Печать
Категория: Летний отдых детей
Просмотров: 1280

Актуальность программы:

Туристско-краеведческая деятельность является одной из форм общения, воспитания и оздоровления подростков. В последние годы возрастает интерес к отечественной истории, краеведению, что способствует воспитанию уважения к истокам, национальным традициям, местной культуре, природному достоянию.

Реализация данной программы вызвана необходимостью организации активного отдыха и обучения детей не только в летнее каникулярное время, но и в течение года средствами туристско-краеведческой деятельности.

В период сессий учащиеся смогут приобрести первоначальные знания и умения на теоретических и практических занятиях, во время походов, соревнований.

Дети получат знания о родном крае, навыки краеведческого поиска и музейного дела, испытают себя в туристском походе, соревнованиях.

Вариативность программы позволяет принимать участие в данной лагерной смене не только детям и подросткам, получившим объем знаний в учебных объединениях и клубах, но и неподготовленным группам детей.

Основу программы составляет туристский компонент, который в сочетании с краеведением традиционно является эффективным средством воспитания, обладает большим образовательным потенциалом и создает условия для духовного, интеллектуального, физического развития личности.

Туристско-краеведческая составляющая программы обладает рядом преимуществ:

Цель программы:

организация активного отдыха и обучения в летнее каникулярное время, направленная на воспитание гражданственности и патриотизма средствами туризма и краеведения.

Задачи программы:

воспитание чувства любви к родному краю, Родине, героическому прошлому народа;

формирование системы отношения, основанных на принципах общечеловеческой морали, развитие чувства товарищества и взаимопомощи;

создание условий для углубления, практического освоения и закрепления знаний, умений и навыков по туристской подготовке, действий в экстремальных ситуациях;

приобщение детей к здоровому образу жизни;

развитие у детей творческих способностей и умений самостоятельно заниматься поисково-исследовательской деятельностью.

Реализация данной программы рассчитана на срок одной полной лагерной смены, возраст участников 10-15 лет.

Предполагаемая база реализации программы – летний оздоровительный лагерь.

Ресурсное обеспечение:

Рекомендуемый список группового и личного снаряжения, необходимого для проведения профильной лагерной смены.

Методические разработки к программе.

Формы подведения итогов: соревнования по видам туризма, викторина по краеведению.

Этапы реализации программы

I. Организационный этап:

II. Основной этап:

Учебно-тематический план

1
1.1
1.2
1.3
2
2.1 
2.2 
2.3 
 
Наименование раздела, темы
Краеведение
Историческое прошлое родного края 
Культура родного края 
Памятники природы родного края 
Туристская подготовка
Техника пешеходного туризма
Техника водного туризма
Топография и ориентирование
 ИТОГО
Всего часов
 12
 4
 4
 4
30
15
10
5
42
Теория
 9
 3
 3
 3
12 
Практика
0,5 
0,5
2
21 
10 
30 

 

 

Содержание программы

Раздел 1. Краеведение.

Тема 1.1.Историческое прошлое родного края

Теория. Историческое краеведение как наука. Формы организации краеведения. Понятие «родной край». История края. Выдающиеся люди края. Памятные места края. Родной край сегодня. Борьба жителей края против иноземных захватчиков. Край в Великой Отечественной войне. Знатные земляки – герои войны. Партизаны – наши земляки. Герои Советского Союза – наши земляки. Полные Кавалеры Ордена Славы – наши земляки. Героический подвиг наших земляков.

Практическое занятие. Викторина по теме занятия.

Тема 1.2.Культура родного края

Теория. Памятники истории и культуры родного края. Памятники истории и культуры и их значение: научное, историческое и художественное. Памятники культуры. Народное творчество. Современная культурная жизнь родного края.

Практическое занятие. Викторина по теме занятия.

Тема 1.3.Природные памятники родного края

Теория. Природные памятники области (Кольцевые овраги. Галдым. Татарский вал. Ростов сад. Святой источник в с. Горелое), природные памятники (Дерево любви, р. Мошляйка).

Практическое занятие. Экскурсия к природным памятникам.

Раздел 2. Туристская подготовка

Тема 2.1 Пешеходный туризм

Теория. Виды туризма. Туристские маршруты родного края. Снаряжение личное и групповое. Устройства бивуака. Приготовление пищи. Основные узлы. Преодоление препятствий. Подготовка к походу (выбор маршрута, составление плана похода, смета, набор продуктов, документация).

Физическая подготовка туриста (по видам туризма). Обеспечение безопасности в походе. Личная гигиена туриста и доврачебная помощь.

Практические занятия. Составление списков личного и группового снаряжения. Установка палаток, устройство очага. Составление наборов продуктов и меню. Страховочные узлы. Выполнение упражнений утренней зарядки и специальных видов упражнений. Оказание первой доврачебной помощи и переноска пострадавшего, изготовление носилок из подручных материалов, комплектование походной аптечки.

Соревнования по туристской технике.

Тема 2.2. Водный туризм

Теория. Специфика водных путешествий, их преимущества и недостатки. Элементы гребли. Управление байдаркой. Способы преодоления естественных препятствий. Обеспечение безопасности.

Практические занятия. Техника гребли на байдарках: работа рук, положение корпуса и ног, ритм и темп. Управление байдаркой с помощью весел и руля. Выполнение команд рулевого. Основные маневры: посадка, отход от берега, подход к берегу, высадка. Преодоление мели, зарослей камыша, встречного и бокового ветра.

Соревнования по технике водного туризма.

Тема 2.3. Топография и ориентирование

Теория. Карта географическая и топографическая. Условные знаки. Масштаб. Устройство компаса и пользование им. Копирование и увеличение карт. Схема маршрута. Глазомерный набросок плана местности (кроки).

Ориентирование по карте, компасу и различным особенностям местных предметов. Азимут. Нахождение на карте точки своего стояния.

Практические занятия. Топографические игры, решение топографических задач. Копирование и увеличение карт, изготовление схемы маршрута. Определение азимутов на местности, движение по азимуту. Пользование картой, компасом, определение сторон горизонта.

III. Заключительный этап:

- проведение соревнований по видам туризма;

- награждение победителей.

Ожидаемые результаты

Данная программа:

формирует систему межличностных отношений, основанных на принципах общечеловеческой морали;

способствует физическому и духовному оздоровлению;

формирует устойчивый интерес и увлечение туристско-краеведческой деятельностью.

На занятиях, экскурсиях, соревнованиях подростки научатся:

осознанному пониманию и сопричастности к историческому наследию своей малой Родины;

проводить исследования, обрабатывать собранные материалы;

записывать воспоминания, проводить интервью с участниками событий;

составлять план путешествия и разрабатывать маршрут;

ориентироваться на незнакомой местности при помощи карты, компаса и по различным особенностям местных предметов;

ставить палатку, разводить костер;

оказывать первую доврачебную помощь.