Евгений Шиндяпин, 9 класс, МОУ Абакумовскаа СОШ Токаревского района

Научный руководитель — З.А. Шиндяпина, учитель истории

 

 Моя малая Родина - старинное село Абакумовка Токаревского района Тамбовской области. Тамбовская энциклопедия упоминает о с. Абакумовке и относит время его основания ко второй половине XVIII века, между 1762 - 1782 гг. В 2005 году в селе произошло волнующее событие, на празднике Покрова Пресвятой Богородицы епископом Тамбовским и Мичуринским Феодосием был освящен новый храм.

Я стоял на богослужении среди своих односельчан и видел, каким счастьем светились их лица. Вдруг моя бабушка шепнула: «Господи, счастье-то какое! Не дожил до этого дня батюшка наш, Борис Иванович. Вот бы радовался он, вот бы служил сегодня в храме!» Кто этот человек? Как он связан с нашим храмом? Что с ним стало? Где он сейчас? Эти и многие другие вопросы не давали мне покоя. У меня, как у исследователя, появилась потребность узнать историю жизни этого человека, провести связь с историей Покровского храма в с. Абакумовка. Мне захотелось узнать о людях, которые служили в прежнем здании храма, о тех кто нес Слово Божье людям. Прежний храм в моем селе был разрушен, поэтому мне предстояло выяснить причину этого поругания святыни, ответить на вопрос: как стало возможным разрушение церкви? В своем исследовании я попытаюсь показать свое видение событий того времени.

Так как до моего исследования проблему взаимоотношения власти и церкви в моем селе, проблему духовного служения, никто не исследовал, то основными методами исследования для меня были следующие: беседа со старожилами села и запись этих бесед. Работа с архивом школьной краеведческой комнаты, а также с Государственным архивом Тамбовской области, метод анализа и обобщения имеющихся источников и т.д.

В освещении данной проблемы я пользовался воспоминаниями жителей с. Абакумовки, Тамбовской энциклопедией 2004 г., книгами: И.И. Дубасова «Очерки из истории Тамбовского края» 1993 г., В.П. Дмитриенко «История России XX век» 1995 г., статьями из районной газеты «Маяк».

Мое родное село Абакумовка является маленькой частицей огромного Тамбовского края. История освоения этого края неразрывна с историей возникновения православия в крае, т.к. одними из первых сюда пришли православные священники. Они помогали людям защищаться от кочевников, строить свою жизнь на основе нравственности, занимались просвещением и, конечно, приобщали людей к православию. В 1682 году на Тамбовщине стала действовать епархия.

Многое было сделано: строились храмы по всей Тамбовщине, основывались монастыри, открывались церковно-приходские школы. Так и в моем селе в начале XX века был открыт храм. Житель села, Виктор Яковлевич Буянов, вспоминает, что его отец ему рассказывал о церкви. Первоначально здание церкви хотели построить в другом месте, но когда взяли пробу грунта, то место не подошло, и заложили здание храма в Ивано-Лебедянской деревеньке, которая входила в состав Абакумовки. До постройки храма жители села ходили молиться в соседнее село Березовку, там и хоронили своих умерших родственников. Фундамент церкви был заложен в 1900 году, а освящение было 14 октября 1904 года во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Радовались люди постройке храма, помогали, кто чем мог, даже несли яйца, т.к. в раствор добавляли яичный белок. В архивах школьной краеведческой комнаты имеются также воспоминания С.Г. Иванниковой о том, кто был первым священником в с. Абакумовке. Она основывается на воспоминаниях своего отца. В 1904 году в церковь Тамбовской епархией был прислан священник Александр Альбицкий. При церкви был создан хор, первым регентом в нем был Михаил Иванович Иванников, руководил церковным хором отец Серафимы Георгиевны, Георгий Иванович Иванников, который пришел с гражданской войны без обеих ног, научился играть на скрипке, знал нотную грамоту. Дьяконом был Данила Матвеевич Иванников. Как вспоминает Серафима Георгиевна, церковь была очень красивой. Внутри имелись фрески по стенам и на потолке. Алтарь был отделан красивым иконостасом, и когда из дверей вы­ходил священник в золоченых рясах, то это было завораживающим зрелищем. А пять куполов высились над всем селом и тянулись к солнцу. Все пелось на старославянском языке. После Альбицкого недолго священником был Сергей Никитич Иванников, но т.к. у него не было духовного образования вместо него стал священником Константин Завражин, затем на смену ему приехал Борис Иванович Попов. На этом священнике обрывается список священнослужителей старого абакумовского храма. Начинается трагическая история борьбы за православную веру и православную святыню в моем селе Абакумовка.

В 20-30-е годы XX века в стране формируется тоталитарное общество. Переход к политике индустриализации совпал с массовым походом на «классового врага». На поиск этих врагов были мобилизованы партийные и профсоюзные организации, комсомол. Суровые приговоры, вплоть до расстрелов, создавали обстановку страха, недоверия. В число «врагов» были зачислены церковные организации. В 1922 году выходит декрет ВЦИК о принудительном изъятии церковного имущества и отмене добровольных пожертвований. В росте влияния церкви на молодежь, в новых ее идеях и формах работы для верующих партия увидела для себя огромную опасность. Проблемы духовности, нравственности, культуры, традиций, свободы выбора для человека не волновали новых вождей. Власти не желали взаимной лояльности, к которой призывало послание митрополита Сергия и Временного Патриаршего синода 29 июля 1927 года. В.П. Дмитренко в своей книге характеризует этот призыв как величайшую гражданскую позицию.

В начале 1929 года за подписью секретаря ЦК партии Кагановича на места была спущена директива, в которой указывалось, что религиозные организации оставались единственно легально действующей «контрреволюционной» силой, имеющей влияние на массы. Местные органы власти подталкивались к развязыванию террора против служителей культа. Арестовывались и репрессировались служители церкви; захватывались и разрушались храмы; расхищались или частично передавались в музеи накопленные за столетия церковные ценности. Репрессии сверху дополнялись доносами. Так, по доносу был схвачен и расстрелян абакумовский священник Борис Иванович Попов.

Так вот о ком молилась в церкви моя бабушка, Александра Степановна Евсеева. Она рассказала мне, что хотя она сама родом из соседнего села Гладышево, но часто бывала здесь в Абакумовке у своей сестры. Они с сестрой часто ходили на службу в абакумовский храм, где им запомнился священник, отец Борис. Уважали его жители за его поддержку, за совет, несмотря на молодость, а ему было 38 лет, мудрость и глубокую веру.

О Б.И. Попове вспоминает и С.Г. Иванникова, которая пишет, что пробыл он в селе недолго, т.к. был арестован. В село он приехал вместе с семьей, его жена устроилась работать в школе делопроизводителем. У них было три дочери и сын. Старшие дети учились в школе, были отличниками.

В архиве краеведческой комнаты я обнаружил письмо дочери священника, Зинаиды Борисовны Поповой, которое было адресовано членам краеведческого кружка. В этом письме она поведала историю жизни своего отца. Борис Иванович Попов родился в 1897 году в с. Щербаково Бирючинского уезда Воронежской области. Служба его совпала с периодом начала гонений на церковь и церковнослужителей, поэтому отцу Борису приходилось менять много приходов, т.к. храмы закрывались. Был на Кубани, служил в Воронежской области, наконец, приехал в Тамбовскую область, Токаревский район. Первоначально он служил в Березовской церкви, а когда эту церковь закрыли, то в августе 1937 года семья переехала в с. Абакумовку.

Далее Зинаида Борисовна вспоминает, что ее отец был глубоко верующий человеком. Много раз ему предлагали отречься от сана священника, но он не смог. Он обладал сильным голосом. Во время проповедей лицо его было одухотворенным. Он умел утешить, найти нужное слово, многие шли к нему за советом.

Так что же за судьба была уготована этому скромному человеку? Борис Иванович был арестован и объявлен «врагом народа», а затем расстрелян. Рассказывали мне об этом мои односельчане, поведало мне об этом и все то же письмо его дочери. Произошло все в ночь на 5 ноября 1937 года. Был негромкий стук в дверь и голос соседа с просьбой войти. Вместе с соседом в дом вошли вооруженные люди, лица которых были молоды, но суровы. Они стали проводить обыск, который закончился довольно быстро, т.к. в комнате было мало вещей, жили бедно. Нашли альбом с фотографиями, на одной из фотографий был изображен брат жены священника в форме студента реального училища. Но эту форму приняли за форму белого офицера и Бориса Ивановича за это арестовали, не забыв прихватить с собой альбом с фотографиями и серебряный крест. Так без кормильца осталась семья из четырех человек, самому старшему ребенку было всего 13 лет, поэтому их мать не арестовали. В эту ночь были арестованы и другие жители села, даже престарелая бабушка, которая пекла для церкви просфоры. Первое время арестованные содержались в Токаревке. Отсюда Борис Иванович Попов напишет последнее письмо родным, в этом письме он надеется, что его скоро оправдают, потому что он ни в чем не виновен. За­тем Борис Иванович был отправлен в Борисоглебск, вскоре ему был вынесен приговор по 59-й статье.

Таким образом, в своем исследовании я сделал попытку показать ис­торию взаимоотношений церкви и власти у нас в селе, восстановил хронику событий становления православия на селе, описал историю здания храма Покрова Пресвятой Богородицы. Конечно, историю вершат люди, и я не мог не затронуть историю судеб моих односельчан. Меня глубоко тронула и взволновала судьба священника Бориса Ивановича Попова, погибшего за православную веру. Я считаю, что мое исследование поможет сохранить память об этом человеке еще на долгие годы.

Курсовая на заказ kurator.me.

Читайте также по данной теме

Яндекс.Метрика