Данная дополнительная образовательная программа направлена на развитие у детей младшего школьного возраста, умений и навыков в творческой деятельности, формирует инициативу, самостоятельность, изобретательность, художественный вкус.

Анализ существующих программ показал, что все они направлены на довольно узкий круг интересов детей – это или программы включающие в себя изучение окружающего мира и явлений, происходящих в нем, или направленные на развитие творческих способностей ребенка, желание что-то создавать своими руками. Но интерес младших школьников к однообразным видам деятельности быстро теряется, дети уже не так внимательны на занятиях, быстрее устают, а соответственно пропадает интерес к деятельности в кружке. Поэтому была создана программа, которая смогла бы сочетать в себе интересные теоретические данные о мире цветов и желание детей создавать собственные творения.

Цель: оказать помощь школьникам , проявляющим интерес к составлению цветочных композиций, выращиванию декоративных растений, работе с бумагой при составлении цветочных аранжировок.

Программа ставит задачи:

  • закреплять и расширять знания, полученные на уроках трудового обучения, рисования и способствовать их систематизации;
  • пробуждать любознательность и интерес к природе;
  • формировать эстетическое восприятие окружающего мира;
  • развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству;
  • воспитывать умение работать коллективно.

В ходе реализации программы широко применяются различные наглядные средства обучения: натуральные объекты – живые цветы, сухоцветы, комнатные растения, плакаты, фотографии.

Для более комфортного пребывания детей на занятиях используются аудиозаписи.

В ходе занятий используются карточки-задания, игровые моменты: отгадывание кроссвордов, загадок.

На занятиях особое внимание уделяется трудовому воспитанию детей.

Но наиболее важным является то, что каждая тема занятий подчинена эстетическому воспитанию детей.

Программа предназначена для учащихся начальной школы. Оптимальный вариант работы по программе – организация 2-х часовых занятий 2 раза в неделю, в течении учебного года. Кружковые занятия могут осуществляться в школе, учреждениях дополнительного образования. Занятия могут вести учитель начальных классов, учитель-предметник, методист, педагог ДО.

Учебно-тематический план

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
 
Название раздела, темы
Вводное занятие 
Значение цветов в жизни человека. Цветы в легендах, сказках и стихах. 
Работа с природными поделочными материалами
Изготовление цветочных композиций из бумаги 
Декоративно-прикладные работы 
Изготовление кашпо для цветов в технике макраме 
Выставка творческих работ 
Изучение садовых цветов 
Выгонка цветов 
Вегетативное размножение комнатных растений 
Уход за комнатными растениями 
Выращивание рассады однолетников 
Способы сушки растений 
Изготовление цветочных композиций 
Высаживание рассады цветов в грунт 
Подведение итогов 
Теория
 1
 4
 1
 2
 1
 1
 
 18
 1
 1
 1
 4
 2
 4
 1
 2
Практика
 1
 
 11
 16
 19
 15
 2
 
 3
 3
 5
 4
 2
 16
 3
 
Всего учебных часов
 2
 4
 12
 18
 20
 16
 2
 18
 4
 4
 6
 8
 4
 20
 4
 2

Содержание программы

1. Вводное занятие (2 часа)

Ознакомление с планом работы кружка. Техника безопасности с колющими и режущими предметами.

Практическая работа (1 час): Изготовление из бумаги и природных материалов поделок на свободную тему с целью ознакомления с подготовкой учащихся.

2. Значение цветов в жизни человека. Цветы в легендах, сказках и стихах.

История цветоводства. (4 часа).

3. Работа с природным поделочным материалом (12 часов).

Правила сбора, хранения материала. Инструменты, используемые при работе с природным материалом. Моделирование из шишек, желудей, каштанов, листьев, семян.

Практическая работа (11 часов): Экскурсия в природу за поделочным материалом. Изготовление картин-панно, используя листья, кору, семена. Изготовление композиций из шишек, каштанов, желудей.

4. Изготовление цветочных композиций из бумаги (18 часов)

Поделочные материалы: бумага картон. Организация рабочего места. Инструменты и приспособления, применяемые при работе с бумагой и картоном: нож, ножницы, шило, кисточки для клея и красок. Правила пользования ими. Оригами. Базовые формы оригами. Способы изготовления отдельных деталей из бумаги и картона. Художественное оформление и способы сборки поделок.

Практическая работа (16 часов): Изготовление из бумаги плоских и объемных аппликаций. Изготовление поделок по типу оригами.

5. Декоративно-прикладные работы. (20 часов)

Форма, цвет, пропорциональность – характерные показатели народно-прикладного искусства. Элементарные понятия о гармоничности цветовых сочетаний.

Практическая работа (19 часов): Выполнение учащимися работ с применением пряжи, нитей.

6. Изготовление кашпо в технике макрамэ. (16 часов)

Основные понятия о макрамэ. Материалы для использования. Простейшие узлы.

Практическая работа (15 часов): Изготовление кашпо для цветов в технике макрамэ.

7. Выставка творческих работ. (2 часа)

8. Изучение садовых цветов (18 часов)

Понятия о садовых растениях. Изучение основных видов садовых растений. Их сорта, агротехника.

9. Выгонка цветов (4 часа)

Познакомиться с понятием выгонки цветов.

Практическая работа (3 часа): Выгонка тюльпана.

10. Вегетативное размножение комнатных растений. (4 часа)

Размножение комнатных растений листовыми, стеблевыми черенками, корневищными отпрысками, луковицами, усами. Условия необходимые для черенкования. Черенкование комнатных растений.

Практическая работа (3 часа): Размножение комнатных растений листовыми и стеблевыми черенками, воздушными отводками.

11. Уход за комнатными растениями. (6 часов)

Основные приемы ухода – полив. Рыхление, образка сухих листьев, подкормка, пересадка, перевалка, требовательность растений к условиям произрастания (теплу, свету, влаге).

Практическая работа (5 часов): Пересадка комнатных растений путем деления. Определение необходимости пересадки и перевалки растений. Практическая работа по прищипке, образке растений. Уход.

12. Выращивание рассады однолетников. (8 часов)

Условия необходимые для выращивания рассады в теплице. Значение выращивания цветочно-декоративных растений вегетативным способом.

Практическая работа (4 часа): Посев семян. Написание и установка этикеток на ящиках. Уход за посевами.

13. Способы сушки растений (4 часа)

Особенности сухих растений. Различные виды сушки растений (прессование, подвешивание). Хранение сухих растений. Виды аранжировок из сухих растений.

Практическая работа (2 часа): Изготовление венков и гирлянд из сухих растений.

14. Изготовление цветочных композиций (20 часов)

Техника составления букетов, форма букета, виды букетов. Композиции из срезанных цветов. Основные принципы икэбаны. Понятия о гармоничных и дисгармоничных цветовых сочетаниях.

Практическая работа (16 часов): Создание букетов и композиций из срезанных цветов.

15. Высаживание рассады цветов в грунт. (4 часа)

Агротехнические правила высадки рассады в грунт.

Практическая работа (3 часа): Подготовка почвы. Подготовка рассады и высадка ее в грунт, уход за высаженной рассадой. 

Подведение итогов. (2 часа)

Учет результатов. Награждение.

 

Методическое обеспечение программы

Программа составлена с учетом возрастных особенностей детей. В связи с этим предусматривает использование различных методов и приемов в работе по ознакомлению детей с многообразием цветочный и декоративно-лиственных растений, с приемами цветочной аранжировки:

  • Экскурсии в природу;
  • Конкурсы на лучший букет, композицию, панно;
  • Игры и викторины.

Максимальное насыщение наглядными и техническими средствами

обучения способствует лучшему усвоению материала.

По многим темам кружка имеется раздаточный материал: карточки-задания, кроссворды, цветочное лото, гербарии.

Так , для закрепления знаний, умений и навыков детей, используется такой метод , как самостоятельная работа воспитанника – задание в конверте.

Конверты, красочно оформленные и с именами детей также используются при изготовлении различных аппликаций и изделий из бумаги – в них кладутся трафареты, для изготовления той или иной работы.

Использование карточек-заданий позволяет не только формировать у детей знания , но и развивает внимание, наблюдательность, творческое мышление, умение анализировать, обобщать.

Детьми ведется опытническая и исследовательская работа: производится выгонка декоративно-лиственных растений к 8 марта, для весеннего букета, использование различных веществ с целью увеличения сроков хранения цветов в срезе и др.

Все это позволяет детям лучше познать удивительный мир растений с его многообразием красок, форм и цветов.

Глубокое понимание красоты природы и умение восхищаться ею – это основы формирования эстетического сознания детей.

При изучении каждой темы осуществляется природоохранное воспитание детей.

 

Литература 

Для педагогов:

  1. Воронцов В.В. Уход за комнатными растениями. – М.:ЗАО Фитон+, 2002.
  2. Кайзер Р. Мой прекрасный сад. – М,: АСТ – Астрель, 2002
  3. Капранова Н.Н. Комнатные растения в интерьере. – М.: Издательство Московского университета, 1989
  4. Кияткин А.Я. Искусство составления букета. – Издательство ЦК компартии Узбекистана, 1982
  5. Мерло А.С. Советы цветоводам. – Минск .: Урожай, 1965
  6. Семина Н.И. Аранжировка цветов. – Барнаул:РИО,1988
  7. Стрельцов Б.Н., Руковишников А.М., Коротанов В.А. Хранение цветов. – М.: ВО Агропрормиздат,1988.
  8. Хесайон Д.Б. Все о комнатных растениях – М.:Кладезь-Букс, 2002
  9. Чуб В.В. Лезина К.Д. Цветы в вашем доме. – М.: Эксмо-пресс, 2000

 

Для детей:

  1. Люцис К. Растительный мир в картинках. - М.: Русское энциклопедическое товарищество,2004.
  2. Кайзер Р. Мой прекрасный сад. – М,: АСТ – Астрель, 2002

Читайте также по данной теме

Яндекс.Метрика