Научное общество учащихся (НОУ) является самостоятельным формированием, которое объединяет учащихся школы, способных к научному поиску, заинтересованных в повышении своего интеллектуального и культурного уровня, стремящихся к углублению знаний как по отдельным предметам, так и в области современных научных знаний. Непосредственное руководство научным обществом учащихся осуществляет заместитель директора школы по научно-методической работе.

Положение о научном обществе учащихся должно быть рассмотрено на заседании совета научного общества и принято общим собранием членов научного общества учащихся. Собрание — это высший орган НОУ. Собрание проводится в начале учебного года (примерно в октябре) и только после того, как в школе изучены научные интересы учащихся и их отношение к научной деятельности. На общем собрании утверждается совет научного общества учащихся, в который входит не менее 5—10 человек, определяется состав каждой секции, утверждается название школьного научного общества учащихся, план его работы на год, принимаются эмблема и девиз.

Очень интересно, когда каждая научная секция готовит свою презентацию. Этот праздник может называться «Парад служения науке». Во время презентации ребята рассказывают, чем они собираются заниматься в своей секции, прогнозируют результаты работы секции и своей собственной деятельности.

Общее собрание научного общества учащихся проходит два раза в год. Заседания совета научного общества учащихся — 1 раз в месяц. Занятия в секциях проходят один раз в две недели. Научно-исследовательская конференция школы проходит 1 раз в год в феврале или в марте.

Цели и задачи научного общества учащихся

  • Расширение кругозора учащихся в области достижений отечественной и зарубежной науки.
  • Выявление наиболее одаренных учащихся в разных областях науки и развитие их творческих способностей.
  • Активное включение учащихся школы в процесс самообразования и саморазвития.
  • Совершенствование умений и навыков самостоятельной работы учащихся, повышение уровня знаний и эрудиции в интересующих областях науки.
  • Организация научно-исследовательской деятельности учащихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации.

Педагогический коллектив должен оказать реальную помощь в решении следующих задач:

  • овладеть знаниями, выходящими за пределы учебной программы;
  • почувствовать вкус к поисково-исследовательской деятельности;
  • научиться методам и приемам научного исследования;
  • научиться работать с литературой;
  • стать пропагандистами в значимой для себя области знаний.

Основные направления работы

Включение в научно-исследовательскую деятельность способных учащихся в соответствии с их научными интересами.

Обучение учащихся работе с научной литературой, формирование культуры научного исследования.

Знакомство и сотрудничество с представителями науки в интересующей области знаний, оказание практической помощи учащимся в проведении экспериментальной и исследовательской работы.

Организация индивидуальных консультаций промежуточного и итогового контроля в ходе научных исследований учащихся.

Привлечение научных сил к руководству научными работами учащихся.

Рецензирование научных работ учащихся при подготовке их к участию в конкурсах и конференциях.

Подготовка, организация и проведение научно-практических конфе­ренций, турниров, олимпиад.

Редактирование и издание ученических научных сборников.

Запись в научное общество учащихся

Запись в научное общество определяется на основании желания учащихся участвовать в научно-исследовательской работе, результатов диагностических исследований и рекомендаций учителей-предметников. Записываясь в научное общество учащихся, ученик пишет заявление.

Вступив в научное общество учащихся, ученик работает в одной из секций, в которой проходят не только консультации, но и регулярные занятия по развитию интеллектуального потенциала и творческих способностей. После того, как ребята определились с тематикой своих научных работ и секцией, в которой они будут работать, составляется четкое расписание занятий и консультаций по каждой секции научного общества учащихся и определяется место и время их проведения.

Совет научного общества учащихся рассматривает и утверждает тематику работы каждой секции, определяет педагогов, которые будут проводить занятия и консультации. В каждой секции для учащихся проводятся занятия, связанные с темой научной работы, и познавательные занятия.

 

Важнейшей задачей подготовительного этапа работы по развитию учебно-исследовательской деятельности в рамках малой академии наук явилось формирование такой структуры малой академии наук, которая позволяла бы оперативно решать возникающие проблемы, и, которая могла обеспечить объединение усилий всех заинтересованных лиц, образовательных учреждений систем высшего, среднего, общего и дополнительного образования для создания единого образовательного пространства, способствующего социальному и профессиональному самоопределению учащихся.

В соответствии с уставом организации на состоявшемся учредительном собрании из представителей ВУЗов, общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования был сформирован Совет регионального отделения малой академии наук. Совет малой академии наук задает основные теоретические положения исследовательской деятельности, программу ее реализации, технические задания на разработку программ, методических материалов, проектных заданий на реализацию мероприятий. Функционально эта группа является организационным центром реализации программы развития учебно-исследовательской деятельности.

Для реализации поставленных задач и эффективного функционирования регионального отделения малой академии наук был создан центр, координирующий работу научных школьных обществ и всех творчески работающих педагогов. Этот координационный центр малой академии наук выполняет следующие функции:

  • организует и проводит регулярные мероприятия: конференции, форумы, турниры, олимпиады, конкурсы, семинары для учащихся и педагогов;
  • осуществляет информационную деятельность; информирует школьные научные общества о готовящихся мероприятиях, собирает и доводит до всех членов организации информацию о проводящихся Всероссийских конкурсах;
  • совместно с органами образования, представителями ВУЗов проводит отбор, подготовку и организует участие делегаций от образовательных учреждений Тамбовской области во Всероссийских мероприятиях – конкурсах, конференциях;
  • организует для талантливых школьников, учащихся и юношества информационную среду с помощью современных средств информационных и коммуникационных технологий.

Одним важнейшим направлением деятельности координационного центра и всей программы развития малой академии наук является установление научного взаимодействия с ВУЗами, с ведущими учеными, поскольку субъектным центром данного проекта являются именно научные наставники, специалисты, лидеры в своих научных, технических и художественно-творческих областях, а значит носители культурных образцов и эталонов деятельности и ценностного отношения к этой деятельности.

На протяжении подготовительного периода реализации проекта активно велись консультации об участии представителей крупнейших ВУЗов в деятельности малой академии наук. Результатом этой работы стало подписание договоров о сотрудничестве между малой академией наук и ВУЗами региона и привлечение профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений к проведению мероприятий в рамках регионального отделения Малой академии наук.

Таким образом, в рамках, проводившейся совместной работы, нам удалось из ведущих ученых области, профессорско – преподавательского состава ВУЗов сформировать ученый Совет Малой академии наук.

Деятельность ученых и преподавателей ВУЗов в рамках ученого совета малой академии наук включает в себя несколько аспектов:

  • работа в составе экспертных советов во время проведения конкурсов и научно-практических конференций. Целью данной работы является анализ научно-исследовательских работ учащихся с последующей выработкой методических рекомендаций по совершенствованию представленных работ;
  • совместное со школьными учителями руководство научно-исследовательской деятельностью наиболее одаренных учащихся, их подготовка к участию во всероссийских конкурсах и олимпиадах;
  • проведение семинаров для учителей по вопросам методологии проведения научно-исследовательской работы, методики проведения исследовательских работ определенных направлений.

 

При разработке программы по развитию учебно-исследовательской деятельности обучающихся в рамках малой академии наук мы исходили из понимания исследовательской деятельности, как деятельности, связанной с решением обучающимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций.

Программа отличается:

  • адекватностью существующим в регионе условиям. Программа реалистична и реализуема, т.к. соответствует требуемым и имеющимся возможностям;
  • системностью т.к. охватывает все подсистемы и связи между ними и с внешней средой;
  • комплексностью (т. е. установлением взаимодействия между учреждениями общего, дополнительного, высшего профессионального образования, научных учреждений для решения поставленных задач);

Ключевым моментом и первоочередной задачей в реализации данной программы является объединение научных обществ учащихся в рамках единой организации – в нашем случае регионального отделения Общероссийской детской общественной организации «Общественная Малая академии наук «Интеллект будущего».

«Интеллект будущего» - один из лидеров интеллектуально-творческого образовании на Всероссийском уровня. Эта организация, объединяя в своих рядах школьные научные общества более 50 субъектов Российской Федерации, существует на протяжении уже более 30 лет и в настоящее время при поддержке Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации является координирующим центром Национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России» в рамках которой реализуется свыше 100 заочных и очных конкурсов, конференций, турниров, олимпиад, что дает возможность учащимся проявить себя в самых разнообразных сферах деятельности, предоставляет широкий спектр возможностей участия в исследовательской и экспериментальной работе.

Цель Малой академии наук - организация и координация научной, творческой, образовательной и культурной деятельности школьных научных обществ и всех творчески работающих педагогов в интересах творческого, интеллектуального и духовного развития детей и молодежи.

Задачи:

  • популяризация научных знаний среди детей и молодежи, формирование у них научного мировоззрения, повышение престижа науки;
  • вовлечение обучающихся детей и молодежи в научно-исследовательскую деятельность;
  • выявление и поддержка талантливых молодых исследователей;
  • приведение в единую систему проводимых в настоящее время конкурсов, конференций и других мероприятий, посвященных проблеме развития научно-исследовательской деятельности учащихся;
  • содействие развитию интеграции школьного и высшего образования, укрепление научных связей и взаимодействия с научными организациями, ведущими фундаментальные и прикладные исследования;
  • формирование постоянного состава экспертных комиссий областных конкурсов исследовательских работ обучающихся;
  • выработка единых критериев оценивания исследовательских работ обучающихся;
  • создание информационной системы по научно-исследовательской, проектной и другой творческой деятельности учащихся;
  • создание дополнительных условий для раскрытия творческих способностей детей и возможностей для их реализации в совместной с педагогами творческой деятельности;
  • организация системы семинаров для повышения компетентности педагогов в сфере организации исследовательской работы.

Объединение усилий всех заинтересованных лиц в рамках одной организации делает возможным распространение опыта работы, издание программ и методического обеспечения, создание системы мероприятий способствующих выявлению и организации поддержки молодых исследователей, вовлечению детей и молодежи в научно-исследовательскую деятельность, позволит действовать в едином информационном поле, участвовать в разнообразных исследовательских и методических проектах, создать единую базу данных о талантливых и одаренных детях, путях их самореализации и развития, будет содействовать развитию интеграции школьного и высшего образования, укрепление научных связей и взаимодействия с научными организациями, ведущими фундаментальные и прикладные исследования.

 

Талантливые, одаренные люди являются мощным ресурсом общественного развития, способным раскрыть перед страной перспективы социально-экономического, культурного и духовно-нравственного преображения. Забота об одаренных детях сегодня - это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни России в будущем.

Федеральная подпрограмма «Одаренные дети» указывает на необходимость дальнейшего обеспечения условий, способствующих максимальному раскрытию потенциальных возможностей одаренных детей. Данная подпрограмма нацеливает на выявление одаренности с раннего возраста, оказание адресной поддержки каждому ребенку, проявившему незаурядные способности, разработку индивидуальных образовательных маршрутов с учетом специфики творческой и интеллектуальной одаренности ребенка, а также на формирование личностного и профессионального самоопределения.

Таким образом, одним из приоритетных направлений образовательной политики является социально-педагогическая поддержка и развитие одарённых детей и молодёжи, как бесценного достояния и основного интеллектуального и творческого потенциала страны.

В этой связи ведется активная работа по разработке теоретических основ и практических мероприятий по работе с одаренными детьми, что предусматривает среди прочих мероприятий работу с интеллектуально одаренными детьми в рамках Малой академии наук (МАН) и развитие учебно-исследовательской деятельности обучающихся.

В концепции развития системы работы с одаренными детьми в подчеркивается, что в настоящее время образование должно стать не только инструментом тиражирования информации по отдельным предметам, но и включать в процесс образования самое главное – освоение учащимися методов и методологии получения знаний. Акцент в этой связи переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. А для этого, в свою очередь нужно найти дополнительные формы образовательной деятельности, в которых интеллектуально одаренные дети могли бы принять участие на основе интереса к тому или иному направлению.

Одной из таких форм является исследовательская деятельность обучающихся в рамках малой академии наук, объединяющего школьные научные общества (научные общества учащихся – НОУ). В контексте концепции развития системы работы с одаренными детьми мы можем рассматривать малую академию наук, как особое культурное пространство самостоятельного диалога наук и культур, как особую область, где объективные задачи образования соединены с личностными.

Организация исследовательской деятельности интеллектуально одаренных детей в рамках малой академии наук имеет ряд аспектов характерных для системы дополнительного образования:

  1. гибкие образовательные программы, выстраиваемые в соответствии со спецификой выполняемой задачи, склонностями и способностями конкретного обучаемого;
  2. наличие индивидуальных форм работы педагога и обучаемого — групповые и индивидуальные занятия и консультации, выездные мероприятия, семинары и конференции;
  3. направленность на свободный выбор ребенком видов и форм деятельности, формирование его собственных представлений о мире, развитие познавательной мотивации и творческих способностей.

Деятельность малой академии наук и входящих в ее состав школьных научных обществ связана не просто с удовлетворением потребностей учащихся в дополнительном образовании, а с возможностью образовательных учреждений комплексно охватить каждого учащегося в соответствии с его талантами и желаниями. Только при таком условии можно адекватно отслеживать и корректировать личностный рост учащихся, направленность интересов и будущий профессиональный выбор. Таким образом, помимо познавательного, развивающего значения, самостоятельная исследовательская деятельность в рамках школьного научного общества имеет и еще одно немаловажное значение - социально-психологическую адаптацию личности учащегося, преодоление некомфортности одаренного ребенка, формирование успешности, подготовку к самостоятельной жизнедеятельности в современных социально-экономических условиях.

Таким образом, работа с интеллектуально одаренными детьми в рамках школьных научных обществ, их обучение умениям и навыкам исследовательского поиска, на данном этапе становится одной из важнейших задач системы образования, которая должна решаться на основе интеграции усилий учреждений общего и дополнительного образования.

 

Читайте также по данной теме

Яндекс.Метрика