Елизавета Волкова, 9   класс, «Кирсановская школа-интернат среднего (полного) общего образования»

Научный руководитель - Л.А. Новосельская, учитель истории

 

 В школе создан музей, экспозиция которого посвящена 50-летней истории школы-интерната. Она хронологически, охватывает период с 1956 г. по настоящее время.

Здание школы-интерната было построено в 1900 г. Оно принадлежало реальному училищу и было расположено на улице Тамбова - Саратовской (именно здесь проходила дорога на Саратов). Училище было открыто в 1908 г. и просуществовало до 1918 г., обучались в нем дети разных социальных групп, но большинство - дети купцов, мелких торговцев, священников и врачей, потому что плата за обучение была очень высокая, около 100 рублей в год. Последний выпуск 1918 года составил 42 человека, а общее количество учащихся составляло 292 человека.

В советское время здесь находилась школа II ступени имени КИМа (Коммунистического интернационала молодежи). «А в 1928 г. Кирсановский уездный исполнительный комитет сообщает отделу народного обра­зования письмом за № К-404-16.5, что со стороны президиума губисполкома возбуждено ходатайство перед Наркомпросом об открытии в г. Кирсанове педагогического училища.» (по материалам, представленным из Тамбовского областного архива). И с лета 1931 года в этом здании, принадлежавшем когда-то реальному училищу, располагается Кирсановское педагогическое училище. Оно занимало это здание вплоть до 1955 г.

Воспоминания выпускника первого выпуска педучилища (1933 г.) - Т.Н. Лобанова: «Когда училище открылось, наглядных пособий и учебного оборудования не хватало, комнаты плохо отапливались, было очень холодно, но, несмотря на все неудобства, училище выпускало достойных выпускников. Большое значение уделялось практике; учащиеся уезжали по своим селам для ликвидации неграмотности и жили там месяцами, помогали колхозам убирать урожай. В это время было организовано свободное посещение занятий, а все кто пропустил должны были восстанавливать их потом самостоятельно и отчитываться перед преподавателями».

За 25 лет своего существования в педучилище сменилось 8 директоров. Первым директором был Подкидышев Георгий Семенович, а последним - Воробьев Арсений Семенович, находившийся на этом посту с 1946-1955   гг., и впоследствии перешедший во вновь открывшуюся школу - интернат. В годы Великой Отечественной войны в здании педучилища располагался эвакогоспиталь № 1156 на 400 коек. Последний свой выпуск педучилище сделало в 1955 г. Его окончило 83 человека.

В 1955 г. в здании педучилища была открыта школа № 4, а в 1956 г. она меняет свой статус на школу - интернат. Было 120 человек, 1-4 классы.

Первым директором школы - интерната стал Воробьев Арсений Семенович. Арсений Семенович родился в 1898 году в Пензенской области. Окончил Саратовский педагогический институт в 1931 году. В 1951-1955 году был директором Кирсановского педагогического училища, а в школе - интернате проработал до 1960 года.

Первым завучем нашей школы была Романова Варвара Ивановна. Она окончила Ленинградский педагогический институт имени А.И. Герцена. Была очень деятельным работником и внимательной к людям, с ней могли поделиться самым сокровенным.

Старшим воспитателем со времени открытия школы-интерната стала Ловягина Анастасия Федоровна, под ее бдительным взором находилась вся воспитательная работа. Анастасия Федоровна имеет множество наград. Среди них, и значок «Отличник народного просвещения».

С 1958 года пионерской дружине нашей школы присвоено имя Ульяны Громовой, а в школьном саду ей установлен памятник, созданный на средства, собранные пионерами нашей школы.

Вторым директором нашей школы был Соболев В.Я. На должности директора он находился с 1960-1970 год. Человек по характеру очень требовательный, но справедливый, любил детей и относился к ним по-отечески. Владимир Яковлевич окончил Мичуринский педагогический институт по специальности «история».

Завучем была Логинова М.Н. Маргарита Николаевна занимала должность завуча с 1960-1972 год, очень увлеченный своей работой человек, родилась в г. Кирсанове, закончила школу № 1 в 1946 году, а затем - Тамбовский педагогический институт. Она награждена многими грамотами и значком «Отличник просвещения».

Старшим воспитателем в то время была Мартемьянова Тамара Ивановна, а пионервожатой Нефедова Татьяна Николаевна.

Первый выпуск нашей школы состоялся в 1961 году. Выпускались дети из 8 класса, так как школа была в то время восьмилетней. Воспитателями этого выпуска были Говердовский А.В. и Нестерова А.

В 1964 году школу посетил писатель Александр Васильевич Стрыгин. Состоялась его встреча с учащимися. При В.Я. Соболеве учащиеся школы-интерната много ездили по стране. Из воспоминаний завуча школы Логиновой М.Н.: «Экскурсии устраивались часто, ездили по историческим местам нашей страны. Мы побывали в Краснодоне и Горловке, познакомились с местами героического подвига молодогвардейцев. Были в Москве, посетили Оружейную палату и мавзолей Ленина. Впечатления, полученные от этих путешествий, просто не передать словами, потому они надолго нам запомнились».

При Владимире Яковлевиче был создан и духовой оркестр школы под руководством А.С.Блохина. А с 1973 года руководил оркестром Николаев Владимир Иванович. Тогда же появились кружки гармонистов и барабанщиков. Под музыку оркестра начиналась зарядка, ни одного мероприятия в школе не проходило без него.

В 1970-1981 годах директором школы был Н.С. Журавлев, преподаватель математики, истории, отличник народного образования. При нем в школе существовал клуб интернациональной дружбы (КИД), дружины имени Ульяны Громовой. Под девизом «У нас друзья на всей планете» развернулась кипучая работа кидовцев под руководством преподавателей иностранных языков Юмашевой М.П., Лесковой М.С., Федосеевой Г.А. Десятки разноцветных конвертов присылали в Кирсанов дети из разных стран, переписка велась на английском и немецком языках. У клуба был сформирован совет, разработан устав, принята клубная песня, которая тоже исполнялась на немецком и английском языках. Она называлась «Солнечный круг».

В школе разработана преподавателем ОБЖ Иваеюк В.В. программа патриотического воспитания. Он родился на Западной Украине в городе Ивано-Франковске. Работу в школе-интернате начинал в качестве руководителя начальной военной подготовки, а когда предмет упразднили, стал руководителем - организатором основ безопасности жизнедеятельности.

С 1981 по 1983 год в нашей школе директорами были Евстратов Виктор Александрович (1981-1982 ), ранее работавший редактором Рассказовской районной газеты. В школе проработал недолго, но запомнился как человек строгих правил, справедливый, умеющий находить общий язык как с педагогами, так и с ребятами. Юмашев Анатолий Егорович (1982-1983 г.), ранее работавший директором вечерней школы. А с 1983 - 2005 гг. директором стала Свиридова Нина Ивановна — человек, преданный своему делу, знающий и мудрый педагог, готовый в любую минуту прийти на помощь. При Нине Ивановне в школе - интернате в 2001 году открываются кадетские казачьи классы. Классы открыты с уровнем образовательных программ двух ступеней:

вторая ступень - основное общее образование (нормативный срок 5 лет)

третья ступень - среднее (полное) общее образование нормативный срок 2 года.

С 2005 года директором школы-интерната стал Свинцов Анатолий Николаевич. При нем стал создаваться музей школы.

За 50 лет существования нашей школы из ее стен выпустилось более 1500 выпускников. Многие из них нашли свое место в этой жизни: имеют интересную работу, занимаются предпринимательством и навещают свою родную школу. В 2006 году школа сделала свой 45 выпуск, многие выпускники этого выпуска поступили в высшие учебные заведения и продолжают свою учебу в городах Тамбове и Мичуринске.

В 1999 г. Кирсановская школа-интернат была признана лучшей в области среди учреждений подобного типа.

И именно этот год был ознаменован в школе-интернате годом областных семинаров и совещаний, где мнение участников было однозначным: «Есть чему поучиться!»

Музей оживляет жизнь школы, у ребят разных возрастов есть общее дело, а это всегда важно, ибо учит школьников взаимодействовать друг с другом, работать в команде. В музее проходят уроки « школьного музееведения», которые способствуют формированию творческих способностей ребят, уважительного отношения к нравственным понятиям прошлого.

Читайте также по данной теме

Яндекс.Метрика