В  связи  с  ухудшением  экологической  обстановки  на  планете  в  последнее  время,  большое  значение  имеет  экологическое  образование  и  воспитание  школьников.  Необходимо  знакомить  учащихся  с  различными  направлениями современной экологии. Для  этой цели и создана  долговременная  программа-модуль  «Друзья  природы».  Она  предназначена  для  дополнительного  образования  учащихся  2-9  классов  средних  общеобразовательных  школ  и  рассчитана  на  7  лет  обучения.

 

Цель  и  задачи  программы.

Цель программы  «Друзья  природы» -  обеспечить  преемственность  в  экологическом  образовании  и  воспитании  учащихся.

Задачи  программы:

  • формирование  экологической  ответственности – понимания  своего  места  в  природе  и  адекватности  своего  поведения  в  природе;
  • показ  взаимосвязи  природных  объектов;
  • осознание  разносторонней  ценности  природы;
  • ознакомление  учащихся  с  основными  направлениями  современной  экологической  науки;
  • объяснение  необходимости  здорового  образа  жизни.

 

Структура  программы

Первый  год  обучения  по  программе  «Друзья  природы»  предполагает  ознакомление  учащихся  2-ых  классов  с  явлениями  природы  и  признаками  времен  года.  Школьники  занимаются  по  фенологическому блоку «Времена  года».

Второй  год  обучения  осуществляется  по  блоку  «Лесные  тайны».  Учащиеся  3-их  классов  знакомятся  с  лесными  обитателями,  проводят  наблюдения  в  природе.

Для  учеников  5-х классов  предназначен  блок  «Природа  родного  края». Его  направление  -  экологическое  краеведение.

Четвертый  год  обучения  предполагает  знакомство  учащихся  6-х  классов  с  основными  видами  растительности  нашей  планеты.  Школьники  занимаются  по  ботаническому  блоку  «Мир  растений».

Пятый  год  обучения  осуществляется  по  блоку  «Мир  животных».  Учащиеся  7-х  классов  изучают  различные  виды  животных  и  приобретают  знания  по  их  охране.

Для  учеников  8-х  классов  предназначен  валеологический  блок  «Познай  себя».  Ученики  знакомятся  с  основами  гигиены,  медицины  и  психологии,  учатся  правильно  оказывать  первую  доврачебную  помощь,  расширяют  знания  о  строении  и  особенностях  своего  организма  и  о  необходимости  вести  здоровый  образ  жизни.

Седьмой  год  обучения при  изучении блока  «Человек  и  природа» предполагает  знакомство  учащихся  9-х  классов  с  основами  экологии,  с  влиянием  антропогенного  фактора  на  природу.

 

Основные  отличительные  особенности  программы

программа  представляет  собой  многопредметную  систему  экологического  образования,  она  включает  в  себя  разнообразные  направления  экологии:  фенологическое,  ботаническое,  зоологическое,  краеведческое,  валеологическое  и  др.;

программа  является  универсальным  модулем:  по  ней  можно  заниматься  7  лет  с  одними  и  теми  же  учащимися,  а  также  отдельно  использовать  каждый  блок  программы;

большая  часть  времени  при  обучении  по  данному  курсу  уделена  практической  работе;

активно  используются  нетрадиционные  методы  проведения  занятий,  которые  требуют  творческой  активности  учащихся: занятие-интервью, устный  журнал,  репортаж, турнир,  ролевая  игра  и  т.п.

природа  рассматривается  не  только  с  биологической  точки  зрения,  но  и  как  объект  эстетического  восприятия,  при  обучении  по  программе  используются фольклор,  искусство  и  литература;

многое  из  материала  программы  «Друзья  природы»  носит  прикладной  характер  и  используется  детьми  в  их  дальнейшей  жизни.  Например,  различение  съедобных  и  несъедобных  грибов  и  ягод,  практическая  работа  по  охране  природы,  правильное  использование  земли  на  своем  участке,  оказание  первой  доврачебной  помощи  и  многие  другие  умения  и  навыки.

 

Принципы  образования

В  основу  программы-модуля  «Друзья  природы»  положены  следующие  принципы  образования:

Принцип  доступности. Каждый  блок  программного  материала  по  объему  и  глубине  освещения  дается  с  учетом  возраста  детей.  Школьникам  показываются  доступные  их  чувственному  опыту  связи  и  причинные  зависимости  между  объектами  и  явлениями  природы.

Принцип  научности. Учащиеся  получают  реальные,  подлинно  научные  сведения  о  растениях,  животных,  гигиене,  масштабах  воздействия  на  природу.

Принцип  энциклопедичности в  отборе  материала.  В  программу  включен  материал  из  разных  областей  экологии,  биологии,  медицины,  зоологии  и  других  наук.

Принцип  от  частного  к  общему. При  объяснении  экологических  проблем  объясняется,  как  местные  проблемы  перерастают  в  локальные  и  глобальные.

Принцип  преемственности  образования. Каждый  блок  программы  связан  с  другими  и  предполагает  развитие  уже  известных  понятий.

Принцип  сочетания  индивидуального  и  коллективного  подхода  к  обучению. Программа  предполагает  индивидуальную  исследовательскую  и  творческую  работу  учащихся  и  проведение  больших  массовых  мероприятий.

 

Описание  педагогических  технологий.

При  работе  по  программе  «Друзья  природы»  используются  разнообразные  педагогические  технологии.

Основная –  технология  развивающего обучения.

При  проведении  различных  природоохранных  акций  и  массовых  мероприятий  используется  технология  группового  творческого  воспитательного  дела.

Она предполагает следующие этапы:

  • подготовительный  этап (определение  значимости  дела,  выдвижение  задач,  коллективное  планирование  дела),
  • коллективная  подготовка  дела,  выбор  актива,
  • подведение  итогов,
  • определение  результатов  и  возможности  использования  в  практической  деятельности.

При  изучении  всех  блоков  программы,  чтобы  повысить  интерес  школьников  к  изучению  материала,  применяется  игровая  технология:

  • определение  учебной  цели,
  • составление  плана  проведения,
  • разработка  сценария,
  • расстановка  действующих  лиц,
  • проведение  игры,
  • анализ  и  обсуждение  результатов.

При  работе  по  программе «Друзья  природы»  активно  используются  ролевые,  дидактические,  настольные,  подвижные  биологические  игры.

При  осуществлении  учебно-исследовательской  работы  применяется  личностно-ориентированная  технология. Учащиеся  под  руководством  педагога  проводят  исследования  и  выступают  с  ними  на  итоговой    конференции.  Лучшие  работы  могут  принять  участие  в  Областном  конкурсе  «Юные  исследователи  окружающей  среды».

 

Методы  диагностики  знаний  учащихся

При  обучении  по  программе  «Друзья  природы»  используются  различные  формы  учета  познавательной  активности  учащихся,  а  также  разнообразные  средства  оценки  результатов.

С  этой  целью  к блоку «Друзья природы»  прилагается  рабочая  тетрадь  для  учащихся.  Дети  заполняют  эту  тетрадь  при  изучении  каждого  раздела.  Используются  тестовые  задания,  загадки,  кроссворды,  головоломки  и  другие  задания.

Промежуточный  контроль  осуществляется  методами  «мозгового  штурма»,  самодиктантов, «веселых  контрольных», контроля-эстафеты,  викторин,  конкурсов  знатоков, «брейн-рингов» и т.п.

Итоговый  контроль  осуществляется  при  помощи  тестовых  заданий  по  каждому  блоку.

Учебно-тематический план и содержание 1 года обучения

Учебно-тематический план и содержание 2 года обучения

Учебно-тематический план и содержание 3 года обучения

Учебно-тематический план и содержание 4 года обучения

Читайте также по данной теме

Яндекс.Метрика