В пояснительной записке к программе разработчик указывает, на основании чего будет создана новая программа или же обосновывает собственные авторские подходы, педагогический опыт, которому нет аналогов. Он также акцентирует внимание на том, какие результаты (по сравнению с типовой или другой программой) будут достигнуты при реализации разработанной программы (более высокий уровень воспитанности, обученности и т. д.) и указывает при этом новые условия успешного обеспечения образовательно-воспитательного процесса (методические, дидактические, материально-технические, социальные и др.).>
Разработчик описывает, какими компонентами учебно-методического комплекса сопровождается или будет сопровождена данная программа, какие доминирующие методики и технологии применяются при организации занятий, воспитательных дел, при реализации содержания программы. На этом этапе разработчик детально анализирует свою педагогическую деятельность, возможности субъектов образовательного процесса (детей, родителей, педагогов-психологов, педагогов дополнительного образования, учителей школ), социальные и другие факторы, влияющие на жизнедеятельность детского коллектива.
В результате обстоятельного анализа разработчик определяет основной замысел или варианты модификации программы, избирая реально достижимые идеи развивающего характера, присущие системе дополнительного образования.
При разработке образовательной программы дополнительного образования детей порой даже у опытных педагогов возникают трудности в программировании. Создание образовательной программы включает в себя несколько взаимосвязанных компонентов: идея - замысел - цели - задачи педагогической деятельности - методика и технология ее реализации.
Замысел должен всегда присутствовать при разработке любого вида образовательной программы (авторской, модифицированной и др.). Суть замысла заключается в том, что же необходимо автору создать, изменить, усовершенствовать в разрабатываемой программе в новых условиях реформирующейся системы дополнительного образования детей.
Трудности у разработчиков возникают при определении цели. Необходимо помнить, что цель (цели) всегда связаны с обобщенным представлением идеального результата и способа его достижения, так как цель - это заранее предполагаемый, проектируемый результат эффективной педагогической деятельности.
Указывается тип и вид программы, даются краткие пояснения по модификационным вариантам программы. Разработчик указывает, адресат (кому предназначена программа), возрастной контингент обучающихся, срок реализации программы с указанием часов по годам обучения, допустимая нагрузка на обучающегося в неделю согласно годам обучения;
Краткие сведения о детском коллективе:
- статус, вид группы (профильная, комплексная, экспериментальная, научно-исследовательская);
- состав группы (постоянный, переменный);
- особенности набора детей (свободный, по конкурсу, по тестам).
Указываются цели программы (воспитательные, развивающие, обучающие) с реальным прогнозом результата (некая модель выпускника). Целевые установки могут быть направлены на развитие ребенка в целом, на развитие определенных способностей, качеств личности, на помощь в поиске профессиональной ориентациии т. д. Таким образом, цель программы - решение реально существующей проблемы. Разрабатывая программу, педагог предлагает свое видение достижения поставленной цели.
Цель - заранее предполагаемый результат образовательного процесса, на реализацию которого будут направлены усилия педагога и всех субъектов образовательного процесса.
Примерная постановка целей:
- изменение мировоззрения личности, ее культуры через новую образовательную систему (в глобальном масштабе);
- создание авторской технологии, нравственное воспитание личности, сплочение детского коллектива;
- создание новой методики обучения, обучение какому-либо виду деятельности; развитие личностных качеств через обучение; организация полноценного досуга и др.
Указываются задачи программы, включающие способы достижения прогнозируемого результата. Конкретизация цели программы проходит через определение задач - путей и условий достижения цели.
При формировании задач пользуются следующей классификацией:
- познавательная задача - развитие познавательного интереса, включенность обучающихся в познавательную деятельность;
- развивающая задача - развитие личностного самообразования детей, активности, самостоятельности, общения и т.д.;
- воспитательная задача (социально-педагогическая) - создание условий для формирования общественной активности, реализация в социуме и др.
Формулировка задач должна быть четкой и краткой, включать ключевое слово (оказать, отработать, освоить, организовать и т.д.).
В процессе обучения педагог может решать следующие задачи по созданию условий для развития: познавательных интересов обучающихся в какой-либо области знаний; интеллектуальных способностей; обучения самообразованию; овладения приемами и методами самостоятельной работы; обучения методам научной, исследовательской, экспериментальной работы; развития изобретательских и конструкторских способностей.
Кроме того, в пояснительной записке указываются принципы реализации образовательно-воспитательного процесса, дается краткая характеристика применяемым педагогическим технологиям с обоснованием целесообразности их применения в данном детском объединении.