В организациях дополнительного образования детей созданы благоприятные условия для развития способностей, проявления одарённости, предос­тавляющие возможность ребенку почувствовать вкус успеха. Именно такая психологическая обстановка позволяет максимально раскрыть потенциал каж­дого воспитанника.

Анализ научных исследований проблемы одарённости позволяет выделить в структуре одарённости и специальных способностей общие и специфические компоненты. К общим компонентам одарённости следует отнести доминирующую познавательную мотивацию, которая является мощным двигателем развития интеллекта и личности ребенка. При этом важна выраженная ориентация ребенка на процесс творческой деятельности, а не только на результат. Вторым общим компонентом одарённости является творческая активность, выраженное желание участвовать в творческом процессе. И, наконец, третьим общим компонентом развития одарённости является наличие таких волевых качеств ребенка, как целеустремленность, настойчивость и работоспособность.

К специфическим же компонентам одарённости можно отнести индиви­дуально-психологические свойства, определяющие успешность в специальных областях деятельности, которые являются ничем иным, как проявлением специальных способностей и предпосылкой специальной одарённости.

Выделенные общетеоретические положения психолого-педагогической науки и общие и специфические компоненты одарённости важны для обеспечения психолого-педагогического сопровождения процесса развития одарённости и специальных способностей в условиях учреждений дополнительного образования, а также решения возникающих психологических проблем.

В частности, это позволяет наметить общую схему диагностики в условиях мониторинга развития специальных способностей и одарённости, которая должна состоять из двух этапов: исходного и сопровождающего.

На исходном этапе при поступлении ребенка в студию или объединение осуществляется диагностика исходного уровня мотивации и оценка специфических компонентов одарённости ребенка. Однако это делается не в целях отбора наиболее продвинутых в плане развития специальных способностей детей, а в целях выработки индивидуальной педагогической стратегии дальнейшего развития их одарённости.

На этапе сопровождающей диагностики предметом анализа должны быть все три общих компонента одарённости и специфические компоненты специальных способностей. Промежуточные результаты сопровождающей диагностики должны использоваться для внесения корректив в содержание сис­темы педагогического обеспечения развития одарённости и позволяют сделать этот процесс осознанным, целенаправленным, системным и результативным.

Одарённость согласно ряду исследований — слово не из детского сознания. Одарённый ребенок часто осознает скорее не свою одарённость, а свое отличие от других. Он замечает свою повышенную эмоциональность, болезненную реакцию на оценку собственной личности, трудности в общении со сверстниками. По действующим же в этом мире социально-психологическим закономерностям, переживание этой отличности может перерасти в отчужденность и породить серьезные личностные конфликты. Эти конфликты находят свое выражение в высокой тревожности, неуверенности, невротической и психосоматической симптоматике и в целом недостаточном уровне социально-психологической адаптации, нарушении его взаимоотношений с педагогами и сверстниками. Причины такого положения часто связаны с неготовностью педагога и сверстников принять факт одарённости такого ребенка, факт увлеченности творческой деятельностью в ущерб нормативно принятым учебным делам и отношениям.

Просветительская и консультативная работа должна быть направлена в этом случае на осознание и принятие индивидуальности ребенка, особенностей его поведения, миропонимания, интересов и склонностей окружающими его людьми. В частности, необходимо добиваться осознания того, что непохожесть — это не какой-то порок, а признак индивидуальности, уникальности каждой отдельной личности. Задача психолога помочь в дальнейшем педагогу в создании благоприятной в психологическом отношении атмосферы общения этого ребенка со сверстниками и взрослыми.

Кроме того необходима и психологическая работа с самим ребенком, испытывающим различные психологические трудности. Она должна быть направлена на решение внутренних конфликтов, снятие тревожности, страхов, агрессивных психологических защит.

Психологической службой ведется работа по созданию, апробации программ психологического мониторинга развития воспитанников. Для того, чтобы проследить развитие общих и специальных способностей воспитанников разработаны специальные карты индивидуального контроля.

Программа психологического мониторинга обеспечивается на методическом уровне комплексом диагностических методик, апробированных в пси­хологических исследованиях. В основу построения диагностической программы положен принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Диагностическая программа включает 3 основных блока. Каждый блок представляет собой систему психодиагностических тестовых методик.

Первый блок — оценка личностных свойств, индивидуальности воспитанника. Свойства личности есть результат развития в деятельности. В этом блоке мы выделили для изучения компоненты, обеспечивающие необходимые условия для активного включения ребенка в деятельность (мотивация, волевая регуляция, творческие возможности и др.). Для исследования мотивационной сферы предлагаются методики: модифицированный вариант методики М.В.Матюхиной, анкета для воспитанников. Тест Кеттелла (подростковый и взрослый варианты) выявляет развитость определенных личностных свойств. Изучение самооценки предполагает использование следующих методик: для дошкольников — “Какой Я?”, для младших школьников — методика изучения самооценки Н. Г. Лускановой, для подростков — С. А. Будасси.

Важным моментом в развитии способностей, является наличие у воспитанника определенного уровня волевой регуляции. Составляющими волевой регуляции являются волевые усилия, “сила воли”, саморегуляция (работоспособность). Для определения уровня развития работоспособности, волевых усилий мы предлагаем следующие методики: “Корректурная проба”, “Раскрашивание кружков” (модификация методики Н. И. Озерецкого), тест Э. Ландольта. Подростки и юноши могут самостоятельно оценить степень проявления своей “силы воли” с помощью методики Н.И.Обозова, теста на силу воли.

Для выявления творческих возможностей ребенка в программе диагностического сопровождения используются тест Е.Торренса и тест “Несуществующее животное”. В данном блоке определены также диагностические методики, изучающие уровень тревожности детей (методики: Филлипса, А.М. Прихожан, Н.Г. Норакидзе, проективный тест М. Дорки, Р. Тэммл, В. Амен). Большая психическая напряженность отмечена у всех одарённых детей. Поэтому диагностика тревожности представляется нам необходимой.

Социальный интеллект — интеллектуальная интегральная способность, определяющая успешность общения и социальной адаптации. Он является когнитивной составляющей коммуникативных способностей личности и про­фессионально важным качеством в некоторых профессиях типа “человек-художественный образ”, т.к помогает распознавать намерения, чувства и эмоциональные состояния человека по невербальной и вербальной экспрессии. В связи с этим опросник К. Роджерса, Р. Даймонда, тест социального интеллекта Дж. Гилфорда мы включили не случайно.

Второй блок составили методики выявляющие особенности развития психических процессов. Самое главное и новое, на что необходимо обращать внимание специалистам, работающим с детьми, это учет индивидуальных особенностей ребенка при выработке индивидуального когнитивного (познавательного) стиля.

Третий блок включает методики, выявляющие психофизиологические предпосылки развития. Тест Айзенка используется для оценки типа темперамента, который обуславливает стиль деятельности.

Диагностическая программа предусматривает осуществление психологического блока мониторинга в два этапа — исходная диагностика и сопровождающая диагностика. В начале обучения предусматривается обследование значимых качеств, характеризующих сферы темперамента, психических и психомоторных процессов, зависящих преимущественно от задатков, основных личностных свойств (мотивация, самооценка). Однако это делается не в целях отбора наиболее успешных в плане развития специальных способностей детей, а для определения индивидуальной педагогической стратегии дальнейшего развития их творческого потенциала.

Родителям мы предлагаем опросник «Профиль интересов ребенка» и диагностическую методику «Карта одаренности» (вариант модификации методики Хаана и Каффа). Автор выделяет следующие виды детской одаренности: интеллектуальная, творческая, академическая, художественно-изобразительная, музыкальная, литературная, артистическая, техническая, лидерская, спортивная.

Психологический мониторинг позволяет не только выявить своеобразие развития воспитанников, но и вовремя, проводить просветительскую, при необходимо­сти, коррекционно-развивающую работу с детьми, их родителями и педагогами.

Читайте также по данной теме

Яндекс.Метрика