Печать
Категория: Занятия в кружке декоративно-прикладного творчества
Просмотров: 2014

Народные художественные промыслы России представляют собой прекрасный материал для творческого, духовного, эстетического развития детей, воспитания у них чувства патриотизма и гражданственности. Методическое обеспечение занятий в кружке декоративно-прикладного творчества таким образом может быть весьма разнообразным. Любая из тем очень хорошо воспринимается детьми – будь-то матрешка, которая изначально была задумана, как игрушка или такие сложные темы, как «кудрины» или жостовская роспись. Любому ребенку доставляет большое удовольствие даже просто держать в руках изделие народных художественных промыслов (гжельскую керамику, жостовские подносы, матрешек с росписью различных типов), а работать над ними, расписывать свои изделия – приятно вдвойне. Чувство гордости за своего ребенка испытывают и родители, если видят выполненную на хорошем уровне работу. С каким удовольствием идет мама с пасхальным яйцом, расписанным ее ребенком в церковь на праздник Пасхи. Такие моменты представляют особую эмоциональную ценность, и имеют немаловажное значение при работе педагога с детьми и их родителями.

Для организации учебно-воспитательного процесса в кружке декоративно-прикладного творчества используются различные формы занятий. Наиболее распространенным типом занятий, в силу специфики программы, являются практические работы. Организация практических работ предусматривается при изучении каждого из крупных разделов программы. Для плодотворной работы учащихся при выполнении практических работ необходимо обеспечить их достаточным количеством наглядных пособий: наборами матрешек, изделиями с хохломской росписью, сувенирными яйцами, жостовскими подносами. Для организации практических работ, также необходимо иметь эскизы с последовательностью и приемами выполнения различной росписи. Хотя в общеобразовательной школе на уроках ИЗО детей знакомят и с перспективой, и с симметрией, колоритом - этих знаний может оказаться недостаточно для выполнения практической работы по росписи изделий народных художественных промыслов. Поэтому задача педагога дополнительного образования состоит в том, чтобы более подробно и углубленно остановиться на трудных для детей моментах. В этой связи целесообразно в некоторых разделах программы отводить целые занятия для знакомства детей с рисунком, живописью, композицией и т.п. Как показывает опыт работы, практические занятия лучше сопровождать классической или русской народной музыкой, так как музыка очень хорошо вдохновляет на творчество, дети, работая над матрешкой, или, расписывая жар-птицу, получают двойной заряд прекрасных эмоций и эстетического наслаждения.

Весьма важное место в программе занимают экскурсии, поскольку, только непосредственно наблюдая за работой мастеров можно научиться выполнять изделия на высоком уровне, творчески подходить к выполнению, на первый взгляд, простейших операций. В программе предусматривается проведение экскурсий на выставки декоративно-прикладного творчества, по живописи, скульптуре, экскурсии в цех по производству хохломы в теме «Золотая хохлома», экскурсия в цех по производству авторской матрешки по теме «Авторская матрешка» и т.д.

Одним из средств, позволяющих разнообразить занятия, интересней и доступней преподнести новый материал, активизировать познавательную деятельность учащихся, является использование игр-путешествий на место возникновения народных художественных промыслов в село Хохлома, деревню Жостово, город Сергиев-Посад. При подготовке к игре, дети выбирают персонаж, которым они хотели бы стать (матрешка, жар-птица и др.), готовят для этих игр русские народные костюмы. Во время самой игры они знакомятся с традициями и обычаями этих населенных пунктов, историей возникновения народного промысла, особенностями изделий и их росписи, постигая местный колорит, и сами стараются соответствовать предлагаемым условиям игры. Игры-путешествия используются в основном для изучения нового материала по теме, а элементы этих игр - для закрепления пройденного.

Образовательная программа дополнительного образования детей «Русский стиль» насыщена материалом. Большинство тем хорошо усваиваются учащимися, однако, некоторые темы третьего года обучения достаточно сложны для восприятия. Так, например, тема «Кудрины» - вершина импровизации в хохломе вызывает затруднения у детей, здесь нельзя требовать от учащихся виртуозного выполнения «кудрины» - это весьма сложно. Фоновое письмо разнообразно и один из ее видов «кудрины» - главное, что четко должен понимать ученик, после прохождения этой темы. Учащемуся также необходимо четко отличать в росписи под фон «кудрины» и пробовать свои силы в написании «кудринских» мотивов. Искусство импровизации предусматривает сразу работу кистью, однако, детям сложно выполнить это прием. В данном случае следует начать с хорошей наглядности и работы карандашом, пусть учащийся сначала сделает зарисовку «кудрины» карандашом, и только после этого постепенно переходит к работе кистью, беря небольшие фрагменты по росписи «кудрины», а затем уже выполняет композицию на предмете.

В теме «Бело-голубая сказка Гжель» следует подробно познакомить детей с гжельской керамикой (скульптурой), то есть объемными предметами. Для производства скульптурных изделий данного народного художественного промысла, которые в дальнейшем покрывается росписью, работает целый цех. Детское объединение – это, конечно же, не цех по производству Гжели, но на занятиях желательно иметь объемные изделия. Для этой цели возможно осуществление совместной программы с объединениями, которые занимаются скульптурой. В том случае, если такой программы нет, то детям дается задание на дом вылепить из соленого теста скульптурки или объемные предметы (чайник, блюдо и т.п.), чтобы затем их можно было расписать на занятиях.

Для занятий с детьми декоративно-прикладным искусством необходимо просторное, хорошо освещенное помещение, которое должно быть оформлено изделиями декоративно-прикладного искусства, что создаёт теп­лую атмосферу, уют и творческое настроение.

Также для занятий необходим магнитофон, музыка способствует творческому вдохновению, а прослушивание русской народной музыки не­обходимо для занятий. Желательно иметь для занятий видеомагнитофон, чтобы смотреть шедевры русского народного искусства, фильмы по при­кладному творчеству.

Также для занятий необходимо иметь инструменты и материалы: краски (гуашь, акварель), кисти беличьи, декорирующие материалы, гель с блестками, «золотую краску» художественную, акриловые художественные краски. Кроме того необходимы деревянные заготовки (так называемое «белье» ) – это наборы матрешек, сувенирные яйца, посуда, ложки, разделочные доски и т.д.