Цель: Научить работать над созданием эскизов авторской матрёшки.

Задачи:

  1. Выразительное изображение персонажа, передача изобразительными средствами эмоционального отношения рисующего к изображаемому;
  2. Широкое применение в рисунке законов композиции, линейной и воздушной перспективы, конструктивного строения предметов, законов светотени и цветоведения;
  3. Развитие зрительного представления, творческого изображения у учащихся;
  4. Развитие хорошего вкуса, эстетических и нравственных чувств у детей.

Оборудование:

для педагога – эскизы авторских матрёшек, наборы авторских матрёшек, репродукции картин, видеофильм «Из коллекции Валентина Юдашкина», записи музыки Ф. Шуберта, В. Матецкого, русской народной песни «Топится, топится в огороде баня…»;

для учащихся – русские народные костюмы с элементами хохломы, изба-баня (декорация), веники березовые или дубовые, таз, самовар, расписанный под хохлому, чайный сервиз с росписью хохломы и другая хохломская посуда, альбомы, краски, кисти, заготовки матрёшек (белье).

 

План

  1. Орг. момент. – 5 мин.
  2. Повторение пройденного материала «Путешествие в деревню
    Хохлома», практическая работа. – 20 мин.
  3. Авторская матрёшка. «Мадонна III тысячелетия». – 25 мин.
  4. Практическая работа. – 1 час 10 мин.
  5. Подведение итогов. – 15 мин.

 

Ход занятия.

 Организационный момент.

Сверка по списку, проверка наличия инструментов и материалов у детей.

 

Повторение пройденного материала.

 Игра-сказка

Дети, одетые в русские народные костюмы с элементами хохломы под музыку песни «Топится, топится в огороде баня…», приплясывая, идут в баню, с веником и другими предметами для бани.

В сказочной избе бани (декорации) «парятся» и весело возвращаются из бани, прихватив с собой Ваню. Садятся пить чай после бани за самоваром и с хохломской посудой.

Посмотрев, как живет село Хохлома, его жители в игре-сказке, мы приступим к выполнению практической работы по карточкам задания по предыдущей теме «Золотая хохлома».

 

Практическая работа по карточкам-заданиям.

Детям выдаются карточки-задания, выполненные из бумаги в форме чашек, ваз, ложек.

Дети должны самостоятельно выполнить роспись под фон или верховую роспись, согласно заданию указанную в карточке (смотреть приложение № 3).

 

Анализ выполнения карточек-заданий

  1. Качество выполнения фона (аккуратность, правильность);
  2. Качество выполнения приписки (выполнения ягод, разживок, работа «тычком», написания «травки»).

 

Изучение новой темы:

 Сегодня мы поговорим о женских образах, о таких с которых можно брать пример. Во все времена, все великие художники изображали мадонну с младенцем на руках. Этому посвящали свою музыку композиторы.

(Звучит музыка).

Ave Maria (фрагмент, Ф. Шуберт).

Матрёшка от слова мать, мать с многочисленным семейством. Из девочки, девушки должна вырасти мать с прекрасным младенцем на руках, мать – основа семьи.

  (Демонстрация репродукции с изображением Мадонны
различных времён).

 

а) Мадонны прошлых столетий: «Элизабет де Бофор», Ян Ван Скорел
(1495-1562 гг.), Мадонна с младенцем (Тамбовская картинная галерея);

б) З.Е. Серебрякова «Автопортрет»;

в) И.С. Глазунов «Русская красавица»;

г) П. Федотов «Портрет Н.П. Жданович за фортепьяно»;

ж) Декоративная роспись (Федоскино) «Золотая осень».

 

Говоря о Мадоннах прошлых лет нельзя не назвать современных Мадонн: поэтесса Лариса Рубальская, балерина Мая Плисецкая, певица Любовь Казарновская, гимнастка Алина Кабаева, фигуристка Ирина Роднина, певица София Ротару.

Слушая о таких прекрасных женщинах, конечно, стоит сказать о хорошем вкусе… Что же такое хороший вкус? Это манера одеваться, это манера поведения, круг интересов и т.д. А теперь посмотрим, как трактуют хороший вкус художники-модельеры.

(Демонстрируется фрагмент видеофильма
«Из коллекции Валентина Юдашкина»).

 

 

Практическая работа

Выполнение эскизов матрешек и их роспись.

Прежде чем приступить к выполнению эскизов, следует помнить, что Мадонна должна быть с хорошим вкусом, чтобы она умела творить, ибо творчество создаёт, а не разрушает.

 

Выбор темы.

Детям предлагаются примерные темы: «Моя современница», «Мадонна с младенцем», мистическо-сказочная тема «Русалка» и т.д.

Демонстрируются эскизы работ авторских матрёшек «Мария», «Русалка».

 

Последовательность выполнения практической работы

Выполнение рисунка.

Тип рисунка должен стать самостоятельной темой. Рисунок это подготовительная стадия в работе над картиной (над образом Мадонны), это самостоятельная форма художественного осмысления действительности.

Рисовать – значит думать с карандашом, значит анализировать и обобщать, рисовать не наброски, а законченную работу по мысли и форме. Видеть – компонуя, то есть изложить свою мысль с учетом всех правил при выполнении композиции; правильное размещение частей композиции на форме матрёшки с учётом линейной и воздушной перспективы.

1. Выполнение образа лица Мадонны – жанр портрета. Это выявление характера, размышлений, раздумий нашего современника (Мадонны) о мире, о природе, о прекрасном.

Работу следует начинать с общего очертания глаз, бровей, губ, а затем переходить к более детальной их прорисовки – причёска или головной убор. Головной убор должен быть выполнен соразмерно голове и хорошо прорисован по форме.

2. Выполнение общей композиции матрёшки.

Общая композиция авторской матрёшки в работе детей должна состоять как бы из трёх частей: образ (лицо матрёшки), главная композиция - передняя часть матрёшки, третья часть композиции – обратная сторона матрёшки – это может быть платок, как это часто делается на матрёшке, но может быть и сюжетная композиция, в зависимости от замысла ребёнка.

На первой стадии выполнения композиции дети намечают, в общем, детали композиции, на данном этапе идёт детальная проработка карандашом всех частей композиции, будь то пейзаж, натюрморт или сюжетная композиция. Очень важно здесь будет выполнение лица матрёшки, а от этого зависит во многом передача замысла всего сюжета будущей авторской матрёшки. Например: если это Мадонна с младенцем – следует передать доброту и ласковый взгляд матери на ребёнка и на весь окружающий мир.

После того, как общая композиция выполнена карандашом, следует её проанализировать в следующей последовательности: а) правильное размещение, в общем, всех частей композиции; б) создание выразительного образа лица Мадонны; в) точная детальная прорисовка всех частей композиции.

 

Работа цветом

(Гуашь, акварель, акриловые перламутровые краски,
краски золотого и серебряного цвета, гель с блестками).

а) Работа в цвете начинается с выполнения фона (гуашь). Пример: выполнение пейзажа - вначале выполняется голубой фон неба, пространства до горизонта, зеленый фон земли, травы, а сверху фона идёт написание деревьев, кустов и т.д.

б) Работа цветом над лицом матрёшки (акварель) – этап ответственный, требует навыков и умений, аккуратности. Прежде чем приступить к работе, здесь следует подумать над выбором цветов. Например: если это «Русалка» (смотреть приложение № 2). Глаза следует сделать холодные по цвету, морские, зелёные или бирюзовые. Румянец будет нужен не русалке, а Мадонне с ребёнком, жизнерадостной и красивой «Марии».

 

Живописность авторской матрёшки.

Несмотря на то, что матрёшка считается декоративной, живописность на матрёшке, особенно, авторской, конечно, нужна.

Рисуя пейзаж или портрет на матрёшке, следует видеть игру света и тени. Пространственность живых пятен и форм, цветовую среду, наслаждение красками. Работа ведётся акварелью, а акварель – это чувство. Таковы возможности и особенности этого материала, - насыщенность и нежность цветов, энергия и плавность мазка, темп в работе. Например: пишем одежду «Марии» с многочисленными складками – передача света и тени в углублениях складок, передача фактуры ткани, её плавности – возможна только с помощью живописности.

 

Декорирование матрёшки.

Украшение частей композиции матрёшки золотой и серебряной краской, гелем с блестками. Например: гелем с блестками лучше декорировать веки матрёшки, эффектно декорирование гелем туловища «Русалки» (смотреть приложение № 2).

Золотая краска хорошо декорирует головные уборы, купола церквей. Акриловая перламутровая краска хороша при выполнении платков, шалей на голове матрёшки.

 

Подведение итогов.

Анализ выполненных работ производится в следующей последовательности:

  1. Выбора сюжета авторской матрёшки: (удачный, не очень удачный).
  2. Мастерство выполнения общей композиции.
  3. Передача выразительного образа лица Мадонны
  4. Мастерство выполнения живописности матрёшки.
  5. Красота исполнения декорирования матрёшки.
Подскажите, где можно купить матрешки оптом? Андрей, посмотрите тут

Читайте также по данной теме

Яндекс.Метрика