Печать
Категория: Программы естественнонаучной направленности
Просмотров: 1295

 

Программа «Геоэкология» призвана внедрить в учебную деятельность по экологии прием и обработку космических изображений Земли для углубления, совершенствования и результативности образовательного процесса, научно – исследовательской деятельности обучающихся в природе.

Актуальность данной программы заключается в необходимости изучения биосферы   как открытой системы, состоящей в тесной связи с космосом и изучаемой из космоса. Дальнейшее развитие наук о Земле невозможно без использования современных технологий а, следовательно, введение новых информационных образовательных технологий - одна из центральных задач которую необходимо решить в настоящее время. Стремительно меняющаяся образовательная среда требует развития творческих способностей обучающихся, осознанного выбора будущих профессий, связанных с наукоемкими технологиями.

В соответствии с программой «Геоэкология» комплекс «Космос - М2» используется при работе обучающихся с исследовательскими проектами в совокупности с ресурсами сети Интернет по проблеме экологии Земли.

Прием и обработку изображений участков Земли из космоса можно вполне использовать для работы с такими компонентами биосферы как литосфера, атмосфера, гидросфера.

 

Цель программы: сформировать у обучающихся понятие о биосфере как сложной природной системе включающей биогеоценозы различных уровней на основе экологических законов и принципов.

Задачи программы:

 

Формы и методы преподавания

Экологическое образование во многом унаследовало формы и методы преподавания предметов географо-биологического цикла: теоретические занятия, практические занятия, экскурсии, экологические прогулки, походы, экспедиции.

Огромную роль в деле обучения, развития и воспитания учащихся играет такая форма работы с детьми как многодневные экологические экспедиции.

Исследовательская деятельность в природе является наиболее эффективной и привлекательной для обучающих, имеющих интерес к экологическим знаниям. В экспедициях, походах, экскурсиях, экологических прогулках реализуются принципы: наглядности, доступности, научности, эмоциональности. Реализация этих принципов способствует глубокому усвоению экологических знаний и методов экологических исследований.

Глубокое усвоение знаний по экологии предполагает использование активных методов обучения; практической, исследовательской работы детей в природе под руководством педагога.

Метод наблюдения и описания широко используется во время полевых исследований при сборе и описании природных объектов и явлений.

Описание пробных площадей, составление карт и планов местности, описание геологических объектов и форм рельефа учат школьников ориентироваться на местности, наблюдать, сравнивать, устанавливать связи между явлениями, находить нужные объекты в природе и на карте, приобретать навыки самостоятельной работы, навыки исследователя природы.

Сравнительный метод в экологии заключается в изучении сходства и различий природных объектов. Используя этот метод, обучающиеся учатся устанавливать причинно-следственные связи в биогеоценозах.

Исторический метод изучает ход развития исследуемого объекта во времени, в связи с антропогенной деятельностью и изменениями абиотических и биотических факторов.

Метод эксперимента делает возможным изучать явления природы в заданных условиях.

Метод моделирования позволяет описывать сложные природные условия относительно простыми моделями.

Занятия по экологии способствуют развитию у обучающихся умения выделять характерные особенности биогеоценозов, ведущие виды растений живого напочвенного покрова, вести пропаганду по охране редких и исчезающих видов растений и животных.

При изучении абиотических экологических факторов обучающиеся используют методы и приемы работы с приборами: компасом, термометром, нивелиром. При изучении биотических факторов используются методы определения растений и животных, определение зависимости их мест обитания от абиотических и биотических факторов.

Использование комплекса «Космос-М2» в практической деятельности обогатит методику исследований по экологии. Например: при изучении литосферы можно изучать рифтовые зоны Земли; изучать деятельность вулканов и определять степень их угрозы для окружающей среды и поселений; в гидросфере изучение направлений течений и изменения температуры поверхности воды; в атмосфере сканировать ее слои и предсказывать изменение погоды; определять масштабы природных и антропогенных катастроф.

 

По окончании курса обучающиеся должны

знать:

уметь:

Подведение итогов проводится в форме семинаров, конференций и защиты проектов.

Программа «Геоэкология» рассчитана на 1 год, 72 часа. По 2 часа в неделю. Теоретических занятий: 26 часов, практических – 10 часов, экскурсий - 36 часов. Программа рассчитана для обучающихся среднего и старшего школьного возраста (12-16 лет).

 

Учебно-тематический план  

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
 
Название раздела, темы
Предмет геоэкологии 
Солнечная система 
Геологическая история Земли 
Формирование флоры и фауны Земли 
Биотические и абиотические факторы 
Природные компоненты и комплексы 
Жизненные формы организмов 
Биогеоценозы 
Смена биогеоценозов 
Охрана природы 
Основные формы и методы экологических исследований 
Обобщение 
Итого: 
Общее количество часов
 2
 2
 4
 6
 10
 12
 2
 10
 4
 4
 8
 8
 72
Теория
 2
 2
 2
 2
 2
 4
 2
 2
 2
 2
 4
 2
 28
Практика
 
 
 
 
 
 2
 
 2
 
 2
 2
 2
 10
Экскурсии
 
 
 2
 4
 8
 6
 
 6
 2
 
 2
 4
 34

 

Содержание программы

  1. Предмет экологии - 2 часа.

Теоретические занятия –2 часа

 

  1. Солнечная система - 2 часа.

Теоретические занятия - 2 часа.

Галактика. Солнечная система. Планеты солнечной системы. Земля.

 

  1. Геологическая история Земли - 4 час.

Теоретические занятия - 2 часа.

Возраст Земли. Геосферы Земли. Геологические эпохи. Свидетели прошлых биогеоценозов. Ледниковый период.

Экскурсия - 2 часа.

Изучение относительного возраста горных пород в карьере с. Красненькое.

 

  1. Формирование флоры и фауны Земли – 6 часа.

Теоретические занятия -2 часа.

Смена природных комплексов в послеледниковый период.

Экскурсии - 4 часа.

Природные комплексы в послеледниковый период. Дикое поле. Антропогенное влияние на формирование современных ландшафтов.

 

  1. Биотические и абиотические факторы – 10.

Теоретические занятия - 2 часа.

Абиотические факторы. Свет как экологический фактор. Температура. Влажность. Воздух. Ветер. Рельеф. Почвы. Горные породы. Вода. Течение. Соленость.

Биотические факторы. Внутривидовые и межвидовые взаимоотношения.  Влияние растений на растения. Влияние  животных на растения. Влияние      растений на животных. Влияние животных на животных. Антропогенные факторы.

Экскурсии - 8 часов.

Влияние человека на растения и животных.

Влияние рельефа и горных пород на биогеоценозы.

 

  1. Природные компоненты и комплексы - 12 часов.

Теоретические занятия - 4 часа.

Биосфера и ее компоненты. Природные зоны. Лесостепь Тамбовской области.

Практические занятия - 2 часа.

Работа с картами. Северная лесостепь: Воронежский район, Цнинско-Воронежский район, Цнинский район, Вороно-Цнинский район.

Типичная лесостепь: Битюгский район, Воронинский район, Вороно-Хоперский район.

Экскурсии - 6 часов Физико-географические подзоны и районы Тамбовщины.

 

  1. Жизненные формы организмов - 2 часа.

Теоретические занятия - 2 часа.

Основные жизненные формы растений. Многообразие жизненных форм растений. Жизненные формы животных, их многообразие.

 

  1. Биогеоценозы - 10 часов.

Теоретические занятия - 2 часа.

Местообитание. Видовой состав. Количественное участие видов в фитоценозах. Ярусное строение фитоценоза. Ярусность во времени.

Взаимоотношения организмов в биогеоценозах. Трофические связи в        биогеоценозах. Консортивные связи в биогеоценозах. Экологические ниши в биогеоценозах.

Практические работы - 2 часа.

Составление схемы трофических связей в лесных биогеоценозах.

Составление описания степных и лесных биогеоценозов по результатам экскурсий.

Экскурсии - 6 часов.

Биогеоценозы города Тамбова. Биогеоценозы парка «Дружба».

 

  1. Смена биогеоценозов - 4 часа.

Теоретические - 2 часа.

Сукцессия. Временные и постоянные биогеоценозы, сукцессионный ряд.

Экскурсии- 2 часа.

Составление схемы сукцессионных рядов.

 

  1. Охрана природы - 4 часа.

Теоретические - 2 часа

Охраняемые природные территории. Заповедники. Национальные природные парки. Заказники. Воронинский заповедник. Правила поведения в природе. Промышленное и с\х производство Тамбовской области.

Практические - 2 часа.

Красная книга Тамбовской области.

 

  1. Основные формы и методы экологических исследований - 8 часов.

Теоретические - 4 часа.

Исследовательская деятельность в природе.

Взаимосвязи в природных комплексах.

Практические - 2 часа.

Основные методы экологических исследований. Измерение параметров       экологических факторов: температуры, влажности, скорости ветра.

Экологический лагерь. Правила разбивки лагеря. Экспедиции, походы, экскурсии. Экологические прогулки.

Определение экологического состояния лагеря

Экскурсии - 2 часа.

Выбор объекта экологических исследований. Исследования на экологической тропе. Учет и определение растений и животных.

Изучение рельефа и горных пород выходящих на дневную поверхность.

Биогеоценозы Татарского вала, Биогеоценозы Пригородного леса.

 

12.Обобщение - 8 часов.

Теоретичесие - 2 часа.

Экология, сокращение видового разнообразия, изменение среды обитания и перспективы развития биосферы. Вернадский и его учение о ноосфере.

Практические - 2 часа.

Определение видового разнообразия растений в районе образовательного учреждения, ближайшего водоема, леса, луга, степи.

Экскурсии - 4 часов.

Выбор объекта исследования, последовательность описания лесных и степных биогеоценозов.

 

Методическое обеспечение

Для реализации программы необходим: кабинет, технические средства обучения: компас, термометр, нивелир, линейки, гербарная сетка, рулетка; определители, наглядные пособия, специальная литература по экологии, «Космос-М2».