Основная форма работы научного общества учащихся — это секция, в которую могут быть объединены учащиеся тех классов, возраст которых определен положением научного общества учащихся конкретной школы. В секцию объединяются учащиеся, которые имеют общие интересы в той или иной области знаний. Какие секции научного общества учащихся могут быть открыты в школе? Лингвистическая, математическая, эко-биологическая, историческая, географическая, психологическая, педагогическая, социологическая, богословская и т. д.

Основным документом работы секции научного общества учащихся является план деятельности на учебный год. Он может состоять из следующих пунктов и разделов:

  • Название секции.
  • Список членов секции.
  • Руководитель секции.
  • Цель создания секции и ее основные задачи.
  • Главные направления ее работы.
  • Формы работы секции.
  1. теоретические занятия,
  2. практические занятия,
  3. творческие занятия,
  4. исследовательско-итоговая работа (защита докладов, рефератов, конкурсы, олимпиады, малые и большие конференции).

План работы секции обсуждается на одном из первых занятий и утверждается на заседании научного общества учащихся.

В каждой секции избираются органы управления. Это необходимо для того, чтобы занятия проходили с максимальным участием всех ее членов.

На первом занятии руководитель знакомится с учащимися, излагает им перспективы и значимость работы секции, определяет уровень их подготовленности, кругозор, интерес к научной деятельности вообще и к той теме, над которой они предполагают работать. Для того, чтобы это получилось интересно и значимо для учащихся и информативно для руководителя, можно предложить учащимся следующую анкету.

Вопросы для анкетирования

  • В чем отличие понятий знание и научное знание?
  • Есть ли взаимосвязь между понятиями наука и цивилизация! В чем она выражается? Можно ли назвать эти понятия абсолютно идентичными?
  • Каково соотношение знаний, получаемых в школе по определенному предмету, с наукой?
  • Можете ли Вы объяснить и доказать, что преподаваемый в школе предмет — это стимул к научным исследованиям? (На примере одного любого предмета.)
  • Что побуждает человека к научной работе?
  • Какие цели должен преследовать человек, занимающийся научными исследованиями?
  • Какими качествами должен владеть научный исследователь?
  • Интерес к научной деятельности это
  • ... увлечение;
  • ...образ жизни;
  • ...мода;
  • ...показатель высокого интеллекта;
  • ...что-нибудь еще?
  • Каким образом школа приобщает человека к научной деятельности?
  • Какой из изучаемых Вами предметов стимулирует к научной работе?
  • Чем отличаются понятия образованность и ученость? Каково их соотношение?
  • Когда, на Ваш взгляд, считается, что школьное образование полноценно? А когда нет?

На первом занятии в секции педагог-руководитель должен рассказать о своих занятиях научно-исследовательской работой в школьные годы, в вузе и на сегодняшний день, поделиться своими достижениями и результатами.

На втором занятии учитель должен получить от учащихся информацию о теме их будущего исследования, о значимости для них этого выбора, и предполагаемом итоге данной работы, ее содержательной стороне.

Третье занятие может быть посвящено определению списка литературы и составлению плана работы по выбранной теме. На этом же занятии учащиеся получают рекомендации по написанию работы, оформленные в виде приведенных ниже памяток.

Памятка № 1. Методологические характеристики исследовательской работы

ПРОБЛЕМА исследования понимается как категория, означающая нечто неизвестное, что предстоит открыть и доказать.

ТЕМА — отражает характерные черты проблемы.

ОБЪЕКТ — это та совокупность связей и отношений, свойств, которая существует объективно в теории и практике и служит источником необходимой для исследователя информации.

ПРЕДМЕТ же исследования более конкретен. Он включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в работе, устанавливают границы научного поиска. В каждом объекте можно выделить несколько предметов исследования.

Предмет исследования определяет ЦЕЛЬ и ЗАДАЧИ самого исследования. ЦЕЛЬ формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Цель конкретизируется и развивается в ЗАДАЧАХ исследования.

Памятка № 2. Работа с литературными источниками

 Этапы работы
 Общее ознакомление
 Внимательное чтение по гла­вам и разделам
 Выборочное чтение
 Составление плана прочитанного материала
 Выписки из прочитанного
 Сравнение и сопоставление прочитанного с другими ис­точниками
 Критическая оценка прочитанного и запись замечаний
 Содержание этапов
 Ознакомление с оглавлением. Беглый просмотр литературного источника
 Выделение наиболее важного текста
 Перечитывание наиболее важного текста
 В пунктах плана отражается наиболее существенная мысль
 Полные и точные (цитата + ее библио­графическое описание)
 Отмечается общее и отличительное в решении проблемы
 Обращается внимание на объективность суждений

 

Памятка № 3. Требования к содержанию научной работы

Структура 
 Титульный лист
Оглавление 
Введение (не более 2х страниц) 
 Основная часть (не более 10 страниц)
 Выводы
 Список литературы
 Требования к содержанию
Содержит: наименование учебного заведения, где выполнена работа; фамилию, имя и отчество автора; тему научной работы; фамилию, имя и отчество научного руководителя; город и год  
Включает наименование всех глав, разделов с указанием номеров страниц, на которых размещается материал
 Содержит: оценку современного состояния решаемой пробле­мы или задачи; обоснование необходимости проведения работы
 Состоит из глав (разделов), в которых содержится материал по конкретно исследуемой теме. Автор работы должен делать ссылки на авторов и источник, из которого он заимствует материалы.
Краткие выводы по результатам выполненной работы должны состоять из нескольких пунктов, подводящих итог выполненной работы. 
Должен содержать перечень источников, использо­ванных при написании работы. 

 

Памятка № 4. Виды исследовательских работ

Форма 
Доклад
Тезисы доклада 
Научная статья 
Научный отчет
Реферат
Монография
Структура 
в кратких вводных замечаниях — научно-практи­ческая ценность темы; сущность темы, обоснованные научные предложения; выводы и предложения. 
основные положения доклада; основные выводы и предложения. 
заголовок; вводные замечания; краткие данные о методике исследования; анализ собственных научных результатов и их обоб­щение; выводы и предложения; ссылки на цитируемую литературу.  
краткое изложение плана и программы законченных этапов научной работы; значимость проведенной работы, ее ценность для науки и практики; детальная характеристика применявшихся методов; существование новых научных результатов; заключение, подводящее итоги исследования и от­мечающее нерешенные вопросы; выводы и предложения.
вводная часть; основной текст; заключительная часть; список литературы; указатели.  
введение; подробно и всесторонне исследуется и освещается какая-либо одна из проблем или тема; выводы по каждому разделу (главе); заключение.  

 

Руководитель секции должен помнить, что самостоятельная работа учащихся — это работа с литературными научными источниками. С этой целью необходимо, чтобы в работе секции участвовал школьный библиотекарь, который готовит обзоры имеющейся в библиотеке литературы по различным темам научных изысканий учащихся.

Занятия в секции проводятся один раз в две недели. Занятия в секции могут длиться 1,5 — 2 часа в зависимости от темы занятия. Итоги работы секции и результативность деятельности подводится на итоговой научно-исследовательской конференции. На конференцию каждая секция представляет работы, которые прошли предварительную защиту на итоговом занятии в каждой секции.

Читайте также по данной теме

Яндекс.Метрика