Основными формами организации подготовки учащихся к соревнованиям по спортивной радиопеленгации являются теоретические и практические занятия.

Теоретические сведения сообщаются в форме познавательных бесед с демонстрацией деталей, приборов, принципами их работы. Во время практических занятий в помещении учащиеся общаются друг с другом, советуются. Если состав объединения разновозрастный - старшие помогает младшим. Учащиеся приходят в объединение, чтобы заняться любимым делом, пообщаться со сверстниками, отвлечься от повседневных забот, а может и от неблагополучной семьи. В объединении ему предоставляются условия для этого. Руководитель для него должен быть взрослым наставником и в то же время ровесником в общении.

Практические занятия на природе начинаются с общефизической подготовки (кросс, упражнения). Руководитель должен учитывать степень физической нагрузки для каждого учащегося.

По прибытию на место тренировки и после проведения общефизических упражнений разжигается костер. Здесь можно провести соревнование: кто быстрее разведет костер с одной спички.

Пока руководитель ставит трассу, ребята поддерживают костер, играют в различные игры (футбол, бадминтон и другие динамичные игры), тренируются в ближнем поиске “лисы”.

После финиша последнего участника забега за обедом с испеченным картофелем в костре подводятся итоги занятия.

На практических занятиях по поиску “лис” руководитель должен хотя бы один раз пробежать с каждым учащимся для того, чтобы проследить за его действиями на трассе и по ходу отмечать его положительные и отрицательные стороны.

 

Физическая подготовка

Большую роль в подготовке спортсменов, особенно на втором и последующих годах обучения, отводится физической подготовке.

Одним из условий достижения успеха в занятии спортом – обеспечение высокого уровня физической подготовленности, своеобразного фундамента, на котором строится мастерство спортсмена.

Различают общую и специальную физическую подготовку.

Общая физическая подготовка (ОФП) направлена на воспитание физических качеств, развития функциональных возможностей организма спортсмена, достижение высокой работоспособности. С помощью ОФП создаются предпосылки к максимальному развитию специальных готовностей спортсмена.

Задачи специальной физической подготовки (СФП) более узки и заключаются в совершенствовании физических качеств, наиболее характерных для спортивной радиопеленгации, а именно, выносливости, силы, ловкости.

Для воспитания выносливости применяют три основных метода: непрерывный длительный бег в равномерном или переменном темпе, прерывистый бег с различными скоростями.

Основными средствами в развитии силы служат силовые упражнения с различными рода отягощениями.

Ловкость - чрезвычайно важное качество для “охотника на лис”, которая помогает ему на протяжении всей дистанции. Во время бега по лесу спортсмену приходится то и дело уклонятся от ветвей, перепрыгивать через упавшие стволы деревьев, лавировать в чаще, карабкаться по кручам, прыгать с камня на камень. Неуклюжий человек теряет гораздо больше времени и сил на преодоление этих препятствий, чем хорошо координированный спортсмен ловкостью спортсмен.

Наиболее распространенные средства воспитания этого качества: спортивные игры, единоборство, гимнастические упражнения. Во время прохождения трассы в лесу на пересеченной местности не исключены падения спортсмена, поэтому на занятиях отрабатывается прием правильного падения. А именно, спортсмен должен во время падения сгруппироваться и упасть на бок противоположный руке, в которой находится радиопеленгатор.

Воспитание выносливости учащихся второго и более года обучения осуществляется, в основном, вне занятий объединения по личным планам.

 

Психологическая подготовка

Морально – волевая подготовка ведется непрерывно в течение всего периода обучения и тренировок спортсмена. Это воспитание целеустремленности, воли коллективизма, трудолюбия и других необходимых спортсмену качеств. Воспитание этих качеств дело не только руководителя, но и, в основном, самого спортсмена.

 

Тактическая подготовка 

Тактика в спортивной радиопеленгации – это приемы и способы достижения основной цели: обнаружение “лис” в кратчайшее время, использование технических возможностей аппаратуры в сочетании с другими средствами поиска.

К тактическим приемам относятся: выбор варианта (последовательности поиска “лис”), уход от преследования другим спортсменом, поиска в паузе, распределение сил на дистанции.

Практические занятия в помещении сводятся к тренировкам в выборе оптимального поиска “лис” (по карте) при различных предлагаемых вариантах.

Методика, заложенная в тактической подготовке спортсмена на первом году обучения, в последующих – совершенствуется, доводится для решения тех или иных ситуаций в кратчайшее время.

 

Ориентирование на местности 

В спортивной радиопеленгации знание топографии и навыки ориентирования на местности помогают произвести на карте расстановку “лис” по пеленгам, разумно выбрать вариант поиска, короткий и удобный путь к “лисе”, безошибочно выйти на финиш.

На практических занятиях учащиеся отрабатывают определение своего местонахождения на карте, нанесение пеленгов на карте, движение по карте в заданном направлении.

Очень сплачивают коллектив походы. Они проводятся в сочетании с ориентированием на местности по карте, солнцу, природным явлениям. На втором году обучения при прохождении темы: “Азбука туризма” походы проводятся уже с ночевкой и так же в сочетании с ориентированием на местности. А с более подготовленными ребятами можно провести тренировку в ориентировании на местности в ночное время.

 

Разучивание сигналов телеграфной азбуки

Разучивание знаков телеграфной азбуки проводится в объеме позывных “лис”, это – МОЕИСХТ5.

В хаосе эфира, среди множества других телеграфных радиостанций спортсмен должен выделить (поймать) позывные своих “лис”. Отработка этого упражнения проводится при помощи звукового генератора с излучателем помех или при помощи передатчика и радиопеленгатора на 3,5 Мгц в вечернее время. В это время лучше прохождение радиоволн в этом диапазоне, и, следовательно, будет больше радиопомех.

Знаки телеграфной азбуки заучиваются не по количеству точек и тире, а по напеву (по мелодии).

 

Практические тренировки. Соревнования. 

Практические тренировки строятся на постепенном усложнении поиска “лис”:

  • определение направления и поиск постоянно работающей “лисы” на близком расстоянии (20-30м);
  • слепой поиск (поиск с завязанными глазами) на открытой местности;
  • поиск двух-трех постоянно работающих “лис” на разных частотах и близком расстоянии (50-100 м);
  • поиск одной “лисы”, работающей по циклам на расстоянии 100 м.

Затем постепенно идет усложнение поиска (увеличивается количество работающих “лис” и протяженность трассы).

Соревнование – это спортивный праздник, итог теоретических занятий, практических тренировок. Здесь выявляются все качества спортсмена. Его физическая, техническая, психологическая, тактическая, специальная подготовки, ориентирование на местности и т.д. В общем, все то, что заложено в программе подготовки.

Соревнование для спортсмена это:

  • подготовка (спортсмена и аппаратуры);
  • участие;
  • анализ участия.

Перед соревнованиями не следует вносить никаких неоправданных изменений в режиме дня, тренировок, питания, в аппаратуре.

Анализ участия в соревнованиях надо проводить в любом случае: победил спортсмен или проиграл. В первом случае самоуверенность – злейший враг спортсмена, во втором – успех к мастерству.

 

Радиоориентирование

В спортивном радиоориентировании знания ориентирования на местности имеют главенствующую роль. В район маломощного замаскированного передатчика-маячка, работающего постоянно, надо сначала прибежать по карте и только когда его услышишь – запеленговать и найти. Радиоориентирование – это ориентирование на местности плюс спортивная радиопеленгация.

На практических занятиях отрабатываются скоростные данные по ориентированию на местности и пеленгации, поиска маячков – передатчиков.

 

Простые неисправности и ремонт радиопеленгатора

К простым неисправностям радиопеленгатора относятся: плохой электрический контакт батареек питания, плохой контакт вилки и обрыв провода головных телефонов, деформация и плохой контакт в гнезде антенны, плохо закреплены органы управления. Все эти неполадки спортсмен должен уметь находить и устранять сам.

На практических занятиях в помещении руководитель вводит неисправности в радиоаппаратуру, а учащийся должен быстро определить и устранить их.

Во время соревнований много времени уйдет на соединение оборванного шнура головных телефонов и подчас из-за этого спортсмен сходит с дистанции, а позади ведь год подготовки!

Поэтому необходимо взять с собой запасной небольшой телефончик.

 

Конструирование радиоаппаратуры 

В этом разделе фронтальной практической работой объединения может быть изготовление планшетов для карт и усовершенствование радиопеленгаторов.

Конструирование же другой аппаратуры производится только по личному желанию учащегося. На занятиях могут быть сконструированы и более совершенный радиопеленгатор, и микро “лиса”, и фотофиниш, и учебный тренажер для подготовки “охотников на лис” и т.д.

На теоретических занятиях по конструированию радиоаппаратуры даются общие сведения по соблюдению технических требований, радиоконструированию, дизайну.

 

Читайте также по данной теме

Яндекс.Метрика