Изменение социокультурной среды, образовательной ситуации поставило перед педагогами дополнительного образования задачу обновления содержания, форм и методов образовательного процесса, включило педагогических работников в деятельность по преобразованию системы функционирования внешкольных учреждений в систему дополнительного образования и создания оптимальных условий для развития творческой личности ребенка.

Достижению этой цели способствует разработка новых образовательных программ дополнительного образования детей в объединениях по интересам. Задача осложняется тем обстоятельством, что и профессиональных педагогов никто никогда этому не учил. В лучшем случае их учили методике преподавания по государственным образовательным программам. И тем не менее, многие педагоги дополнительного образования предпринимают попытки создания собственных программ, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал с максимальной эффективностью.

Представляется целесообразным познакомить педагогов дополнительного образования с некоторыми теоретическими позициями и выводами из опыта разработки образовательных программ для внешкольных объединений внеклассной работы.

Что такое программа? Как понятие "программа" соотносится с понятиями "план" и "проект"? На уровне обыденного сознания они употребляются как синонимы. Изучение данного вопроса, анализ научной, дидактической, методической литературы позволили выстроить иерархию этих понятий следующим образом:

- проект понимается как документ, в котором отражен общий замысел о преобразовании объекта деятельности, намечены перспективы создания нового объекта или обозначены направления реформирования деятельности. Он осуществляется посредством разработки достаточно технологичной системе данной отрасли знания. Таким общим признаком выступает содержание, направление деятельности, позволяющее объединить программы художественные, спортивные, технические, туристские, оборонные и т.п.

На наш взгляд, общим признаком образовательных программ в системе дополнительного образования является приобщение детей к какой-либо отрасли культуры, овладение ею, развитие социального опыта подрастающего поколения.

Следующая позиция связана с целевой установкой программы и прогнозируемым результатом. Здесь можно выделить три вида программ - тренинговую, обучающую и образовательную. Отличительный их признак - объем передаваемых и усваиваемых знаний. В тренинговой программе он минимальный, необходимый для понимания отрабатываемых навыков ("...это надо выполнять в таком порядке потому, что..."). В обучающей программе объем знаний определяется задачей формирования понятий о предмете обучения, закономерностях и процессах, происходящих в нем.

В образовательной программе знания не только усваиваются, но и активно используются подростком для формирования образа жизни, стиля поведения, убеждений, отношения к миру, людям, себе. Они становятся необходимым инструментом жизнедеятельности

Возможны и другие основания для классификации программ.

Так, создание долгосрочных (многогодичных) программ для объединения по интересам с четко фиксируемым прогнозируемым результатом на каждом временном этапе позволяет каждому кружковцу видеть перспективу занятия, а его родителям - результат этого занятия.

Комплексные программы способствуют организации во внешкольном объединении одновременно нескольких видов деятельности и уходу от узкоспециализированного характера занятий.

Разноуровневые программы для детей одаренных, обычных ("педагогическая норма"), с замедленным развитием или слабоинформированных реализуют право каждого ребенка на овладение знаниями и умениями в индивидуальном темпе и объеме. Сравнивается современный уровень развития и образования подростка только с его же предыдущим уровнем, а не с другими ребятами. Предоставляется таким образом всем детям возможность занятий независимо от способностей и уровня общего развития.

Авторские программы позволяют педагогам реализовать свой творческий потенциал с максимальной отдачей.

Термин "авторская программа" не вполне корректен, так как любая программа создается автором или коллективом авторов, даже если она и утверждается затем в качестве типовой государственной либо региональной. И если будут созданы программы компьютером, наверняка, в ее выходных данных будет указано, каким именно компьютером она "придумана" и по чьему заказу.

Авторская программа может быть долгосрочной, комплексной, разноуровневой и пр. Ее отличительным признаком является то, что она создается педагогом по его собственному замыслу с учетом его потенциала, опыта, наработанных методик, его видения проблемы и путей ее решения. Это программа для оптимальной работы конкретного педагога в условиях конкретного региона.

В качестве авторской может быть признана преобразованная типовая программа при непременном условии аргументированного обоснования всех изменений, внесенных в нее, объяснении педагога, почему так, а не иначе, дается материал.

Указанные выше положения позволяют выделить 3 уровня новизны авторской программы:

  • содержание,
  • оригинальные педагогические технологии,
  • инновационные методики организации учебно-воспитательного процесса.

Приступая к оформлению программы, педагогу дополнительного образования важно иметь достаточно четкое представление:

- для какой возрастной группы предназначена данная программа? На какой срок занятий она рассчитана? Имеются ли у нее предшественники и продолжатели? Как в них просматриваются вопросы преемственности (в содержании, направлении деятельности, развитии качеств личности и т.д.)?

- какими знаниями, умениями, навыками может (должен) обладать подросток после одного, двух, трех и последующих лет занятий по этой программе? Где (в объединении, клубе, научном обществе учащихся) он может развивать их далее?

- воспитанию или совершенствованию каких качеств личности кружковца способствует данная программа? Имеются ли в ней предпосылки (вероятность) для развития негативных качеств личности?

- как в программе учитываются базовые знания, а также умения и навыки подростка, сформированные у него в процессе учебных занятий в школе, предшествующем кружке? Как базовые знания будут углубляться, расширяться в процессе занятий по данной программе?

- заложены ли в программу возможности для организации творческой, поисково-исполнительской, репродуктивной деятельности подростков?

- предусматриваются ли в программе возможность индивидуальных, групповых, коллективных занятий? Какие их них преобладают? Имеется ли возможность их сочетания?

- способствует ли программа профессиональной ориентации подростков?

Невысокая цена щебня гранитного в Москве с доставкой для юр. лиц и ИП.

Читайте также по данной теме

Яндекс.Метрика