Печать
Категория: Занятия в кружке декоративно-прикладного творчества
Просмотров: 2063

Цель: сформировать навыки росписи Семёновской матрёшки.

Задачи: познакомить детей с историей Семёновской матрёшки, особенностями росписи этой матрешки.
Воспитание эстетических, нравственных, патриотических чувств у детей, посредством народного декоративно-прикладного искусства.
Развитие творческих способностей у детей.

Оборудование: для педагога - таблицы, шаблоны, наборы матрёшек, кассеты с записью музыки; для детей - гуашь, акварель, кисти беличьи, №1, №2, альбомы,

 

План

  1. Организационный момент.
  2. Обобщение пройденного раздела. Беседа о Полховско- Майдановской матрёшке
  3. Тема занятия «Семёновская матрёшка». Рассказ об истории Семеновской матрёшки.
  4. Практическая работа.
  5. Подведение итогов.

 

Ход занятия

 

Организационный момент.

Сверка по списку. Проверка наличия необходимых инструментов и материалов для занятия (альбомы, простые карандаши, кисти).

 

Обобщение пройденного раздела

Тема нашего сегодняшнего занятия «Семеновская матрешка», но прежде чем говорить о ней нельзя не говорить о русской матрешке вообще, начиная с матрешки прошлого века и до сегодняшней авторской.

Вообще по матрешечному искусству можно посмотреть историю государства Российского. На историческом типе матрешки изображено все, русские цари и русские писатели и сценки быта, и великолепие русских церквей. Не случайно матрешки пользуются большим спросом во всех странах мира. Приобретая матрешку, иностранцы знакомятся с нашей историей и с нашим национальным искусством, матрешка наша как бы шагает в ногу со временем, поэтому она всегда интересна.

Надо сказать, что матрешку пытались делать и в Германии и во Франции, но не прижилась она там, а у нас в России искусство матрешек получило стремительное развитие, особенно, авторская матрешка. Много центров по изготовлению и росписи появилось иностранцы.

(Показ иллюстраций матрешек «Борис Ельцин», «Русские писатели».)

Конечно же, на создание авторской матрешки художников вдохновляют не только исторические события, но и красота нашей природы.

(Показ авторских работ педагога. «Времена года», «Вишенка» - набор матрешек).

Подводя итог вступительному слову о нашей русской матрешке, что эпиграфом к нашему сегодняшнему занятию прозвучат слова и музыка.

Эпиграф «Матрешка – символ русского народного творчества».

(звучит музыка).

Фрагмент песни «Россия». Музыка и слова И. Талькова

 

Переход к новой теме

Есть такая замечательная область в России – Нижегородская. Вот сегодня мы туда и отправимся в путешествие.

Поехали... (Путешествуем под музыку).

Звучит фрагмент песни «Печальный ветер». Муз. А. Костюк, сл. Степанова.

Во время музыки детям предлагается подвигаться в такт музыке (физкультминутка).

 

Заволжские леса красота необыкновенная, с давних пор она вдохновляла жителей сел и деревень на создание произведений искусства.

Густые, местами непроходимые леса заволжского края давали приют старообрядцам, стрельцам, бежавшим от помещичьего произвола.

В этих краях хорошо знали и использовали в декорировании разных прикладных изделий.

Именно здесь появилась знаменитая хохлома, в орнаментальных рисунках которой есть мотивы, восходящие культуре древней Руси. В сёлах Нижегородской области существует легенда.

Давным-давно при царском дворе жил художник-иконописец. Но тяготило художника подневольная жизнь придворного художника, и решил он бежать в далекие заволжские леса. Поставил себе дом и стал творить то что было близко народу, чашки да ложки, рисовал на них яркие ягоды, да золотые цветы… Так и появилась хохлома, но художник был иконописцем и влияние иконописи несомненно есть в хохломе, а соседство с хохломой во многом определяет своеобразие Семёновской матрёшки.

Изготовлением токарных изделий в Семёнове занимались издавна, вытачивали ведёрки, чашки, резали ложки. Делать матрёшку там начали, когда впервые привезли из Сергиева-Посада первую матрёшку-болвашку, изображавшую мужика с бородой и усами, но по аналогии с пасхальными яйцами её решили сделать разъёмной. Так появилась деревянная игрушка – прообраз будущей Семёновской матрёшки. Первую матрёшку расписывали анилиновой красной краской, сверху покрывали клеем. Особенно была интересной матрёшка плешивый мужик с бородой и усами и дородной мужик в шляпе и тулупе.

Постепенно сложился тип Семёновской матрёшки, в отличие от Сергиево-посадской он более условен и декоративен. Семёновские мастера не стремятся к созданию матрёшки из современной жизни. Своей росписью они идут от орнамента древней Руси.

В начале намечают росчерком тонкой кисточки контуры лица, глаза, черточки у губ, губы, наводят румянец. Затем рисуют платок, юбку, передник, прорисовывают руки. Основой композиции считается фартук, на котором чаще изображают букет.

В настоящее время мастера используют цвета – красный, синий, жёлтый, зелёный. Семёновские мастера создали свою форму матрёшки, которая отличается от сергиево-посадской, имеют большую стройность, относительно тонкий верх. Отличается она и многоместностью, в неё вкладывается 15-18 разноцветных кукол. Именно в Семёнове была выточена 72-местная матрёшка высотой 1 м, диаметром 0,5 м.

Известны Семёновские матрёшки «Русский молодец», «Русская красавица», «Семёноские ребята».

Со временем Семёновская матрёшка изменилась. Платок сменился на кокошник, молодец надел картуз.

До 1929 года мастера изготовляли матрёшку на дому, затем появилась артель, которая объединила Семёнов и близлежащие к нему деревни. В начале в неё входили два десятка человек. В настоящее время это самый крупный центр по изготовлению матрёшки в России.

 

Практическая работа.

Исторический тип матрёшки, о котором было сказано ранее, конечно, просматривается и на Семёновской матрёшке, только Семёновская матрёшка декоративная по исполнению, более простая и народная. Чтобы лучше понять и почувствовать, то над чем мы сегодня будем работать в практической части нашего занятия, послушаем фрагмент песни, рассказывающей об истории нашей России.

(Звучит фрагмент песни «Бывший подъесаул» сл. и музыка Игоря Талькова).

 

Герой нашей сегодняшней практической работы – солдат, музыкант-барабанщик, защищавший наше Отечество.

(Вывешивается эскиз матрёшки «Солдат»).

 

Порядок выполнения практической работы.

1. Детям выдают шаблон в форме «солдата», они переводят его в альбом.

2. Работа над эскизом карандашом.

3. Работа над эскизом красками. (Работа ведётся гуашью и акварелью).

 

Подведение итогов.

Вопросы детям:

  1. В какой области находится город Семёнов?
    (Ответ: Нижегородская область).
  2. Какой центр в России самый крупный по изготовлению и росписи матрёшек?
    (Ответ: город Семёнов).

Анализ работ выполненных детьми.

Просматриваются выполненные работы детей, и делается анализ в следующей последовательности: компоновка (расположение деталей рисунка на контуре матрёшки), качество выполнение фона, и других частей матрёшки цветом, качество выполнение обводок.

Отмечаются лучшие работы.