Радиопеленгация – это специальная область радиоэлектроники, изучающая теоретические и практические вопросы, связанные с определением направления на источник излучения радиоволн, принципами создания и применения пеленгационной аппаратуры. Радиопеленгация имеет большое практическое значение и находит свое практическое применение во многих областях человеческой деятельности. На флоте и авиации радиопеленгование позволяет устанавливать местонахождение и направления движения морских и воздушных судов, в комплексе космических радионавигационных систем слежения - контролировать траектории полетов космических кораблей, в метеорологии - определять положения и направления движений грозовых фронтов, в астрономии - устанавливать направления на небесные тела, в военном деле радиопеленгация используется с целью радиоразведки.

Нашла свое применение радиопеленгация и еще в одной области – в спорте. Она послужила основой организации и проведения увлекательных спортивных соревнований по «охоте на лис». В этих соревнованиях «охотниками» выступают спортсмены, вооруженные ручными радиопеленгаторами, а в роли «лис» - замаскированные на местности (лесная чаща, кустарник) маломощные радиопередатчики. Во время соревнований спортсмены должны произвести поиск и пеленгование искомых «лис» с выбранной ими последовательностью с наименьшей затратой времени. Таким образом, технической основой соревнований по «охоте на лис» является радиопеленгация, а оружием «охотника» - радиопеленгатор, и закономерно, что эти интересные соревнования теперь именуются спортивной радиопеленгацией.

Спортивная радиопеленгация является весьма популярным видом спорта, по которому проводится большое количество разнообразных соревнований, в том числе такие крупные международные спортивные форумы, как чемпионаты мира и чемпионаты Европы. Эти соревнования вызывают живой интерес у публики, особенно у подрастающего поколения, в силу своей динамичности, непредсказуемости исхода, острой спортивной борьбы. Многолетний педагогический опыт показывает, что дети с большим удовольствием приходят в объединения по спортивной радиопеленгации, в которые их привлекает не только возможность спортивного соперничества со сверстниками, физического развития, но также весьма существенную роль играет возможность реализовать свой интерес к радиотехнике, конструированию радиоаппаратуры.

Однако, несмотря на большой интерес детей к спортивной радиопеленгации, ситуация в системе дополнительного образования складывается таким образом, что программ по данному направлению разработано очень мало. Но даже в этих немногих программах есть определенные недостатки: основное внимание уделяется спортивной подготовке, физическому совершенствованию ребенка, и в тоже время недостаточно отводится времени на общетеоретические вопросы, связанные с изучением основ электрорадиотехники, принципов действия радиоаппаратуры, радиосвязью. Хотя изучение основ радиоэлектроники позволяет не только глубже понять механизм и особенности спортивной радиопеленгации, развить технико-тактические умения спортсменов - охотников, но и развить у детей интерес в целом к техническому творчеству.

Устранить вышеуказанные недостатки, призвана образовательная программа "Спортивная радиопеленгация", в которой обобщается многолетний практический опыт проведения занятий по спортивной радиопеленгации (объединение существует в рамках СЮТ, а затем Центра «Бионика» с 1966 года.) В отличие от других программ по спортивной радиопеленгации наряду со специальной подготовкой спортсмена (тактической, физической), техническим оснащением, ориентированием на местности, в представленной программе большое внимание уделяется также изучению основ электрорадиотехники, конструированию радиоаппаратуры, любительской радиосвязи. Это позволяет дать учащимся всестороннюю подготовку в области радиоэлектроники, повысить качество спортивной и технической подготовки, помогает в дальнейшем выборе профессии.

Таким образом, программа "Спортивная радиопеленгация" позволяет создать условия для социального и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, развития мотивации ребенка к познанию и творчеству, укрепления психического и физического здоровья, осуществить профилактику асоциального поведения. Образовательная программа по спортивной радиопеленгации способствует формированию таких качеств, как сообразительность, решительность, развивает гибкость ума, внимание, память, способность анализировать, прививает массу жизненно необходимых навыков, любовь к занятиям техническим творчеством.

Цель программы – формирование целеустремленной, решительной, социально-адаптированной личности.

Задачи:

  • обучить основам радиоспорта и радиопеленгации в частности;
  • познакомить с основами радиосвязи и ведения радиообмена в телефонном режиме;
  • дать элементарное представление по электрорадиотехнике;
  • привить навыки пользования топографической картой и ориентирования на местности; конструирования радиоаппаратуры;
  • развивать смекалку, решительность, быстроту реакции, волю, настойчивость, упорство, целеустремленность, хорошую зрительную и слуховую память, находчивость в сложных условиях и напряженной обстановке, способность к концентрации и распределению внимания;
  • воспитывать собранность, способность к мобилизации всех сил для борьбы;
  • прививать чувство локтя, коллективизма.

Программа рассчитана на два года обучения (однако, по истечении основного курса обучения, в дальнейшем, занятия могут продолжаться по индивидуальным планам). На занятиях первого года обучения даются основы спортивной радиопеленгации, ориентирования на местности, конструирования радиоаппаратуры, тактики поиска «лис». Создается фундамент будущего спортсмена.

На занятиях второго года обучения в объединении продолжают развиваться и совершенствоваться психико - физиологические, физические особенности организма, техническое и спортивное мастерство. Совершенствуется специальная подготовка в пеленгации поиске «лис», в процессе которой спортсмен приобретает, укрепляет и развивает многие качества, которые нужны не только для спорта, но и для жизни.

Продолжаются более подробные познания в области радиотехники, конструирования радиоаппаратуры.

По окончании 1-го года обучения учащиеся должны

а) знать:

  • общие сведения о спортивной радиопеленгации;
  • устройство и принцип работы радиопеленгатора;
  • элементы ориентирования на местности;
  • телеграфные знаки в объеме позывных “лис”;
  • находить и исправлять простейшие неисправности в радиоаппаратуре;
  • правила пайки;
  • общие принципы работы радиостанции;
  • элементарное представление по электрорадиотехнике и конструированию радиоаппаратуры.
  • правила ведения любительской радиосвязи;

б) уметь:

  • пеленговать и находить замаскированные передатчики;
  • ориентироваться на местности по карте, солнцу;
  • безошибочно принимать знаки телеграфной азбуки;
  • находить и устранять простейшие неисправности;
  • собирать радиоконструкции по принципиальным схемам;
  • проводить любительскую радиосвязь.

 

По окончании 2-го года обучения учащиеся должны:

а) знать:

  • подробно устройство пеленгатора;
  • основы физической, психологической, тактической, специальной подготовки;
  • основы электрорадиотехники;
  • основы устройства радиоаппаратуры;
  • основы конструирования радиоаппаратуры;

б) уметь:

  • находить и устранять неисправности в пеленгаторе;
  • хорошо ориентироваться на местности;
  • находить микропередатчики в радиоориентировании;
  • готовить аппаратуру и себя к соревнованиям, а затем анализировать результаты выступлений;
  • хорошо вести поиск «лис» в различных условиях на уровне третьего взрослого разряда;
  • конструировать радиоаппаратуру

Таким образом, при обучении спортивной радиопеленгации формируется широкий круг знаний, умений и навыков, для оценки которых в программе предусматриваются различные способы проверки. Так, например, степень усвоения полученных теоретических сведений предлагается проверять с помощью тестирования, уровень освоения основ электрорадиотехники – при выполнении практических работ по пайке и монтажу радиоконструкций, рост спортивного мастерства – с помощью специальных тестов на выносливость, скоростную работу и др. Но, конечно же, точнее всего можно оценить уровень подготовленности спортсмена только во время проведения соревнований.

 

Основные формы организации работы

Основные формы организации работы в объединении – теоретические и практические занятия. Содержание теоретических занятий должно строго согласовываться с характером практических занятий по каждому разделу. Теоретические сведения сообщаются ребятам в форме познавательных бесед продолжительностью не более 15-20 минут на каждом занятии. Беседы должны сопровождаться демонстрацией деталей приборов технического оснащения спортсмена, упражнений для развития необходимых навыков. Большую часть необходимых теоретических знаний учащиеся получают в процессе тренировок, практических занятий по электрорадиотехнике. Практические занятия по электрорадиотехнике включают в себя как изучение технически законченных конструкций, так и поиск и устранение неисправностей радиопеленгатора, описание узлов радиоаппаратуры, которые могут найти применение в различных конструкциях. Такой принцип отбора практических работ не только позволяет получить учащимся необходимые каждому спортсмену навыки сборки, наладки и ремонта спортивного оборудования для охоты на «лис», но и вносит элемент творчества, что поможет в дальнейшем ребятам перейти к самостоятельному конструированию различной радиоаппаратуры.

Таким образом, в течение учебного года на сообщение познавательных сведений отводится не более 25-30% общего времени, остальное время посвящено тренировочной подготовке спортсмена и практической радиоконструкторской работе. Причем работа по совершенствованию спортивного мастерства, являющаяся основой всей деятельности объединения, должна начинаться как можно раньше, так как промедление может ослабить интерес ребят к спортивной радиопеленгации и вызвать отсев из объединения. В процессе тренировок, составляющих основную часть курса обучения спортсмена-охотника на «лис», целесообразно как можно шире использовать метод соревнования.

Большое внимание в курсе спортивной радиопеленгации уделяется физической подготовке. Учащиеся должны в обязательном порядке делать утреннюю зарядку, ежедневно бегать кросс, вести индивидуальный спортивный дневник.

Чтобы вырабатывать в себе волю к победе, соперничество, азарт борьбы следует дополнительно заниматься такими видами спорта как лыжи, бег. Успех в спортивной радиопеленгации во многом зависит от умения на ходу читать карту, ориентироваться на местности. То время, которое отведено тому разделу чрезвычайно мало. Спортсмен должен связаться с секциями по спортивному ориентированию и участвовать в их соревнованиях.

Основополагающие принципы реализации программы:

  • личностный подход к обучению и воспитанию ребенка;
  • динамичность и вариативность занятий.

Данная программа по спортивной радиопеленгации рассчитана на 2 года обучения и ориентирована на учащихся старших и средних классов. Первый год посвящен изучению основ знаний, необходимых будущему спортсмену, второй год – совершенствованию спортивного мастерства и углублению специальных знаний. На освоение программы, как первого, так и второго года обучения отводится 216 часов. Полностью программа объединения «Спортивная радиопеленгация» рассчитана на 432 часа. Регламент занятий – по 6 часов в неделю, возможны различные варианты организации занятий: 2-х часовые занятия 3 раза в неделю (рекомендуется проводить при изучении основ электрорадиотехники), либо 3-х часовые – 2 раза в неделю (в таком режиме предпочтительнее работать при совершенствовании спортивной подготовки). Занятия проводятся в группах численностью не менее 8 человек. Необходимо отметить, что занятия в объединении не ограничиваются двумя годами обучения. В последующие годы занятия проходят уже по индивидуальным планам.

 

Учебно - тематический план 1-го года обучения 

п/п

 

Название темы

 

Общее

кол-во

часов

В том числе

теор.

практ.

1.

Вводное занятие. Правила техники безопасности.

5

5

 

2.

Спортивная радиопеленгация, история и развитие. Правила соревнования.

5

5

 

3.

Устройство и принцип работы радиопеленгатора.

 2

2

 

4.

Основы ориентирования на местности.

25

3

22

5.

Разучивание сигналов телеграфной азбуки.

6

3

3

6.

Тактика поиска «лис».

6

3

3

7.

Простые неисправности и ремонт радио-пеленгатора

6

1

5

8.

Основы электрорадиотехники. Радиодетали.

12

6

6

9.

Пайка. Изготовление простых радиоконструкций.

33

3

30

10.

Любительская радиосвязь.

6

1

5

11.

Проведение тренировок. Соревнования.

108

 

108

12.

Заключительное занятие.

2

2

 
 

Итого

216

34

184

 

Содержание программы первого года обучения

 

  1. Вводное занятие - 5 часов

Задачи и примерная программа объединения, общие организационные вопросы. Правила поведения в лаборатории. Знакомство с материально-технической базой  объединения. Радиоспорт, его виды и развитие. Правила техники безопасности на занятиях.

 

  1. Спортивная радиопеленгация - 5 часов.

История и развитие спортивной радиопеленгации. Эволюция аппаратуры и правил  проведения соревнований. Достижения советских, российских спортсменов. Позывные “лис”. Цикличность работы радиопередатчиков.

 

  1. Радиопеленгатор – 2 часа.

Устройство и принцип работы пеленгатора. Виды антенн, их устройство и работа. Порядок пользования пеленгатором при определении направления на “лису”. Органы управления пеленгатором.

Практическое занятие. Тренировка в настройки на частоту “лисы”. Взятие пеленга и определение направления на “лису”.

 

  1. Основы ориентирования на местности – 25 часов.

Элементы ориентирования на местности. Карта, условные обозначения. Компас, его устройство. Понятие о движении по азимуту. Ориентирование на  местности по солнцу. Выдерживание прямолинейного движения в лесу.

Практическое занятие. Тренировки в ориентировании на местности по карте.

 

  1. Разучивание сигналов телеграфной азбуки – 6 часов.

Позывные “лис”. Разучивание телеграфной азбуки в объеме позывных “лис”.

Практическое занятие. Тренировка в приеме позывных в различных комбинациях, при малой громкости, наличия помех.

 

  1. Тактика поиска “лис” – 6 часов.

Выбор варианта, уход от преследования, поиск в паузе, распределение сил на дистанции.

Практические занятия. Тренировка  в лаборатории  в выборе оптимального поиска (по карте) «лис». Отработка тактики поиска  на практических тренировках.

 

  1. Простые неисправности и ремонт радиопеленгатора – 6 часов.

Простые неисправности: плохой электрический контакт батареек питания, плохой  контакт вилки и обрыв провода головных телефонов, деформация и плохой контакт в гнезде антенны, плохо закрепленые органы управления. Способы устранения неисправностей.

Практические занятия. Устранение неисправностей.

 

  1. Основы электрорадиотехники. Радиодетали. – 12 часов.

Основные понятия и законы постоянного тока.

Понятия о переменном токе.

Материалы. Проводники, изоляторы, полупроводники.

Устройство антенны и заземления.

Общее понятие о полупроводниковых приборах.

Радиодетали. Резисторы, конденсаторы, катушки индуктивности, трансформаторы, переключатели, их работа и устройство.

Практическое занятие. Демонстрация свойств электрического тока, устройства радиодеталей.

 

  1. Пайка и приемы монтажа – 33 часа.

Электрический паяльник, устройство. Подготовка рабочей части паяльника к работе. Припой и флюсы, применяемые при монтаже радиоаппаратуры.

Формовка, монтаж радиодеталей на пустотелых заклепках, на проволочных стойках и т.д. Понятие о печатном монтаже и его применении.

Правила безопасности труда при работе с электропаяльником, слесарными и монтажными инструментами.

Макетная плата. Принцип работы детекторного приемника, усилителя низкой частоты, радиопередатчика.

Практическая работа. Изготовление монтажных плат с последующей распайкой на них деталей детекторного приемника, усилителя низкой частоты, радиопередатчика.

 

  1. Любительская радиосвязь – 6 часов.

История и развитие любительской радиосвязи. Радиолюбительский код. Позывные любительских радиостанций, их распределение в мире, типовая радиосвязь.

Практические занятия. Тренировка проведения радиосвязи на маломощных радиостанциях.

 

  1. Практические тренировки. Соревнования. – 108 часов.

Тренировки в пеленгации и поиске “лис”.

Подготовка и участие в соревнованиях.

 

  1. Заключительное занятие – 2 часа.

Подведение итогов работы объединения за учебный год, поощрение наиболее активных учащихся.

 

Учебно - тематический план 2-го года обучения 

п/п

 

Название темы

Общее кол-во час.

В том числе

теор.

практ.

1.

Вводное занятие. Правила техники безопасности.

3

3

 

2.

Радиопеленгатор.

3

3

 

3.

Специальная подготовка “охотника”.

30

5

25

4.

Спортивное ориентирование на местности.

15

 

15

5.

Радиоориентирование.

6

2

4

6.

Поиск “лис” в различных условиях.

92

9

83

7.

Соревнования

18

5

13

8.

Основы электрорадиотехники.

12

6

6

9.

Конструирование радиоаппаратуры, планшетов для карт, усовершенст-вование пеленгатора.

24

3

21

10.

Азбука туризма.

10

4

6

11.

Заключительное занятие. Подведение итогов.

3

3

 
  Итого

216

43

173

 

Содержание программы второго года обучения

  1. Вводное занятие – 3 часа.

Задачи и примерная программа объединения, общие вопросы.

Повторение правил безопасного труда в лаборатории и на природе.

 

  1. Радиопеленгатор – 3 часа.

Устройство радипеленгатора, его блок-схема. Возможные неисправности пеленгатора и способы их устранения. Усовершенствование радиопеленгатора. Радиокомпас, его работа и правила пользования им.

 

  1. Специальная подготовка охотника. – 30 часов.

Распространение  радиоволн, пеленгация, техника и тактика поиска;

Пользование приемником;

Ближний поиск непрерывно работающей “лисы”;

Пеленгация, поиск на большой скорости  бега;

Измерение дальности до «лисы», ведение поиска во время паузы;

Своевременный точный выход в район “лисы”  к началу сеанса;

Оперативное нанесение  пеленга, работа с картой, выбор варианта поиска и пути.

Практические занятия. Тренировка в пеленгации и  поиске «лис».

 

  1. Спортивное ориентирование на местности – 15 часов.

Спортивная карта: условные знаки, масштаб карты, магнитное склонение.

Практические  занятия. Определение местонахождения по карте.

Нанесение пеленгов на карту.

Движение в заданном направлении.

Бег с картой с постоянным определением своего местонахождения.

 

  1. Радиоориентирование – 6 часов.

Радиоориентирование – радиопеленгация плюс ориентирование на местности. Аппаратура, применяемая в радиоориентировании.

Практические занятия. Бег с картой в заданном направлении.

Отработка ближнего поиска передатчиков – маячков.

Тренировка по радиоориентированию.

 

  1. Поиск “лис” в различных условиях – 92 часа.

На практических занятиях по поиску “лис” отрабатываются различные варианты:

- скоростной поиск одной постоянно работающей “лисы” на небольшом расстоянии (отработка ближнего поиска);

- слепой поиск (с закрытыми глазами) на открытой местности одной или нескольких “лис” на расстоянии 30-50 м.;

- поиск нескольких “лис” при работе циклами, поиск “лис” на сильно пересеченной местности, в густом лесу, в населенных пунктах, при измененной поляризации, во время и после дождя.

 

  1. Соревнования -  18 часов.

Физическая, тактическая, психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям. Подготовка аппаратуры.

Участие в соревнованиях.

Анализ участия в соревнованиях.

Практические занятия. Участие в соревнованиях.

 

  1. Основы электрорадиотехники - 12 часов.

Основные явления и законы постоянного тока. Мощность электрического тока. Закон Ома.

Электрическое поле и емкость. Конденсаторы.

Магнитное, электромагнитное поле. Электромагнитная индукция. Явление самоиндукции и взаимоиндукции.

Основные явления и законы переменного тока. Трансформаторы, их устройство и расчет. Электроизмерительные приборы. Назначение, классификация, общие требования, обозначения на шкалах, системы.

Общие правила пользования электроизмерительными приборами

Практические занятия. Проведение опытов. Расчет цепей по закону Ома, расчет трансформатора.

Измерение различных электрических величин электроизмерительными приборами.

 

  1. Конструирование радиоаппаратуры, планшетов для карт.

Усовершенствование  пеленгаторов – 24 часа.

Правила монтажа механических и электрических частей, соблюдение технических требований, технология, дизайн.

Усовершенствование радиопеленгатора.

Практическое занятие. Изготовление планшетов для карт, усовершенствование радиопеленгатора.

Изготовление различных радиоконструкций по желанию учащихся.

 

  1. Азбука туризма – 10 часов.

Снаряжение.

Выбор места и устройство бивака, установка палаток.

Костровое хозяйство.

Приготовление пищи в походе.

Практические занятия. Походы.

 

  1. Заключительное занятие -3 часа.

Подведение итогов, анализ деятельности объединения за год.

Подробная информация детские нарядные платья оптом здесь.

Читайте также по данной теме

Яндекс.Метрика