В ученической среде в настоящий момент четко прослеживается повышение интереса к исследовательской деятельности. Этому способствуют научные общества учащихся (НОУ). Главная задача школьного научного общества — дать обучающемуся возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей. При этом существует главное правило участия в научно-исследовательской деятельности учащихся — никакого принуждения и насилия над личностью ребенка. Личный интерес, личная увлеченность — пропуск в научное общество учащихся.

Какое значение для учащихся имеет научное общество? Оно дает возможность осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, любознательность, учит общению со сверстниками и единомышленниками, дает возможность принимать участие в научных экспериментах и исследованиях.

Потребность в выявлении «собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов» существует в любом обществе. Это необходимо делать потому, что поиск юных талантов позволит сохранить интеллектуальную элиту государства, а стало быть сохранит существование и самого общества.

Во многих странах Западной Европы, в США существуют управления по поиску и работе с талантливой молодежью, можно сказать что в этих странах происходит «образовательная революция», направленная на поиск будущей научной элиты. С помощью тестирования отбирают одаренных старшеклассников и ассигнуют на их развитие деньги.

Как сделать так, чтобы и в нашей стране талант имел возможность развиваться и совершенствоваться? Для этого необходимо начинать работу с учащимися как можно раньше, и научное общество учащихся, его организация и деятельность, — одна из главных ступеней этого процесса.

Организация деятельности научного общества учащихся должна выстраиваться поэтапно, иметь четкую нормативно-правовую базу, методическое обеспечение и в решении этих вопросов роль руководителя школьного общества во многом является ведущей.

Подготовительная работа по созданию научного общества учащихся в школе

Для того, чтобы школа действительно стала центром научно-исследовательской работы, необходимо провести большую подготовительную работу. И, в первую очередь, это изучение мнения педагогического, ученического и родительского коллектива. Опрос проводит школьный психолог и завучи. К изучению мнения родителей, педагогов и учащихся необходимо подключать и самих учащихся — старшеклассников, членов школьного самоуправления. Вот примерный круг вопросов для изучения мнения педагогов, родителей и учащихся.

Вопросы для диагностики педагогов

  • Используют ли ученики дополнительную литературу при подготовке к уроку по Вашему предмету?
  • Предлагаете ли Вы учащимся дополнительные материалы: научные статьи, журналы, книги?
  • Выступают ли ученики с докладами и рефератами по изученной литературе?
  • Считаете ли Вы, что в классах, в которых Вы работаете, есть учащиеся, которые хотели бы участвовать в научно-исследовательской работе по Вашему предмету?
  • Необходимо ли иметь в Вашей школе научное общество учащихся?
  • Какие секции, на Ваш взгляд, должны в нем работать?
  • Считаете ли Вы необходимым для себя работать в научном обществе учащихся?
  • В какой форме, на Ваш взгляд, должен проходить отчет о научно-исследовательской деятельности учащихся?

Вопросы для диагностики родителей

Уважаемые родители!

Просим вас принять участие в социологическом опросе, который проводит администрация школы. Ваши ответы станут огромным подспорьем в изучении вопроса о необходимости организации в школе научного общества учащихся.

  • Какие интересы, кроме учебных, есть у вашего ребенка?
  • Какие предметы школьного курса для него наиболее значимы?
  • Книги в какой области знаний ему интересны?
  • Какие познавательные передачи смотрит ваш ребенок?
  • В какой области знаний вы видите в будущем приложение сил своего ребенка?
  • Занимается ли ваш ребенок в кружке в школе или вне школы?
  • Имеет ли возможность ребенок демонстрировать результаты своих занятий в кружке?
  • Считаете ли вы необходимыми более глубокие занятия ребенка в кружках и секциях? Если да, то почему?
  • На занятиях каких кружков и секций вы хотели бы видеть своего ребенка?
  • Как вы считаете, может ли это в последующем повлиять на его профессиональный выбор?

Вопросы для диагностики учащихся

  • Какой школьный предмет Вам наиболее интересен?
  • По какому предмету Вам интересно читать дополнительную литературу?
  • Какая область знаний Вам наиболее интересна?
  • Занимаетесь ли Вы в кружках? Каких и где?
  • Считаете ли Вы необходимым создание в школе научного общества учащихся?
  • По Вашему мнению, чем оно должно заниматься?
  • Хотели бы Вы участвовать в работе научного общества учащихся? Если да, то в какой секции Вы хотели бы работать?
  • Кто из учителей мог бы стать Вашим консультантом? Какие научные темы для исследования могли бы быть Вам интересны?

Информация анализируется на административном совете. Результаты полученного анализа необходимо обсудить на педагогическом совете школы, посвященном организации научно-исследовательской работы учащихся.

Педагогический совет должен определить задачу поддержки талантливых учеников как основную цель философии школы. Готовясь к педагогическому совету, необходимо проанализировать готовность и подготовленность педагогов к руководству научными секциями, возможность подключения к работе в научного общества учащихся преподавателей вузов, НИИ, общественных организаций, общественных фондов и музеев.

После того, как в ходе педагогического совета определятся педагоги — кураторы секций и сами секции, необходимо создать совет научного общества учащихся. В совет научного общества учащихся должны войти педагоги — руководители секций, учащиеся — представители секций и классов, члены школьной администрации и родители, которые занимаются научной работой в различных областях и готовы помочь ребятам организовать научно-исследовательскую работу.

Читайте также по данной теме

Яндекс.Метрика