Федеральная целевая программа развития образования предусматривает необходимость совершенствования содержания и технологий образования и введение в старшей школе профильного обучения, обеспечивающего возможность выбора учащимися индивидуального учебного плана. В рамках реализации этих целей перед системой образования ставится задача формирования образовательной среды, ориентированной на поддержку освоения обучающимися наук и технологий.

Решение этих задач в ситуации интенсивного развития современных технологий и наукоемких производств невозможно без кардинального изменения роли естественно-математического образования; без повышения его привлекательности, престижности, качества, эффективности и тесной взаимосвязи с различными сферами практического применения.

 

Наглядно-активная образовательная среда

Принимая во внимание высокую значимость проблемы повышения эффективности естественнонаучного образования, требуется принятие  комплексных мер в этом направлении как в рамках модернизации традиционного учебного процесса общеобразовательных школ, так и с помощью специально создаваемых комплексов и мероприятий в рамках системы дополнительного образования детей, при организации взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования.

Одним из возможных путей является создание наглядно-активной образовательной среды. Важнейшая задача наглядно-активной образовательной среды - увлечь наукой, пробудить любознательность и естественную склонность детей к исследованию окружающего мира. Наглядно-активная образовательная среда должна быть оснащена предметами и оборудованием, создающими у детей яркие эмоциональные впечатления. «Не науку превращать в забаву, а, напротив, забаву ставить на службу обучению». (Я.И. Перельман)

Многие важные области современной науки настолько сложны, что их систематическое изучение находится пока далеко за пределами школьной программы. Наглядно-активная образовательная среда в условиях учреждения дополнительного образования детей обеспечивает доступность достижений современной науки для детей и молодежи, позволяет познакомить с ними обучающихся в форме ярких, запоминающихся образов (интерактивных моделей) и при проведении исследовательской работы.

Принципы наглядно-активной образовательной среды можно реализовывать в различных моделях, отличающихся друг от друга форматом и способом организации образовательной деятельности, например, это могут быть музеи и лаборатории живой науки.

 

Оснащение и оборудование школьной лаборатории

В лаборатории живой науки должны быть созданы условия для практического изучения наук самими посетителями в процессе проведения экспериментов. Лабораторию отличает в первую очередь сложная деятельностью с оборудованием, требующая для достижения желаемого результата выполнения нескольких последовательных действий, а также  владения простыми навыками пользования приборами для выполнения эксперимента.

Лаборатория живой науки - это практикум, оборудованный специальной мебелью лабораторными столами и стендами, на которых постоянно размещается оборудование сгруппированное по тематике различных практических работ. Каждый стенд (стол) позволяет проводить по нескольку практических работ, ориентированных на применение oпределенного набора приборов и материалов. Отдельные практические работы подразумевают использование компьютера и цифровых датчиков, микроскопов и видеокамер; электронную обработку результатов и распечатку их на принтере.

Каждая лабораторная работа сопровождается текстовой и наглядной информацией по теории демонстрируемых явлений, а также подробной инструкцией по выполнению.

В лабораториях важно продумать не только набор оборудования, но и создать целостный дизайн-проект, который позволит превратить обычное помещение в увлекательный и притягивающий мир, в котором дети будут познавать основ наук.

Здесь не может быть второстепенных деталей. Начиная от подбора цвета стен и покрытия полов, и заканчивая оформления отдельных элементов декора все составляющие должны служить одной цели - максимально эффективного использования пространства для обучения детей.

При этом даже такие привычные элементы как дверные доводчики, представляющие собой универсальный механизм, обеспечивающий плавное и тихое закрывание дверей, не должны быть упущены из внимания проектировщиков.

Чаще всего доводчики нужны организациям, где ежедневно проходит большой поток посетителей – в том числе и организациям, в которых ведется активная образовательная деятельность. Доводчик помогает продлить срок службы двери, что особенно важно, если дверь сделана из натурального дерева или оборудована дорогим замком. Доводчик должен быть установлен как на лёгкие межлабораторные двери, так и на наружные входные двери лаборатории живой науки.

Механизм действия дверного доводчика функционирует за счёт сжатия пружины внутри устройства благодаря физическому усилию при открывании двери. Плавное закрытие двери происходит за счет возвращения пружины в исходное положение при помощи масла.

Благодаря дверным доводчикам обеспечивается непрерывность образовательного процесса, когда даже опоздавший ученик можно спокойно войти в лабораторный класс, не опасаясь прервать лекцию учителя или демонстрацию сложного эксперимента.

 

Организация образовательного процесса в школьной лаборатории

Помимо обязательного для инновационных лабораторий перечня оборудования, методических и дидактических материалов, все теоретические лекции, инструкционные карточки могут быть включены в единую информационную базу лаборатории и храниться на сервере. Тогда из любого компьютера, подсоединенного к сети можно войти в текст, объясняющий определенную тему, затем перейти к практической или лабораторной работе, иллюстрирующей данную закономерность или явление.

Все практические и лабораторные работы в базе связываются друг с другом гиперссылками, что позволяет выстроить цепь взаимосвязей между явлениями. В данном случае от активности ученика зависит степень и уровень получаемой информации. Выполнение работы сопровождается заполнением соответствующего лабораторного журнала (бланка) на печатной основе или в компьютере.

Лаборатория может состоять из одного помещения или же из целого комплекса отдельных помещений-лабораторий. Каждая отдельная лаборатория рассчитана на 10-25 человек (1 класс), продолжительность занятий - 45 или 90 минут без перерыва.

Столы для проведения работ широкие, удобные, рассчитанные на двух человек с вмонтированными в них приборами общего назначения. Например, в лаборатории электродинамики этими приборами могут быть: источник тока, универсальные вольтметр и амперметр, секундомер, комплект проводов и т.п., в лаборатории оптики - светозащитные ширмы и экраны, осветители, миниатюрные настольные лампы и т.п. В случае подведения к столам электро-, водо- или газоснабжения они закреплены жестко.

Проектор, установленный в лаборатории, позволяет получать новую информацию не одному, а всем присутствующим на занятии ученикам. Принтер дает возможность распечатать текст инструктивной карточки и фотографии, полученные, например, в результате выполнения работ с микроскопом.

Таким образом, такой комплекс позволяет сформировать не только наглядно-активную образовательную среду, но и обеспечить условия для того, чтобы учащийся был активным участником образовательного процесса, а учитель способствовал самостоятельной учебной, в том числе исследовательской, деятельности учащегося посредством особой организации учебного процесса, активно применяя современные информационные технологии, в частности цифровые образовательные ресурсы.

Читайте также по данной теме

Яндекс.Метрика