Научное общество учащихся (НОУ) является самостоятельным формированием, которое объединяет учащихся школы, способных к научному поиску, заинтересованных в повышении своего интеллектуального и культурного уровня, стремящихся к углублению знаний как по отдельным предметам, так и в области современных научных знаний. Непосредственное руководство научным обществом учащихся осуществляет заместитель директора школы по научно-методической работе.
Положение о научном обществе учащихся должно быть рассмотрено на заседании совета научного общества и принято общим собранием членов научного общества учащихся. Собрание — это высший орган НОУ. Собрание проводится в начале учебного года (примерно в октябре) и только после того, как в школе изучены научные интересы учащихся и их отношение к научной деятельности. На общем собрании утверждается совет научного общества учащихся, в который входит не менее 5—10 человек, определяется состав каждой секции, утверждается название школьного научного общества учащихся, план его работы на год, принимаются эмблема и девиз.
Очень интересно, когда каждая научная секция готовит свою презентацию. Этот праздник может называться «Парад служения науке». Во время презентации ребята рассказывают, чем они собираются заниматься в своей секции, прогнозируют результаты работы секции и своей собственной деятельности.
Общее собрание научного общества учащихся проходит два раза в год. Заседания совета научного общества учащихся — 1 раз в месяц. Занятия в секциях проходят один раз в две недели. Научно-исследовательская конференция школы проходит 1 раз в год в феврале или в марте.
Цели и задачи научного общества учащихся
- Расширение кругозора учащихся в области достижений отечественной и зарубежной науки.
- Выявление наиболее одаренных учащихся в разных областях науки и развитие их творческих способностей.
- Активное включение учащихся школы в процесс самообразования и саморазвития.
- Совершенствование умений и навыков самостоятельной работы учащихся, повышение уровня знаний и эрудиции в интересующих областях науки.
- Организация научно-исследовательской деятельности учащихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации.
Педагогический коллектив должен оказать реальную помощь в решении следующих задач:
- овладеть знаниями, выходящими за пределы учебной программы;
- почувствовать вкус к поисково-исследовательской деятельности;
- научиться методам и приемам научного исследования;
- научиться работать с литературой;
- стать пропагандистами в значимой для себя области знаний.
Основные направления работы
Включение в научно-исследовательскую деятельность способных учащихся в соответствии с их научными интересами.
Обучение учащихся работе с научной литературой, формирование культуры научного исследования.
Знакомство и сотрудничество с представителями науки в интересующей области знаний, оказание практической помощи учащимся в проведении экспериментальной и исследовательской работы.
Организация индивидуальных консультаций промежуточного и итогового контроля в ходе научных исследований учащихся.
Привлечение научных сил к руководству научными работами учащихся.
Рецензирование научных работ учащихся при подготовке их к участию в конкурсах и конференциях.
Подготовка, организация и проведение научно-практических конференций, турниров, олимпиад.
Редактирование и издание ученических научных сборников.
Запись в научное общество учащихся
Запись в научное общество определяется на основании желания учащихся участвовать в научно-исследовательской работе, результатов диагностических исследований и рекомендаций учителей-предметников. Записываясь в научное общество учащихся, ученик пишет заявление.
Вступив в научное общество учащихся, ученик работает в одной из секций, в которой проходят не только консультации, но и регулярные занятия по развитию интеллектуального потенциала и творческих способностей. После того, как ребята определились с тематикой своих научных работ и секцией, в которой они будут работать, составляется четкое расписание занятий и консультаций по каждой секции научного общества учащихся и определяется место и время их проведения.
Совет научного общества учащихся рассматривает и утверждает тематику работы каждой секции, определяет педагогов, которые будут проводить занятия и консультации. В каждой секции для учащихся проводятся занятия, связанные с темой научной работы, и познавательные занятия.