Основная форма работы научного общества учащихся — это секция, в которую могут быть объединены учащиеся тех классов, возраст которых определен положением научного общества учащихся конкретной школы. В секцию объединяются учащиеся, которые имеют общие интересы в той или иной области знаний. Какие секции научного общества учащихся могут быть открыты в школе? Лингвистическая, математическая, эко-биологическая, историческая, географическая, психологическая, педагогическая, социологическая, богословская и т. д.
Основным документом работы секции научного общества учащихся является план деятельности на учебный год. Он может состоять из следующих пунктов и разделов:
- Название секции.
- Список членов секции.
- Руководитель секции.
- Цель создания секции и ее основные задачи.
- Главные направления ее работы.
- Формы работы секции.
- теоретические занятия,
- практические занятия,
- творческие занятия,
- исследовательско-итоговая работа (защита докладов, рефератов, конкурсы, олимпиады, малые и большие конференции).
План работы секции обсуждается на одном из первых занятий и утверждается на заседании научного общества учащихся.
В каждой секции избираются органы управления. Это необходимо для того, чтобы занятия проходили с максимальным участием всех ее членов.
На первом занятии руководитель знакомится с учащимися, излагает им перспективы и значимость работы секции, определяет уровень их подготовленности, кругозор, интерес к научной деятельности вообще и к той теме, над которой они предполагают работать. Для того, чтобы это получилось интересно и значимо для учащихся и информативно для руководителя, можно предложить учащимся следующую анкету.
Вопросы для анкетирования
- В чем отличие понятий знание и научное знание?
- Есть ли взаимосвязь между понятиями наука и цивилизация! В чем она выражается? Можно ли назвать эти понятия абсолютно идентичными?
- Каково соотношение знаний, получаемых в школе по определенному предмету, с наукой?
- Можете ли Вы объяснить и доказать, что преподаваемый в школе предмет — это стимул к научным исследованиям? (На примере одного любого предмета.)
- Что побуждает человека к научной работе?
- Какие цели должен преследовать человек, занимающийся научными исследованиями?
- Какими качествами должен владеть научный исследователь?
- Интерес к научной деятельности это
- ... увлечение;
- ...образ жизни;
- ...мода;
- ...показатель высокого интеллекта;
- ...что-нибудь еще?
- Каким образом школа приобщает человека к научной деятельности?
- Какой из изучаемых Вами предметов стимулирует к научной работе?
- Чем отличаются понятия образованность и ученость? Каково их соотношение?
- Когда, на Ваш взгляд, считается, что школьное образование полноценно? А когда нет?
На первом занятии в секции педагог-руководитель должен рассказать о своих занятиях научно-исследовательской работой в школьные годы, в вузе и на сегодняшний день, поделиться своими достижениями и результатами.
На втором занятии учитель должен получить от учащихся информацию о теме их будущего исследования, о значимости для них этого выбора, и предполагаемом итоге данной работы, ее содержательной стороне.
Третье занятие может быть посвящено определению списка литературы и составлению плана работы по выбранной теме. На этом же занятии учащиеся получают рекомендации по написанию работы, оформленные в виде приведенных ниже памяток.
Памятка № 1. Методологические характеристики исследовательской работы
ПРОБЛЕМА исследования понимается как категория, означающая нечто неизвестное, что предстоит открыть и доказать.
ТЕМА — отражает характерные черты проблемы.
ОБЪЕКТ — это та совокупность связей и отношений, свойств, которая существует объективно в теории и практике и служит источником необходимой для исследователя информации.
ПРЕДМЕТ же исследования более конкретен. Он включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в работе, устанавливают границы научного поиска. В каждом объекте можно выделить несколько предметов исследования.
Предмет исследования определяет ЦЕЛЬ и ЗАДАЧИ самого исследования. ЦЕЛЬ формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Цель конкретизируется и развивается в ЗАДАЧАХ исследования.
Памятка № 2. Работа с литературными источниками
Памятка № 3. Требования к содержанию научной работы
Памятка № 4. Виды исследовательских работ
Руководитель секции должен помнить, что самостоятельная работа учащихся — это работа с литературными научными источниками. С этой целью необходимо, чтобы в работе секции участвовал школьный библиотекарь, который готовит обзоры имеющейся в библиотеке литературы по различным темам научных изысканий учащихся.
Занятия в секции проводятся один раз в две недели. Занятия в секции могут длиться 1,5 — 2 часа в зависимости от темы занятия. Итоги работы секции и результативность деятельности подводится на итоговой научно-исследовательской конференции. На конференцию каждая секция представляет работы, которые прошли предварительную защиту на итоговом занятии в каждой секции.