Цель: Развитие творческих способностей у детей, на примере выполнения Полховско-майданской матрёшки .

Задачи: познакомить детей с историей Полховско-Майданской матрёшки. Научить навыкам и приёмам по росписи этой матрёшки.

Оборудование занятия: для детей - краски (гуашь, акварель), кисти, альбомы, для педагога – иллюстрации, эскизы Полховско-Майданской матрёшки.

 План

  1. Организационный момент:
  2. Особенности росписи матрешек Полхово – Майдана
  3. Практическая работа
  4. Подведение итогов. Анализ выполненных работ.

 

Ход занятия

1. Орг. момент. Сверка по списку. Проверка наличия инструментов и материалов для занятия (альбомы, простые карандаши, кисти, краски, гуашь, акварель).

 

Изучение новой темы

Особенности росписи матрешек Полховского Майдана.

Полховский Майдан - центр по изготовлению и росписи матрешек, расположенный в Нижегородской области. В отличие от матрешек персонажа сергиево-посадских мастеров, матрешки с росписью в традициях орнаменталистов Древней Руси семеновских художников, полхово-майдановская матрешка представляет собой крестьянский примитив, напоминающий характером своей росписи детский рисунок.

Мастера Полховского Майдана, как и семеновские, пользуются в росписи анилиновыми красками. Матрешку покрывают клейстером, ярко расписывают, затем покрывают лаком. Колорит полховско-майдановской матрешки ярче, звучнее, чем семеновской. Зеленые, синие, желтые, фиолетовые, малиновые цвета употребляются мастерами в контрастном сочетании, отчего роспись несет следы темперамента, активности, жизненной силы. Яркость колорита достигается приемом лессировки - наложением одной краски на другую. Кроме того, роспись более крупная, чем семеновской матрешки.

Полховско-Майдановская матрешка представляет собой деревенскую красавицу со сведенными бровями и глазами, с лицом, обрамленным черными локонами. Локоны - подлинная деталь старинного местного женского головно­го убора. Женщины убирали волосы под кокошник, девицы - под ленты, а вокруг лица в головной убор втыкали черные, завитые штопором, как кудри, перышки селезня. Как и Семеновские мастера, художники из Полховского Майдана главное внимание уделяют цветочной росписи на фартуке, опуская все бытовые детали костюма. Основным элементом росписи Полховско-Майдановской матрешки является многолепестковый цветок шиповника, который мастера на­зывают «розой». Этот цветок всегда считали символом женского начала, любви, материнства. Северная «роза», или цветок шиповника, обязательно присутствует в любой композиции мастеров Полховского Майдана. Более того, они часто развивают этот мотив, изображая рядом с пышным цветком полураскрытые бутоны на ветках.

В настоящее время Полховский Майдан представляет собой село, около трех тысяч жителей. Молодежь охотно осваивает ремесло своих родителей и продолжает их традиции.

В находящемся неподалеку селе Крутец по примеру соседей также стали расписывать деревянные точеные изделия, в том числе матрешки. Роспись матрешек крутцовских мастеров отличается большей свободой выбора сюжетов, орнаментов и их художественной трактовки. Крутцовские мастера склонны к экспериментам. Это относится не только к характеру росписи, но и к самой форме матрёшки.

 

Практическая работа

Детям выдаются шаблон в форме матрёшки, они его переводят в альбом, затем рисуют карандашом контур матрёшки.

 

Последовательность выполнения рисунка на матрёшке.

Выполнение овала лица матрёшки (при этом следует обращать внимание детей на его размер, чтоб он не получился слишком большим или маленьким, так как от этого будет зависеть образ будущей матрёшки).

1. Выполнение компоновки рисунка платка, рук, рукавов, фартука.

2. Выполнение композиции цветов на фартуке матрёшки.

3. Выполнение рисунка лица, глаз, носа, рта, щёк.

 

Работа на матрёшке цветом.

Вначале детям даётся информация о колорите Полховско-Майдановской, то есть использование цветов: жёлтого, красного, бордового, синего, чёрного.

Выполнение фона.

а) Фон лица – для этого дети на палитре смешивают гуашевые краски: белый цвет и оранжевый – работают кистью № 3 («белка»);

б) Фон фартука – для этого дети смешивают на палитре белый цвет и жёлтый – гуашь, затем выполняют фон кистью № 3;

в) Работа над платком – гуашь жёлтого цвета, кисть № 3;

г) Работа над рукавами – дети смешивают на палитре белый цвет и синий – кисть № 3;

д) Написание лица матрёшки – кисть № 2 или № 1 – работа идёт акварелью, выполняются чётко, аккуратно, глаза, брови, нос, рот, губы, щёки;

е) Выполнение цветом композиции цветов на фартуке – кисть № 2 – акварель;

ж) Выполнение обводки элементов всей матрёшки – чёрная акварель, кисть № 1.

Здесь следует обратить особое внимание детей на изящество обводки и аккуратность её исполнение.

 

Подведение итогов

Вопросы детям.

  1. В какой области находится село Полхов-Майдан?
    (Ответ: Нижегородская область).
  2. Почему Полховско-Майдановская матрёшка простая по исполнению?
    (Ответ: Потому что она выполняется не профессиональными художниками, а жителями этого села).
  3. Какой цветок композиции матрёшки считается главным?
    (Ответ: Роза).
  4. Символом чего является этот цветок?
    (Ответ: Символом женского начала, любви, материнства).

  Анализ выполненных работ

Просматриваются выполненная работа детей, и делается анализ в следующей последовательности: компоновка (расположение деталей рисунка на контуре матрёшки), качество выполнения фона и других частей матрёшки цветом.

Читайте также по данной теме

Яндекс.Метрика