1. Введение

Талантливые, одаренные люди являются мощным ресурсом общественного развития, способным раскрыть перед страной перспективы социально-экономического, культурного и духовно-нравственного преображения. Забота об одаренных детях сегодня - это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни России в будущем.

Федеральная подпрограмма «Одаренные дети» указывает на необходимость дальнейшего обеспечения условий, способствующих максимальному раскрытию потенциальных возможностей одаренных детей. Подпрограмма нацеливает на выявление одаренности с раннего возраста, развитие, оказание адресной поддержки каждому ребенку, проявившему незаурядные способности, разработку индивидуальных «образовательных маршрутов» с учетом специфики творческой и интеллектуальной одаренности ребенка, а также на формирование личностного и профессионального самоопределения. Как необходимое условие полноценного и позитивного развития ребенка называется взаимодействие педагогов, психологов и других специалистов с родителями. Таким образом, совершенно четко обозначена позиция государства в работе с одаренными детьми, показана стратегическая направляющая этой деятельности.

Важность задачи требует комплексного подхода к ее решению. Система работы с одаренными детьми должна включать в себя целый ряд составляющих, направленных на создание условий для благоприятного психофизического развития детей в дородовый период, их постоянную поддержку на всех этапах взросления, с тем, чтобы способствовать максимальному сохранению и развитию их природного дара и в зрелом возрасте. Для общества является чрезвычайно важным, чтобы одаренные дети вырастали в одаренных взрослых, причем в таких одаренных взрослых, которые нацелены на реализацию своих способностей во имя общественного блага и процветания страны.

Концепция развития системы работы с одаренными детьми (далее - Концепция) определяет основные приоритеты, цели и задачи формирования современной модели работы с одаренными детьми.

Концепция разработана в соответствии с рекомендациями 1248 Парламентской ассамблеи Совета Европы, посвященной образованию одаренных детей, Конституцией Российской Федерации, Законом РФ «Об образовании» и другими федеральными законами и иными нормативными актами, регулирующими правоотношения в сфере работы с одаренными детьми. Настоящая Концепция опирается также на материалы «Рабочей концепции одаренности», разработанной ведущими отечественными специалистами в области психологии одаренности и дающей единую теоретическую базу для решения ключевых проблем одаренности.

 

2. Теоретические основы детской одаренности

 

Одаренность - системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) по сравнению с другими людьми результатов в одном или нескольких видах деятельности. Уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Творческая одаренность - это характеристика не просто высшего уровня выполнения любой деятельности, но ее преобразования и развития. Развитие деятельности по инициативе ребенка, когда он занимается этой деятельностью с любовью, постоянно ее совершенствует, реализуя все новые замыслы, рожденные в процессе самой работы, и его деятельность не приостанавливается даже тогда, когда выполнена исходная задача - есть творчество. При таком понимании понятия «одаренность» и «творческая одаренность» выступают как синонимы.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Оценка конкретного ребенка как одаренного в значительной мере условна. Самые замечательные способности ребенка не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем. Признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых благоприятных условиях могут либо постепенно, либо достаточно быстро исчезнуть. Исходя из этого, в практической работе с одаренными детьми вместо понятия «одаренный ребенок» необходимо использовать понятие «ребенок с признаками одаренности».

Систематизация видов одаренности определяется критерием, положенным в основу классификации. Наиболее важной в плане понимания качественного своеобразия природы одаренности является классификация по критерию «вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики».

По критерию «вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики» в практической деятельности выделяют:

  • одаренность в ремеслах,
  • спортивную и организационную одаренность;
  • в познавательной деятельности - интеллектуальную одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и т.д.);
  • в художественно-эстетической деятельности - хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность;
  • в коммуникативной деятельности - лидерскую и аттрактивную одаренность (аттракция — влечение одного человека к другому, сопровождающееся положительными эмоциями);
  • в духовно-ценностной деятельности - одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.

По критерию «степень сформированности одаренности» одаренность подразделяют на актуальную и потенциальную.

Актуальная одаренность - это психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальными нормами.

Особую категорию актуально одаренных детей составляют талантливые дети. Талантливый ребенок - это ребенок, достижения которого отвечают требованию объективной новизны и социальной значимости и оцениваются экспертами (высококвалифицированными специалистами в соответствующей области деятельности) как отвечающие в той или иной мере критериям профессионального мастерства и творчества.

Потенциальная одаренность - это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности. Потенциальная одаренность проявляется при благоприятных условиях, обеспечивающих определенное развивающее влияние на исходные психические возможности ребенка.

По критерию «форма проявления» одаренность подразделяют на явную и скрытую. Явная одаренность обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы «сама по себе»), в том числе и при неблагоприятных условиях. Скрытая одаренность проявляется в атипичной, замаскированной форме, она не замечается окружающими.

По критерию «широта проявлений в различных видах деятельности» выделяют общую и специальную одаренность.

Общая одаренность проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает как основа ее продуктивности, определяя уровень понимания ребенком происходящего, глубину мотивационной и эмоциональной вовлеченности в деятельность, степень ее целенаправленности. В качестве психологического ядра общей одаренности выступает результат интеграции умственных способностей, мотивационной сферы и системы ценностей, вокруг которых выстраиваются эмоциональные, волевые и другие качества личности. Важнейшими аспектами общей одаренности является умственная активность и ее саморегуляция. Фундамент общей одаренности закладывается в дородовый период развития младенца. Научные открытия последних десятилетий свидетельствуют о влиянии психофизического состояния родителей в момент зачатия на генотип будущего ребенка, а также о начале эмоционального, психического и интеллектуального развития личности младенца уже во внутриутробном периоде.

Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и обычно определяется в отношении отдельных областей (поэзия, математика, спорт, общение и т.д.). Специальные виды одаренности самым тесным образом связаны с общей одаренностью: основой всех специальных способностей являются именно общие способности и невозможно иметь какие угодно специальные способности, не имея при этом достаточно развитых общих способностей.

По критерию «особенности возрастного развития» выделяют раннюю и позднюю одаренность. Решающими показателями здесь выступают темп психического развития ребенка, а также те возрастные этапы, на которых одаренность проявляется в явном виде. Необходимо учитывать, что ускоренное психическое развитие и, соответственно, раннее обнаружение дарований (феномен «возрастной одаренности») далеко не всегда связаны с высокими достижениями в более старшем возрасте. В то же время, отсутствие ярких проявлений одаренности в детском возрасте не означает отрицательного вывода относительно перспектив дальнейшего психического развития личности.

Признаки одаренности проявляются в реальной деятельности ребенка и могут быть выявлены на уровне наблюдения за характером его действий. Признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный. Инструментальный характеризует способы его деятельности, а мотивационный - отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности.

Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка включает следующие признаки:

  • Наличие специфических стратегий деятельности. Для поведения одаренного ребенка характерно новаторство как выход за пределы требований выполняемой деятельности, что позволяет открывать ему новые приемы и закономерности;
  • Сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности «все делать по-своему» и связанного с присущей одаренному ребенку самодостаточной системой саморегуляции;
  • Особый тип организации знаний одаренного ребенка: высокая структурированность; способность видеть изучаемый предмет в системе разнообразных связей; свернутость знаний в соответствующей предметной области при одновременной их готовности развернуться в качестве контекста поиска решения в нужный момент времени; категориальный характер (увлеченность общими идеями, склонность отыскивать и формулировать общие закономерности);
  • Своеобразный тип обучаемости. Он может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений.

Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка включает следующие признаки:

  • Повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной действительности (знакам, звукам, цвету, техническим устройствам, растениям и т.д.) либо определенным формам собственной активности (физической, познавательной, художественно-выразительной и т.д.), сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия;
  • Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности;
  • Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело и, как следствие - поразительное упорство и трудолюбие;
  • Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов;
  • Высокая требовательность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели и настойчивость в их достижении, стремление к совершенству.

Выявление одаренных детей должно опираться на следующие принципы:

  • Комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволяет охватить как можно более широкий спектр его способностей;
  • Длительность идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях);
  • Анализ поведения в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение ребенка в специально организованные занятия, вовлечение его в различные формы соответствующей предметной деятельности и т.д.);
  • Использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовать определенные развивающие влияния, снимать типичные для данного ребенка психологические «преграды» и т.п.;
  • Подключение к оценке одаренного ребенка экспертов: специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности (математиков, филологов, шахматистов, инженеров и т.д.). При этом следует иметь в виду возможный консерватизм мнения эксперта, особенно при оценке продуктов подросткового и юношеского творчества;
  • Оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития (в частности, на основе организации определенной образовательной среды с выстраиванием для данного ребенка индивидуальной траектории обучения);
  • Преимущественная опора на валидные методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной ситуации, таких как: анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа, экспертные оценки учителей и родителей, естественный эксперимент. Психометрические тесты могут использоваться в качестве одного из множества других источников дополнительной информации в рамках программы идентификации одаренного ребенка, но ни в коем случае в качестве единственного критерия для принятия решения о том, что данный ребенок является «одаренным» или «неодаренным».

 

3. Краткая характеристика проблем, на решение которых направлена Концепция

В Российской Федерации идет процесс формирования единой системы по работе с одаренными детьми. На протяжении многих лет государство целенаправленно и активно прилагает усилия к формированию условий, способствующих развитию у детей как общих, так и специальных способностей. В России функционируют художественные, музыкальные, спортивные школы, общеобразовательные школы с углубленным изучением отдельных предметов, гимназии, лицеи; на базе некоторых из них работают специализированные центры по работе с одаренными детьми. Учреждения дополнительного образования предоставляют детям возможность развивать свои способности в коллективах и объединениях художественно-эстетической направленности.

В то же время, работа с одаренными детьми имеет ряд проблем, требующих решения. Так, во многих случаях работа ведется активно, но в основном на уровне каждого отдельно взятого учреждения, и сводится, чаще всего, к подготовке детей к олимпиадам и конкурсам по профилю работы учреждения; педагоги имеют слабую научно-методическую оснащенность и готовность к индивидуализации обучения, работа с родителями по вопросам воспитания и развития одаренных детей не носит системного характера; требует дальнейшего совершенствования система выявления и поддержки одаренных детей, начиная с раннего возраста.

Особое внимание следует обратить на следующие проблемы.

Основным критерием выявления одаренности у детей часто служит победа в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, в то время как идентификация одаренности того или иного конкретного ребенка должна являться результатом психолого-педагогического мониторинга, носящего комплексный и длительный характер. Но даже комплексный подход к выявлению одаренности не избавляет полностью от ошибок, в связи с чем проблема выявления одаренных детей имеет четко выраженный этический аспект. Идентифицировать ребенка как «одаренного» либо как «неодаренного» на данный момент времени - значит искусственно вмешаться в его судьбу, заранее определяя его субъективные ожидания.

Многие жизненные конфликты «одаренных» и «неодаренных» коренятся в неадекватности (или легкомысленности) исходного прогноза их будущих достижений, часто являющегося следствием формального отношения специалистов (педагогов, психологов, экспертов и т.д.) к выявлению одаренных детей, либо их недостаточной профессиональной компетентности.

Таким образом, проблема выявления одаренных детей самым тесным образом связана с уровнем профессиональной компетентности педагогов, педагогов-психологов и других специалистов системы образования в вопросах детской одаренности. Поэтому совершенствование системы работы с одаренными детьми требует дополнительной подготовки и переподготовки педагогических кадров с учетом новейших научных достижений и методических разработок в этой области, включая не только профессиональный аспект, но и формирование необходимых для работы с одаренными детьми личностных качеств.

Одной из проблем является и то, что в работе с одаренными детьми основной акцент делается на развитии способностей детей, тогда как развитию личности, помощи в социально-психологической адаптации, становлению мировоззрения, воспитанию морально-нравственных качеств, мотивации к здоровому образу жизни уделяется гораздо меньше внимания. Следует отметить, что у одаренных детей личностных проблем ничуть не меньше, чем у обычных: они часто испытывают трудности в общении из-за отсутствия склонности действовать, думать и поступать сообразно мнению большинства, у многих из них наблюдается повышенная впечатлительность, особая эмоциональная чувствительность, склонность к аффектам, им свойственна противоречивость самооценки; у детей, исключительно одаренных в какой-либо одной области, может проявляться диссинхрония (неравномерность психического развития), являющаяся источником многих проблем необычного ребенка. Особое внимание следует уделять воспитанию морально-нравственных качеств у этих детей и мотивации к служению общественному благу, так как в противном случае они могут использовать свои дарования не только в эгоистических, но и в противоправных целях.

И все же, как бы ни были значимы роль и вес природно-обусловленных факторов или влияние целенаправленного обучения и воспитания (школы) на развитие личности и одаренности ребенка, значение семьи является решающим. Именно семья является первой воспитательной средой человека, в которой закладываются основы его личности. Однако в настоящее время российская семья демонстрирует слабую состоятельность как коллективный воспитатель, отмечается тенденция к социальному нездоровью семьи, основная часть супругов недооценивает важность влияния семейной среды на процесс формирования личности ребенка и перспективы развития его способностей, что значительно снижает возможности семьи в формировании основных структур самосознания и жизненного самоопределения детей.

Для создания мощного ресурса одаренных следует создавать благоприятные условия для развития как можно большего количества детей, начиная с внутриутробного периода. Такой подход потребует коренного изменения отношения общества к миссии семьи, укрепления семьи как социального института, проведения масштабной и постоянной просветительской работы, направленной на формирование психолого-педагогической культуры населения по вопросам воспитания детей. Несмотря на то, что до трех лет определить наличие детской одаренности невозможно, особое внимание в работе с одаренными детьми должно быть отведено именно этому периоду.

Развитие и становление личности ребенка начинается задолго до его рождения. Пренатальная, перинатальная, ранняя постнатальная стадии развития ребенка и первые годы жизни в значительной степени определяют его биологическую и психологическую структуру. Эти периоды чрезвычайно важны для закладывания основ личности индивидуума, а их благоприятное протекание обеспечивает уникальную и наилучшую возможность для формирования природных задатков и последующего развития способностей ребенка. Однако, именно этому периоду придается самое малое значение в общественном сознании. Тем самым теряется драгоценнейшее время для «закладки» психофизической базы под развитие одаренности, упускаются невосполнимые возможности, которые больше в жизни ребенка уже никогда не повторятся.

В России просветительская работа с родителями на уровне отдельных занятий, родительских собраний, лекционных курсов, бесед и т.п. проводится в каждом образовательном учреждении и имеет давние традиции. Однако тенденции к образованию именно «школ для родителей» начинают только зарождаться и требуют самого пристального внимания и поддержки. Такие родительские школы призваны вести работу, включающую как подготовку к семейной жизни и деторождению, так и просвещение родителей в вопросах семейной психологии, детско-родительских отношений, воспитании и развитии личности детей от рождения и до совершеннолетия.

В реальной практике работы с одаренными детьми зачастую основное внимание уделяется детям, в той или иной степени уже проявившим свою одаренность. Но, учитывая, что незаурядные результаты своей деятельности демонстрирует сравнительно небольшая часть детей, а нереализованные возможности, творческий потенциал, лежащий в основе одаренности, имеется у каждого ребенка, очень большая часть детей с непроявленными или скрытыми способностями оказывается вне внимания специалистов и потому не получает необходимой для развития одаренности помощи и поддержки. Причины, порождающие феномен потенциальной и скрытой одаренности, кроются в специфике культурной среды, в которой формируется ребенок, в особенностях его взаимодействия с окружающими людьми, в ошибках, допущенных взрослыми при его воспитании и развитии, и т.п.

Поэтому недостаточно работу с одаренными детьми сводить лишь к поддержке того небольшого количества детей, которые, в силу стечения благоприятных для их развития условий, проявили свои способности. Даже при самых благоприятных условиях это малое количество одаренных все же не сможет существенно повлиять на ход развития отдельного региона или страны. Да и с точки зрения гуманизма такой подход себя не оправдывает. В связи с этим проблема выявления одаренных детей может быть переформулирована в проблему создания необходимых условий для развития творческих способностей у всех детей без исключения.

Такой подход потребует коренного изменения отношения общества к миссии семьи, укрепления семьи как социального института, проведения масштабной и постоянной просветительской работы, направленной на формирование психолого-педагогической культуры населения по вопросам воспитания детей, а также создания более совершенной системы выявления детей с признаками одаренности и их психолого-педагогического сопровождения в течение всего периода становления личности ребенка.

Следует отметить также, что основная цель работы с одаренными детьми - это содействие их «превращению» в одаренных взрослых, которые выступают в качестве важнейшего ресурса поступательного развития страны и региона. В связи с этим возникает необходимость выработки форм и механизмов помощи и поддержки одаренных людей не только в период детства, подростничества и юношества, но и на этапе перехода в самостоятельную профессиональную жизнь. Помощь одаренным молодым людям в социально-психологической адаптации к новому трудовому коллективу, поиску своей «ниши» в профессиональной деятельности, планированию карьеры и наиболее полной реализации способностей на благо общества должна стать неотъемлемой частью региональной системы работы с одаренными детьми.

Таким образом, анализ проблем, связанных с развитием системы работы с одаренными детьми, подводит к необходимости не только совершенствования организационной составляющей этой работы, но и пересмотра ее основных концептуальных положений. Такой подход, безусловно, требует создания единого правового, информационного и научно-методического пространства по вопросам детской одаренности, создания организующего механизма, способного обеспечить эффективность процесса, а также — ресурсообеспечивающей базы.

Заказать товары для детей онлайн https://shop.mamindom.ua/ в интернет магазине "Мамин дом".

Читайте также по данной теме

Яндекс.Метрика