Началом и важной составляющей образовательной программы является титульный лист. При оформлении титульного листа образовательной программы особое внимание необходимо обратить на название программы: к обязательному указанию направленности программы (дополнительное образование детей) следует добавить ее тематику - полное название детского объединения.

Названием программы может стать и приоритетная направленность в содержании образовательной деятельности детского объединения - развитие у учащихся каких-либо способностей, коррекционная или адаптационная ориентация (социальная, медицинская, интеллектуальная и т.д.) в работе с отдельными категориями детей. В этом случае разработчику программы следует помнить, что заявленные в названии программы ориентиры должны найти свое отражение в концепции, содержании, методике и результатах образовательного процесса.

Первым разделом программы является пояснительная записка. Здесь необходимо представить те основные концептуальные подходы педагога к работе с детьми, которые будут подробно изложены и иллюстрированы в следующих разделах программы.

Правильно построенная программа должна начинаться с небольшого педагогического обоснования: определения места данного вида деятельности в культуре общества, а также его значение для развития личности ребенка. Нет необходимости излагать в программе всю историю развития данного вида деятельности, его современное состояние и тем более свои критические замечания ко всему обществу. Но обязательно нужно показать, как влияет предлагаемые занятия на составление личности ребенка в целом, на развитие его в общих и специальных способностей.

К педагогическому обоснованию программы необходимо отнести и изложение педагогом собственных взглядов на работу с детьми в условиях детского объединения дополнительного образования (чего хочет добиться руководитель детского коллектива от воспитанников - личностного развития или дипломов и грамот на конкурсах). Обоснование не должно быть очень большим: достаточно будет двух-трех абзацев грамотных и ясных предложений.

Исходя из педагогического обоснования, формируются цели и задачи программы.

Среди ошибок, допускаемых педагогами при разработке программы, наиболее типичными являются следующие:

  • слишком большое или необоснованно ограниченное количество целей и задач (что может свидетельствовать либо об их непродуманности, либо о формализме);
  • подмена целей задачами (путаность между процессом образовательной деятельности и ее результатом);
  • выделение только узкопрофессиональных целей (что предполагает недооценку воспитательной роли дополнительного образования, отношение к нему только как к техническому процессу);
  • замена целей педагогическими идеями и принципами (например, целью работы детского объединения декларируется «создание условий для сознательного самоопределения учащихся»);
  • слишком широкое обобщение целей, их абстрагирование от данного вида деятельности (например, «всестороннее развитие личности ребенка»);
  • «размельчение» задач на отдельные технологические части, либо, наоборот, их неоправданное расширение до неконтролируемых объемов.

Чтобы избежать подобных ошибок, необходимо помнить, что цель — это идеальный конечный результат деятельности, она должна быть сформулирована так, чтобы можно было проверить степень ее достижения (с помощью различных средств педагогической диагностики). А в задачах должны быть различимы пути реализации целей.

Возможна такая методика целеполагания: чтобы правильно сформулировать цели, нужно представить себе воспитанника «на выходе» из детского объединения; но не просто как танцора, музыканта, инженера или спортсмена, а как полноценную личность — с развитыми творческими способностями, сформулированными профессиональными умениями и социально значимыми личностными качествами. Затем охарактеризовать ребенка по определенным параметрам — личностным, профессиональным и общекультурным и составить словесный «портрет» выпускника.

После этого попытаться обобщить эти описания и сформулировать три цели программы:

1) цель в развитии (общие и специальные способности);

2) цель в обучении (профессиональная подготовка);

3) цель в воспитании (личностные качества).

Можно сформулировать цель как одно взаимосвязанное предложение, но с обязательным наличием всех трех названных составляющих.

Чтобы правильно определить задачи программы, в соответствии с поставленными целями, сначала надо назвать все необходимое для их достижения (то есть полное построение образовательного процесса), а уже после этого сделать обобщение и сформулировать адекватное количество задач (не более семи-восьми).

Если задач получилось больше, то лучше сразу разделить их по направленности:

1) задачи в обучении;

2) задачи в воспитании;

3) задачи в развитии.

Позволим себе еще один маленький методический совет по оптимизации процесса целеполагания: чтобы цели и задачи точно соотносились друг с другом, попробуйте «расшифровать» названные цели, а затем полученные составляющие оформите как направления работы, т.е. задачи.

Если у составителя образовательной программы есть педагогические идеи и принципы, на которые он ориентируется в своей профессиональной деятельности, то их также необходимо изложить в «Пояснительной записке» программы.

В этом разделе программы обязательно должно быть указано, на сколько лет обучения рассчитана программа и для какого возраста детей она предназначена, организация учебной деятельности (формы учебных занятий, количество учебных часов в неделю, количество учащихся в группе).

Если педагог работает с особыми категориями детей (инвалидами, одаренными, детьми «группы риска» и так далее), необходимо это также обозначить в первом разделе программы, так как это во многом будет определять особенности методики учебно-воспитательной работы в таком детском объединении.

В Пояснительной записке образовательной программы необходимо указать прогнозируемые результаты, т.е. описание уровня знаний и умений ребенка, которые он получит в ходе учебной работы, а также степень развития его способностей и параметры оценки сформированности личностных качеств. При этом предполагаемые результаты должны быть соотнесены с целями программы, быть реальными и проверяемыми.

К сожалению, авторы программ ограничиваются, как правило, указанием только узкопрофессиональных знаний, умений и навыков, получаемых детьми. Результаты же развития творческих способностей ребенка, его личностных качеств, формирование его общей и профессиональной культуры остаются у педагога «в уме», т. е. понятны и проверяемы только им лично, но совершенно недоступны постороннему взгляду.

Результаты учебно-воспитательной работы необходимо четко сформулировать по каждому году или этапу обучения, а также описать методику их выявления - тесты, проверочные задания, творческие работы, зачетные занятия и экзамены, а также методы педагогического наблюдения.

Следующим разделом - программы является Учебно-тематический план.

Необходимо обратить внимание еще на одно обстоятельство: многие авторы при оформлении учебно-тематического плана программы путают его с календарным планом работы на конкретный учебный год, то есть «расписывают» его на каждый месяц с учетом каникулярного времени, а иногда и на каждое занятие.

Хочется напомнить, что программа является своего рода «стратегическим» документом (так как она рассчитана не на один год работы детского объединения) поэтому в учебно-тематическом плане должны быть обозначены основные содержательные блоки программы («узловые темы»), формы работы и количество часов. Календарные же сроки изучения этих тем вносятся в план учебно-воспитательной работы, который, в свою очередь, является неким «тактическим» документом педагога.

Количество часов в учебно-тематическом плане ведется из расчета на одну учебную группу (если основной формой занятий являются групповые) или на одного ребенка (если основные занятия - индивидуальные). На каждый год обучения составляется отдельный учебно-тематический план.

Много ошибок допускают педагоги и при разработке раздела «Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы», в котором необходимо описать основные направления и содержание деятельности детского объединения. Одни авторы представляют лишь учебно-тематический план без какого-либо описания методики своей работы с детьми; другие, наоборот, процесс учебно-воспитательной работы анализируют слишком подробно (вплоть до ссылок на конкретные учебные задания); третьи представляют в этом разделе лишь учебную работу, совершенно игнорируя воспитательную часть процесса дополнительного образования. Все эти подходы нельзя считать оптимальными, так как остается «за кадром» общая методика образовательного процесса в детском объединении.

Так что же необходимо включать в этот раздел программы?

Прежде всего, следует обозначить, что образовательный процесс детского объединения включает три взаимосвязанных направления - обучение, воспитание и развитие. Затем каждый из них описываются отдельно.

В подразделе «Учебная деятельность» указываются следующие аспекты:

  • организация учебного процесса в течение всего периода обучения;
  • этапы обучения и чем они отличаются по содержанию и организации (введение понятия «этап» дает возможность педагогу индивидуализировать процесс обучения в зависимости от способностей и желания ребенка, ведь на каждом этапе может быть предусмотрен более чем один год обучения);
  • организация учебных занятий на каждом году или этапе обучения - группами (сколько часов в неделю и по сколько человек) или индивидуально;
  • используемые формы занятий (учебные, практические на местности, выездные, лабораторные и другие);
  • наличие и организация дополнительных занятий (индивидуальные или групповые, сколько часов в неделю, с кем и как проводятся, зачем необходимы);
  • принципы формирования учебных групп (по возрасту, по способностям), если работа веется в разновозрастных группах необходимо обоснование целесообразности такой организации;
  • организация учебного процесса в рамках одного учебного занятия (со всей группой вместе, по подгруппам, по звеньям, индивидуально и так далее);
  • особенности методики учебной работы с детьми;
  • основное содержание учебного процесса;
  • практические и творческие задания;
  • как и когда, используется теория предмета;
  • использование определенных технологий и методик (разноуровневого обучения, интенсивного обучения, развивающегося обучения, работу по методу проектов и др.);
  • применение авторских методик обучения (в этом случае должен быть указан конкретный автор методики или определенная «школа» обучения).

Подраздел «Воспитывающая деятельность» включает:

  • описание организации воспитательного процесса (как ведется постоянная воспитательная работа);
  • формы массовой воспитательной работы.

При этом в образовательную программу включаются только основные традиционные формы воспитательной работы с детьми, тогда как актуальные для данного учебного года мероприятия находят свое отражение в Плане учебно-воспитательной работы детского объединения на учебный год.

По такой же схеме (содержание – методы- формы) составляется подраздел «Развивающая деятельность».

В заключение хочется посоветовать педагогу, работающему над образовательной программой детского объединения, избегать в тексте программы рекомендательных предложений типа «необходимо использовать» или «педагогу нужно обращать внимание». Ведь эти указания вы обращаете, прежде всего, к самому себе.

Читайте также по данной теме

Яндекс.Метрика