В системе дополнительного образования детей педагогическим работникам предоставляется возможность творческого подхода к проектированию образовательного процесса, к созданию различных видов образовательных программ: авторских, модифицированных (адаптированных, поисково-исследовательских и др.).

Согласно закону РФ «Об образовании» содержание деятельности УДОД определяется целостной Образовательной программой, которая разрабатывается и реализуется учреждением самостоятельно. Разрабатывая образовательную программу, разработчик должен ориентироваться на государственные требования и методические рекомендации, предъявляемые МО РФ к составлению образовательных программ в системе ДОД, Законом РФ «Об образовании», Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей.

Образовательная программа выступает фактором инициативы и творчества педагогов дополнительного образования, так как основной рабочий документ педагога УДОД - образовательная программа детского творческого объединения - результат осмысления его деятельности, назначения, целесообразности, результативности и полезности.

Специфика образовательной программы определяется главными концептуальными идеями, заложенными в Концепции и Программе развития УДОД, направленными на создание социо-образовательной и культурной среды в интеграционном пространстве образовательной организации, растящей и питающей растущую личность. Образовательная программа предоставляет возможность обучающимся в УДОД свободно (совместно с родителями) выбирать индивидуальный маршрут развития в любой культурно-образовательной области. Она учитывает реальный опыт образовательной деятельности педагогического коллектива по приобщению подрастающего поколения к региональной культуре, к историческому наследию.

 

Виды образовательных программ системы дополнительного образования детей.

 

1. Типовые программы - представляют собой государственный стандарт образования. Эти программы создаются на государственном уровне, утверждаются Министерством образования РФ и являются базисными в работе по данному профилю. Они могут быть рекомендованы Управлением дополнительного образования в качестве примерных по той или иной образовательной направленности. Данные программы могут внедряться в образовательных учреждениях репродуктивно.

 

2. Модифицированные (или адаптированные) программы по содержанию и логике совпадают с примерными (типовыми), измененные с учетом особенностей организации и формирования детских объединений, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов воспитания, развития и образования. Изменения вносятся в структурные компоненты по усмотрению автора, стандартное нормирование в количественном и качественном отношении отсутствует. Диагностика результатов по данным программам определяется как количественными показателями, заложенными в программу (знания, умения, навыки), так и практическими достижениями обучающихся (отчетные концерты, конкурсы, выставки, олимпиады и т. д.).

 

3. Экспериментальные программы - призваны отражать изменения в основах содержания образования, либо изменение принципов, методов, форм обучения в интересах его совершенствования, а также внедрять новые педагогические технологии. Однако такие программы после успешной апробации и экспертизы могут перейти в статус авторской программы.

 

4. Авторские программы - полностью разработаны педагогом, методистом или коллективом педагогов или методистов. Их содержание - это совокупность предлагаемых средств решения проблем в образовании, отличающихся новизной и актуальностью, самобытностью. Авторская программа должна содержать гипотезу и ее концептуальное обоснование, цели, задачи, способы достижения целей, способы диагностики результатов на промежуточных этапах и в конце реализации.

Продуктивными идеями в авторских программах выступают идеи, направленные на создание комплексного образовательного маршрута для обучающихся в различных образовательных областях системы дополнительного образования. Такие программы должны быть оснащены авторскими технологическими аспектами.

 

По уровню освоения программы могут быть:

  • Общеразвивающие, направленные на решение задач формирования общей культуры ребенка, расширения его знаний о мире и о себе, социальном опыте. Здесь предполагается удовлетворение познавательного интереса ребенка, расширение его информированности в конкретной образовательной области, обогащение навыками общения и совместной деятельности в освоении программы.
  • Специализированные, направленные на выявление и развитие способностей детей, приобретение ими определенных знаний и умений в избранном виде деятельности. Эти программы ориентированы на развитие компетентности в отдельной области, формирование навыков на уровне практического применения.
  • Профессионально-ориентированные, направленные на ознакомление и последующее углубление той или иной профессиональной сферы жизнедеятельности. Они помогают выявлять личные возможности обучающихся и определиться им в выборе профессии, получить основы профессиональных знаний и мастерства. Эти образовательные программы предусматривают достижение высоких результатов образованности в какой-либо предметной или практической области, умение видеть проблемы, формулировать задачи, искать пути их решения.

 

По форме организации образовательного процесса программы различают:

1. Комплексные, определенным образом соединяющие отдельные области, направления, виды деятельности в единое целое.

2. Интегрированные, изучающие несколько отраслей а едином ключе. Основываются на теории познания и понимания того, что поиск знания является лучшим способом исследования, который устанавливает связи между учебными дисциплинами. Например, полихудожественная направленность.

3. Модульные, состоящие из нескольких самостоятельных, устойчивых, целостных блоков.

 

При всем содержательном многообразии программ дополнительного образования их можно классифицировать по нескольким основным образовательным направленностям, широко представленным в практике деятельности образовательных учреждений дополнительного образования детей: техническая; физкультурно-спортивная; художественно-эстетическая; туристско-краеведческая; социально-педагогическая; естественнонаучная

 

Этапы разработки дополнительных общеразвивающих программ

Разработка образовательных программы включает обычно три этапа:

1-й этап программирования - подготовительный;

2-й этап программирования - моделирующий;

3-й этап программирования - оформительский.

 

На первом этапе педагог обосновывает для себя необходимость создания того или иного вида образовательной программы (индивидуально-авторской, модернизированной), отвечая на вопросы:

  • Почему возникла необходимость в такой разработке? (программа создается, потому, что нет аналогов, новый содержательный курс по одной из образовательных областей или существующие старинные типовые программы по внешкольному образованию совершенно не удовлетворяют ни педагогов, ни родителей, ни их детей и т.д.);
  • В чем смысл образовательной программы?
  • В чем ее новизна и оригинальность?
  • Для какой возрастной группы обучающихся разрабатывается данная образовательная программа и на какой срок реализации она рассчитана?
  • Развитию, воспитанию или совершенствованию каких качеств личности обучающегося способствует данная образовательная программа?
  • Какими знаниями, умениями, навыками должен обладать обучающийся после прохождения курса обучения по образовательной программе?
  • Соответствует ли авторский идеал реальным запросам?

 

На втором этапе разработки образовательных программ разработчиком выстраивается модель будущей программы, с четким определением целей, задач, принципов, педагогических, позиций в организации образовательно-воспитательной деятельности и определяются временные рамки реализации программы в соответствии с учебно-тематическим планом. Основная задача разработчика на данном этапе - выстраивание в логике содержания программы (по разделам, блокам и т. д.), ведущих принципов в организации деятельности, способов организации, условий эффективности реализации, а также определяются поэтапный контроль за реализацией содержания программы и способы оценки результатов деятельности обучающихся.

 

На третьем этапе программирования - оформительском - разработчиком сжато излагается текст образовательной программы с четкими формулировками и выводами. Недопустимо применение одинаковых терминов для различных понятий, но даже если и употребляются специфические термины, они должны быть объяснены.

Должны быть выдержаны государственные требования и методические рекомендации к содержанию и структурированию образовательных программ системы дополнительного образования детей. Образовательные программы должны быть оформлены в виде нормативного документа в соответствии с ГОСТ 6. 38. 90.

Согласно письма методическим рекомендациям Минобразования России образовательные программы УДОД должны соответствовать определенным требованиям, независимо от их вида, уровня и направленности.

Читайте также по данной теме

Яндекс.Метрика