементарных понятий об ориентировании на местности, знаний основ топографии, гигиены туриста, первой доврачебной помощи при заболеваниях и травмах, преодоление препятствий с помощью и без помощи специального снаряжения.

Зачетный поход — завершающий этап в освоении ребятами основных элементов туристской техники и навыков походного быта. Здесь уделяется специальное внимание отработке таких элементов туристской техники, как установка туристских палаток, в обычных условиях и на скорость, разведение костра в различных условиях, преодоление препятствий с помощью специального снаряжения, ориентирование по карте, определение сторон горизонта по местным признакам и по солнцу. За время похода учащимися должна быть хорошо освоена система организации движения по маршруту и походного бивачного быта, правильная укладка рюкзака, варка пищи, мытье посуды, личная гигиена, заготовка топлива и т. п.

 

Учебный план и Программа второго года обучения предусматривают дальнейшее совершенствование, углубление и расширение знаний, полученных на первом году занятий, дальнейшее накопление опыта, совершенствование навыков и умений, необходимых каждому грамотному и культурному путешественнику.

Практические занятия и учебно-тренировочные походы строятся так, чтобы учащиеся научились все делать самостоятельно. Очень важно, чтобы они привыкли быстро, дружно, толково работать на биваке и на препятствиях, не прятались бы за спины товарищей.

Вопросы техники безопасности в пешеходном туризме в курсе второго года обучения рассматриваются в каждом разделе Программы— в темах, так или иначе связанных с безопасностью в походе. Короткие беседы по этим вопросам проводятся и во время самих походов, тренировок, практических занятий на конкретном материале правильных и неправильных действий юных туристов.

Программа первого (второго) года занятий учебной группы рассчитана на 72 учебных часа, включая беседы по теории, практические занятия в помещении и на местности, подготовку походов, проведение походов и подведение их итогов.

Закончив первый год обучения, учащийся должен:

знать:

  • требования техники безопасности в походе;
  • общие подходы к организации и проведению походов;
  • способы профилактики типичных заболеваний и основные приемы и средства оказания первой доврачебной помощи;
  • перечень группового и личного снаряжения и правила ухода за ним;
  • правила приготовления пищи;
  • нормы личной и общественной гигиены, экологические требования к группе;

уметь:

  • применять указанные знания на практике;
  • ориентироваться на местности при помощи карты и компаса;
  • пользоваться примусами;
  • выполнять общие обязанности участника похода.

Закончив второй год обучения, учащийся должен:

знать:

  • функции всех участников на всех этапах подготовки и проведения похода;
  • правила общения в походе;

уметь:

  • выполнять функции участников похода (не менее 3-х);
  • выполнять все операции походного быта;
  • участвовать на всех этапах соревнований по технике пешеходного туризма;
  • обеспечивать индивидуальную страховку и групповую безопасность;
  • самостоятельно ориентироваться на местности;

 

Режим работы туристской группы

Режим работы туристской группы в течение учебного года в его различные периоды не одинаков, как правило, группа собирается на занятия два раза в неделю в определенные дни и часы. В среднем, один раз в месяц организуются экскурсии, практические занятия на местности (тренировки), учебные походы на 1—2 дня, участие в соревнованиях, слетах. Более продолжительные походы проводятся в каникулярные периоды. Кроме того, занятия проводятся по группам (работа штаба, хозгруппы, редколлегии отчета о походе и т. п.) и индивидуально (работа с докладчиками, проводниками, казначеем, с фотографом и т. п.).

В период обучения широко используются любительские фильмы, содержащие различные аспекты действий человека в условиях той или иной чрезвычайной ситуации, тематические встречи со специалистами и работниками спасательных служб, спортсменами, инструкторами прикладных видов спорта.

 

Работа с родителями

Перед походами проводятся родительские собрания, на которых руководитель сообщает родителям о целях и задачах похода. Если необходимо, дает необходимые разъяснения. Кроме того, вполне возможно непосредственное участие родителей в самом походе. Это создает, с одной стороны, дополнительные возможности воспитания детей, налаживания семейных отношений. С другой стороны, руководитель группы, имеющий перед собой определенные задачи образовательного плана может получить помощь со стороны родителей в организационном плане при подготовке и проведении похода. Основная же трудность при привлечении родителей к туристской и походной деятельности с учащимися заключается в том, что: 1) родителей тоже иногда приходится обучать, и 2) не каждый родитель способен корректно вести себя как со своим ребенком, так и с другими детьми.

 

Результаты работы на каждом этапе определяются степенью освоения практических умений на основе полученных знаний. Критерий успешности определяется результатом участия в соревнованиях, а так же личными зачетными соревнованиями по ориентированию, технике туризма, быту и др. вопросам содержания Программы.

Кроме того, руководитель должен отслеживать результаты индивидуального роста.

После прохождения занятий, походов и соревнований важным стимулом для ребят должно стать получение грамот, памятных призов и значков «Юный турист».

Участники группы будут вести альбом «Летопись туристской группы» и на стенде в помещении, где постоянно собираются дети, оборудован специальный «Уголок тургруппы».

Для воспитания коллектива группы проводятся конкурсы на лучшее название туристской группы, ее эмблему. Все это способствует созданию дружного сплоченного коллектива.

 

Учебно-тематический план первого года обучения

№п/п

Наименование темы

Кол-во часов

 

Всего

Теор.

Прак.

 

1.

 

2.

 

3.

 

4.

 

5.

 

6.

 

 

7.

 

 

 

Введение.

 

Ориентирование на местности.

 

Техника пешеходного туризма.

 

Материально – техническая база походов.

 

Основы медицинской подготовки.

 

Подготовка походов (однодневных, двухдневных).

 

3 однодневных похода:

1) преодоление полосы препятствий с использованием специальных снаряжений, отработка навыков и умений;

2) организация быта в полевых условиях;

3) ориентирование на местности;

 

Итого:

 

 

2

 

13

 

9

 

8

 

9

 

7

 

  

8

 

8

8

 

72

 

2

 

7

 

5

 

6

 

6

 

4

 

 

 

  

 

 

 

30

 

 

 

6

 

4

 

2

 

3

 

3

 

 

8

  

8

8

 

42

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

1. Введение ( 2 часа).

Теория. Беседы о туризме и о работе учебной группы, о значении туризма для человека.

Условия участия в походах, общие вопросы организации, рассказы о интересных походах и путешествиях (показ видеофильма). Инструктаж по ТБ.

 

2. Ориентирование на местности ( 13 часов). 

Теория. Понятие о карте.

Условные знаки топографических карт.

Масштаб и его виды.

Особенности изображения местности на картах спортивного ориентирования.

Компас. Азимуты – прямой и обратный.

Определение азимута.

Способы ориентирования по местным признакам.

Практика. Чтение и изображение топознаков.

Расчет расстояний по карте с помощью линейки, нитки.

Определение азимута.

Разработка похода.

Движение по азимуту.

Измерение расстояния «на глаз» и шагами.

 

3. Техника пешеходного туризма ( 9 часов). 

Теория. Основные приемы страховки.

Узлы.

Основные и вспомогательные веревки.

Карабины.

Правила прохождения технических этапов туристской полосы препятствий.

Практика. Вязание узлов на время.

Надевание страховочной системы на время.

Отработка элементов пешего туризма: движение по параллельным веревкам, преодоление водных преград: навесная переправа, переправа по бревну с перилами.

Прохождение туристической полосы препятствий.

 

4. Материально – техническая база похода ( 8 часов).

Теория. Личное снаряжение.

Групповое снаряжение.

Костровое оборудование.

Техника безопасности с примусом.

Организация питания в походах разной продолжительности.

Правила приготовления походных блюд.

Практика. Составление меню и раскладка продуктов для похода. Распределение веса на маршрут. 

 

5. Основы медицинской подготовки ( 9 часов). 

Теория. Общие гигиенические требования в походе.

Требования к одежде и обуви.

Питьевой режим. Обеззараживание воды.

Виды повязок.

Вывихи. Раны и ссадины. Переломы.

Укусы змеи и насекомых.

Практика. Наложение повязки на рану.

Иммобилизация конечностей при переломе.

Остановка кровотечения с помощью жгута.

 

6. Подготовка похода (7 часов). 

Теория. Разработка маршрута, составление плана похода, сметы расходов.

Подбор личного и группового снаряжения.

Значение дисциплины в походе.

Расчет питания, подбор и закупка продуктов.

Практика. Подготовка группового и специального снаряжения, расфасовка и раскладка продуктов.

Укладка рюкзаков.

Контрольные сборы: проверка личной и групповой готовности к выходу в поход.

 

Учебно-тематический план второго года обучения

№п/п

Наименование темы

Кол-во часов

 

Всего

Теор.

Прак.

 

1.

 

2.

 

3.

 

4.

 

5.

 

 

 

 

 

 

 

6.

 

Введение.

 

Ориентирование на местности.

 

Техника пешеходного туризма.

 

Специальная подготовка.

 

2 однодневных похода

1) преодоление полосы препятствий с использованием специальных снаряжений, отработка навыков и умений;

Подведение итогов

2) организация быта в полевых условиях;

Подведение итогов

 

Двухдневный поход

Подведение итогов

 

Итого:

 

 

2

 

6

 

8

 

12

 

 

8

1

8

1

  

24

2

 

 

72

 

 

2

 

3

 

3

 

6

 

 

 

1

  

1

  

 

1

 

 

17

 

 

  

 

3

 

5

 

6

 

 

8

 

8

  

 

24

1

 

 

55

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

1. Введение ( 2 часа).

Теория. Инструктаж по ТБ. Выполнение отчета о летнем походе.

Условия участия в походах, общие вопросы (показ видеофильма о летнем походе). Определение перспектив работы.

 

2. Ориентирование на местности ( 6 часов).

Теория. Командное и индивидуальное прохождение контрольно – туристического маршрута - ориентирование по легенде.

Ориентирование по обозначенному на карте маршруту.

Комбинированное ориентирование по выбору.

Практика. Повторение упражнений первого года обучения.

Зарисовка новых топографических знаков.

Задачи на вычисление пройденного пути по времени и скорости движения на разных участках местности (по карте).

 

3.Техника пешеходного туризма ( 8часов)

Теория. Вязание узлов.

Способы и правила страховки.

Способы и правила самостраховки.

Практика. Вязание узлов на время.

Надевание страховочной системы на время.

Отработка элементов пешего туризма: движение по параллельным веревкам.

Преодоление водных преград: навесная переправа, переправа по бревну с перилами.

Прохождение туристической полосы препятствий на скорость и качество.

 

4.Специальная подготовка ( 12 часов)

Теория. Функции штурмана ( характеристика местности по карте, определение крутизны склона по карте и на местности).

Функции медика (возможные травмы и способы оказания первой помощи, состав аптечки).

Функции коменданта лагеря (гигиена и психология группы, утилизация отходов).

Функции снаряженца (выбор оптимального снаряжения для похода разной продолжительности, хранение на базе и в походе).

Функции завхоза (составление раскладки продуктов, сохранность продуктов в походе, приготовление разнообразной пищи, баланс веса на весь маршрут).

Функции командира (обеспечение координации деятельности всех должностных лиц на всех этапах похода).

Практика. Фотосъемка в походе и на практических занятиях. Транспортировка условно пострадавшего.

Оказание первой доврачебной помощи.

Ремнабор, его освоение.

Разработка походов разной продолжительности.

Отчеты о походах, выпуск стенгазет, оформление уголка. 

Читайте также по данной теме

Яндекс.Метрика