В связи с ухудшением экологической обстановки на планете в последнее время, большое значение имеет экологическое образование и воспитание школьников. Необходимо знакомить учащихся с различными направлениями современной экологии. Для этой цели и создана долговременная программа-модуль «Друзья природы». Она предназначена для дополнительного образования учащихся 2-9 классов средних общеобразовательных школ и рассчитана на 7 лет обучения.
Цель и задачи программы.
Цель программы «Друзья природы» - обеспечить преемственность в экологическом образовании и воспитании учащихся.
Задачи программы:
- формирование экологической ответственности – понимания своего места в природе и адекватности своего поведения в природе;
- показ взаимосвязи природных объектов;
- осознание разносторонней ценности природы;
- ознакомление учащихся с основными направлениями современной экологической науки;
- объяснение необходимости здорового образа жизни.
Структура программы
Первый год обучения по программе «Друзья природы» предполагает ознакомление учащихся 2-ых классов с явлениями природы и признаками времен года. Школьники занимаются по фенологическому блоку «Времена года».
Второй год обучения осуществляется по блоку «Лесные тайны». Учащиеся 3-их классов знакомятся с лесными обитателями, проводят наблюдения в природе.
Для учеников 5-х классов предназначен блок «Природа родного края». Его направление - экологическое краеведение.
Четвертый год обучения предполагает знакомство учащихся 6-х классов с основными видами растительности нашей планеты. Школьники занимаются по ботаническому блоку «Мир растений».
Пятый год обучения осуществляется по блоку «Мир животных». Учащиеся 7-х классов изучают различные виды животных и приобретают знания по их охране.
Для учеников 8-х классов предназначен валеологический блок «Познай себя». Ученики знакомятся с основами гигиены, медицины и психологии, учатся правильно оказывать первую доврачебную помощь, расширяют знания о строении и особенностях своего организма и о необходимости вести здоровый образ жизни.
Седьмой год обучения при изучении блока «Человек и природа» предполагает знакомство учащихся 9-х классов с основами экологии, с влиянием антропогенного фактора на природу.
Основные отличительные особенности программы
программа представляет собой многопредметную систему экологического образования, она включает в себя разнообразные направления экологии: фенологическое, ботаническое, зоологическое, краеведческое, валеологическое и др.;
программа является универсальным модулем: по ней можно заниматься 7 лет с одними и теми же учащимися, а также отдельно использовать каждый блок программы;
большая часть времени при обучении по данному курсу уделена практической работе;
активно используются нетрадиционные методы проведения занятий, которые требуют творческой активности учащихся: занятие-интервью, устный журнал, репортаж, турнир, ролевая игра и т.п.
природа рассматривается не только с биологической точки зрения, но и как объект эстетического восприятия, при обучении по программе используются фольклор, искусство и литература;
многое из материала программы «Друзья природы» носит прикладной характер и используется детьми в их дальнейшей жизни. Например, различение съедобных и несъедобных грибов и ягод, практическая работа по охране природы, правильное использование земли на своем участке, оказание первой доврачебной помощи и многие другие умения и навыки.
Принципы образования
В основу программы-модуля «Друзья природы» положены следующие принципы образования:
Принцип доступности. Каждый блок программного материала по объему и глубине освещения дается с учетом возраста детей. Школьникам показываются доступные их чувственному опыту связи и причинные зависимости между объектами и явлениями природы.
Принцип научности. Учащиеся получают реальные, подлинно научные сведения о растениях, животных, гигиене, масштабах воздействия на природу.
Принцип энциклопедичности в отборе материала. В программу включен материал из разных областей экологии, биологии, медицины, зоологии и других наук.
Принцип от частного к общему. При объяснении экологических проблем объясняется, как местные проблемы перерастают в локальные и глобальные.
Принцип преемственности образования. Каждый блок программы связан с другими и предполагает развитие уже известных понятий.
Принцип сочетания индивидуального и коллективного подхода к обучению. Программа предполагает индивидуальную исследовательскую и творческую работу учащихся и проведение больших массовых мероприятий.
Описание педагогических технологий.
При работе по программе «Друзья природы» используются разнообразные педагогические технологии.
Основная – технология развивающего обучения.
При проведении различных природоохранных акций и массовых мероприятий используется технология группового творческого воспитательного дела.
Она предполагает следующие этапы:
- подготовительный этап (определение значимости дела, выдвижение задач, коллективное планирование дела),
- коллективная подготовка дела, выбор актива,
- подведение итогов,
- определение результатов и возможности использования в практической деятельности.
При изучении всех блоков программы, чтобы повысить интерес школьников к изучению материала, применяется игровая технология:
- определение учебной цели,
- составление плана проведения,
- разработка сценария,
- расстановка действующих лиц,
- проведение игры,
- анализ и обсуждение результатов.
При работе по программе «Друзья природы» активно используются ролевые, дидактические, настольные, подвижные биологические игры.
При осуществлении учебно-исследовательской работы применяется личностно-ориентированная технология. Учащиеся под руководством педагога проводят исследования и выступают с ними на итоговой конференции. Лучшие работы могут принять участие в Областном конкурсе «Юные исследователи окружающей среды».
Методы диагностики знаний учащихся
При обучении по программе «Друзья природы» используются различные формы учета познавательной активности учащихся, а также разнообразные средства оценки результатов.
С этой целью к блоку «Друзья природы» прилагается рабочая тетрадь для учащихся. Дети заполняют эту тетрадь при изучении каждого раздела. Используются тестовые задания, загадки, кроссворды, головоломки и другие задания.
Промежуточный контроль осуществляется методами «мозгового штурма», самодиктантов, «веселых контрольных», контроля-эстафеты, викторин, конкурсов знатоков, «брейн-рингов» и т.п.
Итоговый контроль осуществляется при помощи тестовых заданий по каждому блоку.
Учебно-тематический план и содержание 1 года обучения
Учебно-тематический план и содержание 2 года обучения