Цель: Познакомить детей с искусством росписи пасхальных яиц, выполнитьроспись на пасхальную тематику.

Задачи:

Познакомить детей с историей возникновения Пасхи – Светлого Христова Воскресения и с обычаями этого праздника – красить, расписывать и дарить пасхальные яйца – «писанки».

Развитие зрительного представления, творческого изображения у учащихся, развитие хорошего вкуса, эстетических и нравственных чувств у детей.

Оборудование для учащихся: альбомы, краски (гуашь, акварель), кисти беличьи №1, №2, №3, яйца деревянные (заготовки).

Подготовительный этап: подготовка эскизов с изображением церквей, русских пейзажей, пасхи, пасхальных яиц.

План занятия:

  1. Организационный момент – 5 мин.
  2. Повторение предыдущей темы «Хохлома» – 15 мин.
  3. Переход к новой теме: Из истории возникновения пасхальных яиц – 20 мин.
  4. Изучение новой темы «Сувенирные яйца». Практическая работа: изготовление сувенирных яиц – 1 час 15 мин.
  5. Заключение (демонстрация выполненных работ и их анализ) – 20 мин.

 

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Проверка готовности воспитанников к занятию: сверка по списку учащихся в журнале, организация рабочего места.

 

2. Повторение темы «Хохлома»

Педагог задает учащимся следующие вопросы:

  1. Назвать виды хохломской росписи.
  2. Какого цвета может быть фон при выполнении хохломской росписи?
  3. Какие цвета используют при выполнении хохломской росписи?
  4. Что символизирует изображение птиц в хохломе?
  5. В какой области расположено село Хохлома?

 

3. Переход к новой теме:

Из истории возникновения пасхальных яиц: «Яичко к Христову дню»

Повсюду благовест гудит,

Из всех церквей народ валит,

Заря глядит уже с небес…

Христос Воскрес! Христос Воскрес!

(А. Майков)

 

Великодень (Велик-день) – это «светлое Христово воскресенье», первый день праздника пасхи (от древнееврейского – «пейсах»)

Обычай красить яйца на пасху, благодаря своей простоте и дешевизне очень демократичный бытовал в России не только у господ, но и во всякой крестьянской избе, где разносолов к празднику не имели и святая неделя была почти так же скудна, как и великопостные дни.

Пасхальное яйцо или «писанка» не просто крашенное и расписанное яйцо. Пасхальными яйцами обычно обмениваются в знак приязни и забвения накопившихся обид. Орнаменты южнорусской и украинской писанок перекликаются с орнаментами на глиняной посуде, возникшей на грани двух великих эпох: медного и бронзового века – примерно 3 тысячелетия до новой эры. Давным-давно яйцо было знаком весеннего возрождения солнца, а многие полагали, что мир произошел из яйца. Вылупился, как цыпленок! Атрибутом пасхального праздника писанку сделало позднее христианство. Мудро прибрало к рукам языческую «изюминку».

Пасхальные яйца – яркая страница нашего декоративного искусства, увы почти не исследованная… Они всегда отличались высочайшим художественным вкусом. Они не менее изысканны, чем восточные, персидские или японские миниатюры. Они излучают радость. Они как музыка. У народных писанок есть названия, свидетельствующие, что самый вроде бы абстрактный орнамент в сознании творца исполнен смысла: Богиня – Берегиня, Березняк, Бесконечник, Бараньи Рожки, Ветрячок, Волчьи Зубы, Грабельки, Княгиня, Сапожки, Старуха, Черное море… Фантазии народной нет предела. Помните, как у Тараса Шевченко: «…Как будто писанка, село».

 

4. Изучение новой темы.

Мастер-класс  "Роспись пасхального яйца"

 

Позднее на Руси яйца стали не только красить, но и расписывать. А поскольку такое яичко оказалось еще и замечательным подарком – как бы мы теперь сказали, сувениром, - их стали изготавливать «навечно» из самых разных материалов. Вытачивать из дерева, делать из папье-маше, выдувать на фарфоровых заводах. Давайте попробуем приготовить сувенир из обыкновенного деревянного яйца.

Прежде, чем приступить к росписи, следует яйцо подготовить, его надо почистить наждачной бумагой, Желательно, чтобы яичко было с подставкой.

После того как учащийся подготовит яйцо к росписи, следует перейти к эскизам для росписи яйца.

Детям предлагается по представленным наглядным пособиям (эскизам церквей, русских пейзажей и пасхальной тематике) составить композицию на деревянных яйцах.

Первый этап – работа простым карандашом (ТМ) – выполнение контура рисунка. После того как дети выполнили рисунок, проводится анализ работ первого этапа по пунктам

  1. Правильность компоновки рисунка (добротное размещение всех частей композиции на яйце).
  2. Правильность изображения обеих овалов на яйце (если композиция выбрана двухсторонняя), и выполняется в рамках этих овалов.
  3. Правильность построения частей композиции церкви, рисунок пейзажа и т.д.

После подведения первого этапа работы (рисунка карандашом) начинается работа цветом (гуашь, акварель).

Работа цветом начинается с выполнения общего фона (гуашь – неплотного, прозрачного, рассчитанного на дальнейшую прописку), закрашивается полностью вся композиция с расчетом, чтобы была видна работа, выполненная карандашом. Если композиция двухсторонняя, то фон может быть разным по цвету.

Фон выполнен, краска сохнет, а детям в это время предлагается подумать над дальнейшей работой в цвете. Во-первых, меняется техника (гуашь – на акварель). Во время работы цветом детям предлагается активно работать на палитре, смешивая цвета. Не стоит брать открытых ярких красок, раскрашивая церковь или пейзаж, а вот композицию с изображением пасхальных яиц, следует сделать ярче. Работая в цвете, дети, конечно же, ориентируются на наглядные пособия, но при этом допускаются элементы и самостоятельного творчества детей.

Церковь выполняется в бело-голубом цвете с золотыми куполами, весенний пейзаж – в нежном колорите светло-зеленом, голубом, ничего яркого все в постельных тонах, и только листочки деревьев – чуть ярче, чтобы подчеркнуть радость весны и праздника.

Композиция с куличом и яйцами, выполняется ярче, колоритнее, насыщеннее – краски яркого народного праздника – сочный кулич с крестиком сверху, а вокруг яркие пасхальные яйца красного, зеленого, желтого, синего, розового цвета, которые лежат на белоснежном полотенце с вышивкой русского орнамента.

В заключение работы цветом следует обратить внимание детей на детальную доработку – выполнение бликов на предметах, подчеркивание контура изображения, усиление теней, роспись подставки – два, три цвета.

Следующий этап – это декорирование яиц гелем с блестками «золотой», «серебряной» красок, следует позолотить купола церквей, орнамент по краю овалов, можно также декорировать надписи.

 

5. Заключение.

Все яйца на подставках выставляются в ряд (мини-выставка)

Анализ работ проводится по пунктам:

  1. Качество выполнения фона и его дальнейшая проработка.
  2. Мастерство написания предметов композиции.
  3. Правильный выбор колорита.
  4. Аккуратность и мастерство выполнения декорирования.
www.scafc.ru

Читайте также по данной теме

Яндекс.Метрика