Цель: Научить работать над созданием эскизов авторской матрёшки.

Задачи:

  1. Выразительное изображение персонажа, передача изобразительными средствами эмоционального отношения рисующего к изображаемому;
  2. Широкое применение в рисунке законов композиции, линейной и воздушной перспективы, конструктивного строения предметов, законов светотени и цветоведения;
  3. Развитие зрительного представления, творческого изображения у учащихся;
  4. Развитие хорошего вкуса, эстетических и нравственных чувств у детей.

Оборудование:

для педагога – эскизы авторских матрёшек, наборы авторских матрёшек, репродукции картин, видеофильм «Из коллекции Валентина Юдашкина», записи музыки Ф. Шуберта, В. Матецкого, русской народной песни «Топится, топится в огороде баня…»;

для учащихся – русские народные костюмы с элементами хохломы, изба-баня (декорация), веники березовые или дубовые, таз, самовар, расписанный под хохлому, чайный сервиз с росписью хохломы и другая хохломская посуда, альбомы, краски, кисти, заготовки матрёшек (белье).

 

План

  1. Орг. момент. – 5 мин.
  2. Повторение пройденного материала «Путешествие в деревню
    Хохлома», практическая работа. – 20 мин.
  3. Авторская матрёшка. «Мадонна III тысячелетия». – 25 мин.
  4. Практическая работа. – 1 час 10 мин.
  5. Подведение итогов. – 15 мин.

 

Ход занятия.

 Организационный момент.

Сверка по списку, проверка наличия инструментов и материалов у детей.

 

Повторение пройденного материала.

 Игра-сказка

Дети, одетые в русские народные костюмы с элементами хохломы под музыку песни «Топится, топится в огороде баня…», приплясывая, идут в баню, с веником и другими предметами для бани.

В сказочной избе бани (декорации) «парятся» и весело возвращаются из бани, прихватив с собой Ваню. Садятся пить чай после бани за самоваром и с хохломской посудой.

Посмотрев, как живет село Хохлома, его жители в игре-сказке, мы приступим к выполнению практической работы по карточкам задания по предыдущей теме «Золотая хохлома».

 

Практическая работа по карточкам-заданиям.

Детям выдаются карточки-задания, выполненные из бумаги в форме чашек, ваз, ложек.

Дети должны самостоятельно выполнить роспись под фон или верховую роспись, согласно заданию указанную в карточке (смотреть приложение № 3).

 

Анализ выполнения карточек-заданий

  1. Качество выполнения фона (аккуратность, правильность);
  2. Качество выполнения приписки (выполнения ягод, разживок, работа «тычком», написания «травки»).

 

Изучение новой темы:

 Сегодня мы поговорим о женских образах, о таких с которых можно брать пример. Во все времена, все великие художники изображали мадонну с младенцем на руках. Этому посвящали свою музыку композиторы.

(Звучит музыка).

Ave Maria (фрагмент, Ф. Шуберт).

Матрёшка от слова мать, мать с многочисленным семейством. Из девочки, девушки должна вырасти мать с прекрасным младенцем на руках, мать – основа семьи.

  (Демонстрация репродукции с изображением Мадонны
различных времён).

 

а) Мадонны прошлых столетий: «Элизабет де Бофор», Ян Ван Скорел
(1495-1562 гг.), Мадонна с младенцем (Тамбовская картинная галерея);

б) З.Е. Серебрякова «Автопортрет»;

в) И.С. Глазунов «Русская красавица»;

г) П. Федотов «Портрет Н.П. Жданович за фортепьяно»;

ж) Декоративная роспись (Федоскино) «Золотая осень».

 

Говоря о Мадоннах прошлых лет нельзя не назвать современных Мадонн: поэтесса Лариса Рубальская, балерина Мая Плисецкая, певица Любовь Казарновская, гимнастка Алина Кабаева, фигуристка Ирина Роднина, певица София Ротару.

Слушая о таких прекрасных женщинах, конечно, стоит сказать о хорошем вкусе… Что же такое хороший вкус? Это манера одеваться, это манера поведения, круг интересов и т.д. А теперь посмотрим, как трактуют хороший вкус художники-модельеры.

(Демонстрируется фрагмент видеофильма
«Из коллекции Валентина Юдашкина»).

 

 

Практическая работа

Выполнение эскизов матрешек и их роспись.

Прежде чем приступить к выполнению эскизов, следует помнить, что Мадонна должна быть с хорошим вкусом, чтобы она умела творить, ибо творчество создаёт, а не разрушает.

 

Выбор темы.

Детям предлагаются примерные темы: «Моя современница», «Мадонна с младенцем», мистическо-сказочная тема «Русалка» и т.д.

Демонстрируются эскизы работ авторских матрёшек «Мария», «Русалка».

 

Последовательность выполнения практической работы

Выполнение рисунка.

Тип рисунка должен стать самостоятельной темой. Рисунок это подготовительная стадия в работе над картиной (над образом Мадонны), это самостоятельная форма художественного осмысления действительности.

Рисовать – значит думать с карандашом, значит анализировать и обобщать, рисовать не наброски, а законченную работу по мысли и форме. Видеть – компонуя, то есть изложить свою мысль с учетом всех правил при выполнении композиции; правильное размещение частей композиции на форме матрёшки с учётом линейной и воздушной перспективы.

1. Выполнение образа лица Мадонны – жанр портрета. Это выявление характера, размышлений, раздумий нашего современника (Мадонны) о мире, о природе, о прекрасном.

Работу следует начинать с общего очертания глаз, бровей, губ, а затем переходить к более детальной их прорисовки – причёска или головной убор. Головной убор должен быть выполнен соразмерно голове и хорошо прорисован по форме.

2. Выполнение общей композиции матрёшки.

Общая композиция авторской матрёшки в работе детей должна состоять как бы из трёх частей: образ (лицо матрёшки), главная композиция - передняя часть матрёшки, третья часть композиции – обратная сторона матрёшки – это может быть платок, как это часто делается на матрёшке, но может быть и сюжетная композиция, в зависимости от замысла ребёнка.

На первой стадии выполнения композиции дети намечают, в общем, детали композиции, на данном этапе идёт детальная проработка карандашом всех частей композиции, будь то пейзаж, натюрморт или сюжетная композиция. Очень важно здесь будет выполнение лица матрёшки, а от этого зависит во многом передача замысла всего сюжета будущей авторской матрёшки. Например: если это Мадонна с младенцем – следует передать доброту и ласковый взгляд матери на ребёнка и на весь окружающий мир.

После того, как общая композиция выполнена карандашом, следует её проанализировать в следующей последовательности: а) правильное размещение, в общем, всех частей композиции; б) создание выразительного образа лица Мадонны; в) точная детальная прорисовка всех частей композиции.

 

Работа цветом

(Гуашь, акварель, акриловые перламутровые краски,
краски золотого и серебряного цвета, гель с блестками).

а) Работа в цвете начинается с выполнения фона (гуашь). Пример: выполнение пейзажа - вначале выполняется голубой фон неба, пространства до горизонта, зеленый фон земли, травы, а сверху фона идёт написание деревьев, кустов и т.д.

б) Работа цветом над лицом матрёшки (акварель) – этап ответственный, требует навыков и умений, аккуратности. Прежде чем приступить к работе, здесь следует подумать над выбором цветов. Например: если это «Русалка» (смотреть приложение № 2). Глаза следует сделать холодные по цвету, морские, зелёные или бирюзовые. Румянец будет нужен не русалке, а Мадонне с ребёнком, жизнерадостной и красивой «Марии».

 

Живописность авторской матрёшки.

Несмотря на то, что матрёшка считается декоративной, живописность на матрёшке, особенно, авторской, конечно, нужна.

Рисуя пейзаж или портрет на матрёшке, следует видеть игру света и тени. Пространственность живых пятен и форм, цветовую среду, наслаждение красками. Работа ведётся акварелью, а акварель – это чувство. Таковы возможности и особенности этого материала, - насыщенность и нежность цветов, энергия и плавность мазка, темп в работе. Например: пишем одежду «Марии» с многочисленными складками – передача света и тени в углублениях складок, передача фактуры ткани, её плавности – возможна только с помощью живописности.

 

Декорирование матрёшки.

Украшение частей композиции матрёшки золотой и серебряной краской, гелем с блестками. Например: гелем с блестками лучше декорировать веки матрёшки, эффектно декорирование гелем туловища «Русалки» (смотреть приложение № 2).

Золотая краска хорошо декорирует головные уборы, купола церквей. Акриловая перламутровая краска хороша при выполнении платков, шалей на голове матрёшки.

 

Подведение итогов.

Анализ выполненных работ производится в следующей последовательности:

  1. Выбора сюжета авторской матрёшки: (удачный, не очень удачный).
  2. Мастерство выполнения общей композиции.
  3. Передача выразительного образа лица Мадонны
  4. Мастерство выполнения живописности матрёшки.
  5. Красота исполнения декорирования матрёшки.

Читайте также по данной теме

Яндекс.Метрика