Печать
Категория: Программно-методическое обеспечение образовательного процесса
Просмотров: 2832

 

Помимо пояснительной записки образовательная программа включает разделы "Учебно-тематический план" и "Содержание.

Раздел «Учебно-тематический план»

Учебно-тематический план раскрывает технологию изучения программы, определяет последовательность тем и количество часов на каждую из них, представляет собой таблицу, в которой обозначены разделы и темы программы с определением количества отведенных на их изучение часов, с разбивкой на теоретические и практические часы.

Если программа рассчитана более чем на год обуче­ния, то учебно-тематический план составляется на каждый год.

Итоговое количество часов, отведенных на изучение программы, зависит от нагрузки. При нагрузке 2 часа в неделю - 72 часа в год, 4 часа в неделю - в год 144 часа, 6 часов в неделю - 216 часов, 9 часов в неделю - 288 часов в год.

 

Раздел «Содержание программы»

Раскрывает разделы и темы, заявленные в учебно-тематическом плане с указанием методики и технологии реализации заявленного содержания (примечание: педагоги-разработчики часто подменяют учебно-тематический план календарно-тематическим планом). Календарно-тематический план дается в приложении к программе, и он относится к прикладной методической продукции педагога.

В этом разделе необходимо раскрыть содержание каждой темы в порядке, заявленном в учебно-тематическом плане, в форме тезисов, сначала ее теоретическую часть, затем - практическую часть.

Вводное занятие (первая тема) включает знакомство с коллективом, с правилами техники безопасности, обсуждение плана работы на год, знакомство с историей образовательного предмета.

Раскрывается суть содержания программы: ориентация содержания (научное, практическое, художественное, социальное, профориентационное и т.д.); характер освоения (развивающая, компенсирующая, углубленная, интенсивная, реабилитационная); стиль (ретро, современный); профиль; направление.

 

Раздел «Условия реализации программы»

Содержит: дидактические, методические, материально-технические, санитарно-гигиенические, валеолого-оздоровительные условия, при наличии которых возможно эффективное достижение запланированных целей.

 

Раздел «Управление программой»

Содержит поэтапный контроль за ходом реализации программы, систему отслеживания и фиксации результатов, методику оценки воспи­танности обучающихся, их знания, умения, навыки.

Эффективность реализуемой программы характеризуется уровнем воспитанности обучающихся, знаниями, умениями, навыками, приобретенными ими по окончании курса. Знания определяются в соответствии с теоретическими пунктами программы, а умения и навыки - с практическими. В программе, рассчитанной более чем на 1 год, для каждого года обучения определяются критерии оценки результатов.

 

Ожидаемый результат должен предполагать: развитие способностей; повышение престижа детских творческих объединений; улучшение показателей адаптации в обществе; наглядное проявление - участие в выставках, концертах, публикациях и др. Все это способствует доказательству значимости и необходимости конкретной программы.

Чтобы определить ожидаемый результат, нужно знать, с какими знаниями и качественными характеристиками- поступили дети в объединение (стартовый контроль) и что получили на выходе (итоговый контроль).

 

Контроль может проводиться в следующих формах: собеседование; зачет; вопросник по программе; реферат, защита работы; выполнение нормативов; контрольное упражнение; участие в конкурсах, выставках; выступления на концертах, соревнованиях; участие в КВНах, викторинах, открытых занятиях.

Контроль позволяет определить эффективность воспитания и обучения по программе, обсудить результаты, внести коррективы в образовательный процесс. Контроль позволяет детям, родителям, педагогам увидеть результаты их труда, что создает хороший морально-психологический климат в детском коллективе.

 

Все вышеуказанные формы диагностики эффективности программы можно условно рассматривать в двух направлениях:

личностном: изменение личностных качеств ребенка, которые помогут определить: тесты; анкеты; творческие книжки; педагогические наблюдения.

внешнем: результаты творческих отчетов; участие в выставках, конкурсах, олимпиадах; награды, грамоты, дипломы.

Собранный материал и проведенный по нему анализ позволит сделать вывод об эффективности конкретной образовательной программы.

 

Раздел «Список литературы для педагогов», «Список литературы для детей по программе».

Эти разделы содержат все библиографические данные, к программе в алфавитном порядке.

 

Раздел «Приложения к программе»

Содержит прикладную методическую продукцию, учебно-методический комплекс (совокупность систематизированных текстовых и схематических материалов), призванный обеспечить ее успешную реализацию.