В настоящее время, когда осуществляется государственный и социальный заказ на техническое творчество обучающихся, становиться особенно важным воспитание технически грамотных, высокоорганизованных специалистов для различных производственных отраслей.

Перед системой дополнительного образования детей стоит задача модернизации и расширения деятельности по развитию техносферы УДОД, научно-технической и учебно-исследовательской деятельности обучающихся.

В настоящее время в учреждениях дополнительного образования накоплен опыт реализации образовательных программ по тематике направления. Однако необходима реализация программ нового поколения на основе современного уровня развития техники и технологий, использование с этой целью различных форм и уровней сетевого взаимодействия.

Сетевое взаимодействие в дополнительном образовании имеет принципиальное отличие от свойственного на современном этапе иерархического устройства, поскольку нормы деятельности не задаются сверху, а естественным образом выращиваются внутри сети учреждений дополнительного образования. При этом, появляется возможность создавать не вертикальную, иерархически организованную систему, а горизонтальную саморегулирующуюся сеть, узлами сети становятся оригинальные модели, где несравнимо быстрее, чем в традиционной системе, распространяются инновации и другие возможности.

Сетевое взаимодействие генерирует новые формы и форматы взаимодействия (сетевые проекты и программы, условия обмена образовательными результатами, средствами личностного и профессионального саморазвития). Таким образом, создается потенциал, который приведет как к развитию технического направления, так и создаст условия для эффективной образовательной деятельности.

 

Первая модель опирается на преимущественное использование потенциала внутришкольного дополнительного образования.

Образовательные учреждения могут, как сами разрабатывать дополнительные программы, так и использовать уже существующие.

Учреждения дополнительного образования выстраивают различные формы взаимодействия по совместному использованию ресурсов с общеобразовательными школами: образовательными комплексами «Школа агробизнеса», школы «Сколково» и др. https://blogun.ru/ukrainiandgfecjg.html

Но неправильно и неэффективно школам идти по пути автаркии и развивать у себя широкий спектр дополнительных занятий по целому ряду причин и ограничений - кадровых, дефицита основных фондов и свободных помещений, требований техники безопасности и т.д.

 

Узловая модель развития технического творчества

В качестве второй составляющей может выступать "узловая" модель. В узловой модели учреждение дополнительного образования детей (УДОД) использует имеющуюся у него материально-техническую базу для осуществления образовательного процесса для обучающихся нескольких общеобразовательных учреждений.

 

Сотовая модель

Третья модель распределительная сеть (сотовая модель) когда участники договариваются о сотрудничестве в достижении своих образовательных целей, создавая, возможность пользоваться при необходимости ресурсами друг друга. При этом каждый участник на определенном этапе поддерживает отношения с определенным количеством организаций.

Например, учреждение дополнительное образования может входить и в состав еще более сложных объединений: учреждение дополнительного образования – школа — вуз; учреждение дополнительного образования - школа – учреждения СПО, НПО.

В печати приводится немало примеров интеграции данного типа. Так, на страницах журнала “Образование в современной школе” уже освещался опыт Центра образования “Москва-98” № 1953. Здесь в единый комплекс объединены детский сад, общеобразовательная школа, центр детского творчества, спортивный клуб с тренажерными и спортивными залами, открытыми спортивными площадками.

Такая модель имеет очень гибкий характер и является действенным механизмом развития технического направления на основе установления взаимовыгодных связей между учреждениями дополнительного, общего, профессионального и высшего образования, в рамках обмена имеющихся у них ресурсами и запросам обучающихся.

 

Цепь взаимодействия

Четвертая модель: в ней предполагается, что участники сети последовательно друг за другом участвуют в решении определенной проблемы или в достижении какой-то цели в данном случае развитие технического направления.

Отличие от всех предшествующих в том, что здесь цепь взаимодействия четко определена и есть самое первое звено, которое определяет и цель, и желаемых участников и организует деятельность. Главная фигура в модели цепи – это обучающийся.

Наиболее ярко модель цепи проявляется при реализации индивидуального маршрута учащегося.

Данная модель предполагает создание общего программно- методического пространства дополнительного, общеобразовательного и профессионального образования детей, осуществление перехода от управления образовательными учреждениями к управлению образовательными программами.

Для этого необходима замена вертикальной иерархии на более эффективные горизонтальные связи.

 

Из практики создания инновационных моделей развития технического творчества

В перспективе будет создана модель взаимодействия учреждения дополнительного образования детей и муниципального учреждения - Ассоциация образовательных учреждений «ТехИнПро» (Технологии. Инновации. Профессии), реализующих программы дополнительного образования по развитию научно-технического творчества, учебно-исследовательской деятельности обучающихся.

Ассоциация создаётся на базе двух учреждений: Центра развития творчества и Учебного комбината. На базе Центра развития творчества создаются образовательные структуры: Лаборатория робототехники и программирования, Лаборатория космических и геоинформационных технологий, Медиа-студия. На базе Учебного комбината создаётся  лаборатория технологий нового поколения.

Центр развития творчества станет ресурсным центром распространения инновационного опыта по развитию техносферы учреждений дополнительного образования. Оба учреждения ассоциации выступают в качестве учебной базы для теоретических (в основном Центр развития творчества) и практических (в основном Учебный комбинат) занятий.

Деятельность предусматривает взаимодействие с университетами, учреждениями среднего и начального профессионального образования, общеобразовательными школами.

Будут апробированы сетевые модульные и комплексные программы дополнительного образования детей: «Легоконструирование и мехатроника», «Конструирование, программирование и управление роботами», «Геоинформатика», «IT-специалист», «Web-дизайн», «Технологии издательской деятельности»,  «3D: моделирование и анимация», «Создание медиа-ресурсов», «Инженерное моделирование и конструирование», «Энергосберегающие технологии», «Дизайн среды», «Моделирование схем и устройств», «Агробиотехнология». Программы будут реализованы не только в очной форме, но и с использованием дистанционных технологий, в сетевом формате, что позволит включить в работу детей с ограниченными возможностями здоровья.

С целью комплексного решения задач обучения, развития, воспитания и социализации в процессе реализации перечисленных программ планируется:

  • использование вариативных форм организации дополнительного образования детей: стажировка на профильных предприятиях; модульная летняя интенсивная школа; специализированные профильные смены «Юные журналисты», «Юные дизайнеры», «Легопарк»;
  • обеспечение психолого-педагогического сопровождения, педагогической поддержки профессиональной ориентации, профессионального самоопределения обучающихся;
  • проведение конкурсов технического творчества и учебно-исследовательской деятельности обучающихся: межрегионального конкурса технического творчества и исследовательской естественнонаучной деятельности обучающихся «Технологии. Инновации. Творчество. Профессии»;
  • привлечение к реализации программ кадров инженерной, технологической, научно-технической подготовки, специалистов по новым информационным технологиям, что обеспечит удовлетворение разнообразных интересов обучающихся.

Каждая из предлагаемых моделей дополнительного образования, требует более широкой апробации, насыщения содержанием, разработки спектра форм взаимодействия, нормативно-правовых механизмов, позволяющих обеспечить эффективность развития технического творчества обучающихся.

Читайте также по данной теме

Яндекс.Метрика