Эффективность деятельности научного общества учащихся (НОУ) зависит от того, насколько последовательно осуществляется руководство деятельностью учащихся и насколько целесообразно выстроен план работы научного общества учащихся.

План научного общества учащихся может включать следующие разделы:

  • Заседания Совета научного общества учащихся.
  • Познавательно-коммуникативная работа с членами научного общества учащихся.
  • Научно-исследовательская деятельность.
  • Творческая деятельность.

 

1. Заседания Совета научного общества учащихся

В этот раздел необходимо включить вопросы организации работы научного общества. Это и изучение членами Совета научного общества результатов диагностики, проведенной в классах, и содержание работы предметных научных секций, и анализ участия членов научного общества учащихся в предметных олимпиадах, и подготовка научных конференций. Планирование заседаний Совета научного общества учащихся дает возможность прогнозировать и осуществлять контроль за организацией научно-исследовательской работы в школе, корректировать деятельность самого Совета.

 

2. Познавательно-коммуникативная работа научного общества учащихся

Для того, чтобы обучающийся захотел участвовать в научно-исследовательской работе, у него необходимо разбудить желание, сформировать исследовательскую мотивацию, т. е. ученик должен захотеть понимать информацию и сообщать ее другим. Поскольку человек — существо социальное, он должен еще в школе учиться говорить обдуманно, целенаправленно, решать проблемы, получать и передавать информацию, работать с литературными источниками, дискутировать и выступать с докладами, уметь слушать других и себя.

Можно ли дать обучающемуся задание написать доклад, не разбудив в нем желание делать это? Можно ли выступить перед аудиторией и завладеть ею на время выступления, не развив у ученика умений работать в группе? Нельзя. Для того, чтобы этому научить, разбудить у детей исследовательский интерес, задор, радость творчества, на это направлена познавательно-просветительская работа среди членов научного общества учащихся. Эти занятия проводят школьный библиотекарь, психолог, учитель литературы и все те, кто неравнодушен к детям, занимающимся в научном обществе учащихся. Школьный библиотекарь учит работать с каталогом, научной литературой, развивает умения делать выписки, аннотации, собирать научную информацию и т. д.

Школьный психолог развивает интеллектуальные умения и коммуникативную культуру ученика. Если мы хотим, чтобы ученики говорили по сути дела, умели аргументировать, представлять, дискутировать, доказывать свою правоту, вести дебаты, ставить вопросы, решать проблемные ситуации — необходимо развить у них необходимый интеллектуальный и коммуникативный репертуар. Познавательно-коммуникативная работа психолога с учащимися, работающими в НОУ, позволит сформировать у них коммуникативную культуру, разовьет речевые способности, научит осознавать значение коммуникативного сотрудничества.

 

3. Научно-исследовательская деятельность в НОУ

Научно-исследовательская деятельность предполагает работу каждой секции. В первую очередь, это — задания экспериментального и исследовательского характера, которые выполняют учащиеся в рамках своих тем:

  • посещение научно-исследовательских институтов, предприятий, научных учреждений;
  • встречи с людьми, прославившими науку в данной области знаний;
  • посещение выставок, связанных с проблематикой научных работ;
  • встречи со студентами вузов, которые представляют те области знаний, по которым пишут работы учащиеся школы.

 

4. Творческая деятельность в научном обществе учащихся

Творческая деятельность каждой секции предполагает подготовку и проведение конкурсов знатоков науки или конкурсов интеллектуалов, научных парадов, викторин, вечеров и т. д. Такая деятельность научного общества учащихся и работа в секциях позволяет сделать участие каждого ученика значимым, стимулирует мотивацию участия большого количества ребят в исследовательской и экспериментальной работе.

По итогам работы за год Совет научного общества учащихся готовит отчет по всем позициям плана и выступает с ним на итоговом педагогическом совете. На этом же педагогическом совете педагоги высказывают свое мнение о работе секций и руководстве ими, выступают с предложениями по организации научно-исследовательской работы на новый учебный год. Будет весьма уместно, если на последнем педагогическом совете будут вручены грамоты членам педагогического коллектива — руководителям секций, а также ребятам, которые наиболее активно участвовали в научно-исследовательской работе в школе.

Читайте также по данной теме

Яндекс.Метрика