Игры по правилам дорожного движения (ПДД) для детей позволяют быстрее и эффективнее выучить важные правила, которые должен знать каждый ребенок. В данной подборке игр каждый учащийся сможет изучить правила дорожного движения, которые направлены на то, чтобы максимально обезопасить жизнь пешеходов. Любой ребенок должен знать, что переходить дорогу можно только по специальным переходам, что на проезжей части играть нельзя и т.д. Игры по правилам дорожного движения (ПДД) для детей позволяет закрепить все эти знания на практике.

 

Игра «Передать донесение»

Играющие делятся на две команды. Выходит первая команда, участники строятся в шеренгу на расстоянии три шага друг от друга. Руководитель говорит тихо капитану термин или дорожный знак, капитан передает жестами информацию следующему участнику и так далее, пока последний не получил донесение. Выигрывает команда, правильно передавшая текст. Команда-соперница следит, чтобы термин не озвучивался, а сами имеют возможность заработать 1 балл за перехват донесения.

 

Игра «Красный, желтый, зеленый»

Играющие рассчитываются по три. Первые номера – красные, вторые – желтые, третьи – зеленые. Каждая тройка (красный, желтый, зеленый) берется за руки, образуя кружок. Водящий стоит в центре площадки. Руководитель поднимет жезл, показывая сигнал светофора и дублирует его свистком. Те к кому относится сигнал (или красные, или желтые, или зеленые), должны поменяться местами, а водящий в это время старается занять любое освободившееся место. Если не сумеет это сделать то становится красным, а оставшейся без места – водящим. По команде «Желтый» или «Зеленый» меняются местами другие игроки.

В разгар игры можно подать команду «Желтый и красный!», «Желтый, красный, зеленый!» тогда все игроки должны поменяться местами.

 

Игра «Дорожные знаки»

Используются запрещающие, предписывающие, приоритета, предупреждающие знаки. Играющие становятся в круг, водящий стоит в центре. Подойдя к кому либо из играющих, водящий говорит одно из четырех слов: «запрещающие, предупреждающие, предписывающие; приоритета» – и считает до 5. За это время играющие должны по очереди назвать по одному из дорожных знаков названной группы.

Кто не успел дать или дал неверный ответ – выходит из круга. Потом водящий обращается к следующему по порядку игроку и т.д. Неожиданно вместо четырех указанных слов водящий говорит кому-нибудь «огонь», при этом все играющие должны поменяться местами, а водящий становится на чье-нибудь место в кругу. Последний, не успевший встать в круг, становится водящим.

 

Игра «Запомни знаки»

Нарисуйте на отдельных листах бумаги знакомые детям дорожные знаки и приколите каждому из играющих на спину один из них. Никто не должен знать, у кого какой знак приколот. Затем объявите, что по сигналу все ребята разойдутся и в течение трех минут каждый постарается узнать и запомнить как можно больше дорожных знаков. Трудность состоит в том, что играющим надо увидеть знаки на спине у других, но в то же время не показать своего знака. Надо предупредить ребят о том, что во время игры нельзя стоять на месте, прислоняться спиной к стене, задерживать руками, необходимо непрерывно двигаться и одновременно изворачиваться, чтобы скрыть свой знак.

Через три минуты подается второй сигнал, играющие становятся спиной к стене. Каждому дают бумагу и карандаш и предлагают записать название всех дорожных знаков, которые он сумел подглядеть.

Выигрывает тот, кто назвал больше дорожных знаков и при этом сумел утаить свой.

 

Игра «Повтори-ка»

Один из играющих называет какой-нибудь дорожный знак определенной группы, например: «Въезд запрещен». Следующий повторяет: «Въезд запрещен» и от себя добавляет название другого знака этой группы: «Движение запрещено», третий говорит: «Въезд запрещен», «Движение запрещено» и добавляет: «Поворот направо запрещен». И так каждый следующий игрок перечисляет все названные ранее дорожные знаки и еще новый знак.

Если кто-то не сумеет повторить названия всех дорожных знаков или перепутает их порядок, он выбывает из игры. Побеждает тот, у кого лучше память.

 

Игра «Пантомима»

1. Вызывают двух играющих. Они становятся лицом к зрителям, но друг друга видеть не должны (их можно разделить ширмой).

Играющие одновременно движениями, мимикой изображают то, что предлагает им руководитель. Зрители оценивают, кто сумел это сделать лучше. Можно например предложить играющим изобразить:

  1. Юного инспектора движения, который дежурит на посту в сильный мороз.
  2. Нарушителя правил дорожного движения.
  3. Юного инспектора движения читающего нотацию нарушителю ПДД.

Хорошо это проводить под музыку.

 

Игра «Передай жезл»

Играющие выстраиваются в круг. Руководитель передает жезл регулировщика играющему, который стоит слева от него, тот передает следующему. Обязательное условие - принимать жезл правой рукой, затем переложить в левую руку, а потом подать левой рукой другому участнику. Передача жезла идет под музыку, как только музыка обрывается, передачу прекращают, и тот у кого в руках окажется жезл, должен сказать пословицу на дорожную тему. Если он не вспомнил или повторил ранее звучавшую пословицу, то выбывает из игры. Побеждает тот кто знает больше пословиц и поговорок на тему дорога. (Можно использовать знания отдельных пунктов Правил дорожного движения).

 

Игра «Дорожная эстафета»

Две команды выстраиваются в колонны по одному. Перед командами на расстоянии 5 метров стоят столы, на которых лежат дорожные знаки. По команде руководителя первые номера прыгают на одной ноге до столов, выбирают по одному дорожному знаку соответствующей группы. Выигрывает команда, которая быстрее закончит игру и правильно выложит все знаки.

Актуальность программы

Данная программа создана для того, чтобы обеспечить духовно-нравственное становление подрастающего поколения, привить любовь к Родине, ведь краеведческая деятельность является одной из форм общения, воспитания и оздоровления учащихся. Программа состоит из двух блоков: краеведческого и экологического. Объединение этих блоков в одну программу является закономерным, так как любовь к Родине включает в себя не только любовь к её историческому прошлому, памятникам культуры, но и любовь к природе.

Организация летней профильной смены на базе научного культурно-просветительского ноосферного центра им. В.И.Вернадского позволяет построить работу так, чтобы как можно более рационально использовать материально-техническую базу и накопленные ресурсы данного центра. В таких условиях осуществляется системный, непрерывный подход к развитию познавательных способностей, создаётся единое информационное пространство, формируется духовно-нравственный стержень, который помогает детям воспитать гражданственность и патриотизм. Проведение летних экологических смен даёт возможность осуществлять не только образовательную и воспитательную деятельность, но и помочь развивать таланты ребят посредством ведения занятий по интересам педагогами дополнительного образования.

Цель программы:

развитие познавательного интереса обучающихся в изучении краеведения и экологии.

Задачи:

  • приобщить обучающихся к самостоятельной поисково-исследовательской деятельности;
  • воспитать личность, осознающую свою связь с историей малой родины и национальной культурой;
  • обобщить и интегрировать знания о водных объектах, прилегающих к дому-музею В.И.Вернадского;
  • выработать практические умения в гидробиологии;
  • воспитать у детей чувства патриотизма, бережного отношения к природному и культурному наследию.

Программа несет большую нравственно-патриотическую нагрузку – более подробное знакомство с историей родного края стимулирует интерес школьников к занятиям прикладным краеведением, что является необходимым условием воспитания активной жизненной позиции.

Программа:

  • носит системный, плановый характер;
  • имеет тесную связь с учебными программами по предметам;
  • учитывает возрастные особенности учащихся;
  • нацелена на развитие познавательных интересов;
  • имеет здоровьесберегающую направленность.

Формы проведения занятий: лекции, экскурсии, деловые игры, тренинги, практические занятия, ролевые игры, дискуссии. Используются современные Интернет-технологии, метод проективной деятельности.

Методы обучения: словесный, наглядный, поисковый, исследовательский.

По окончании занятий дети выполняют исследовательские проекты «Экономические и социальные преобразования В.И.Вернадского в селе Подъём» и «Изучение биогеоценоза водной среды».

Реализация данной программы вызвана необходимостью организации активного отдыха и обучения детей в летнее каникулярное время средствами краеведческой деятельности. Учащиеся получат знания о родном крае, навыки краеведческого поиска, интересно отдохнут, оздоровятся и закалят себя. Вариативность программы позволяет принимать участие в данной летней лагерной смене не только детям и подросткам, получившим объем знаний в учебных объединениях и клубах, но и неподготовленным группам детей.

Этапы реализации программы

I. Организационный этап:

  • размещение детей на базе ресурсного центра;
  • формирование групп (по возрасту, по направлениям деятельности);
  • работа по организации устройства лагеря (определение и принятие свода правил поведения в лагере, программы работы лагеря);
  • организация самоуправления в группах, в лагере.

II. Основной этап:

  • мастер – классы по программе летней профильной смены;
  • практические занятия по гидробиологии;
  • экскурсии и тематические занятия;
  • оздоровительные мероприятия;
  • культурно-массовые мероприятия;
  • выполнение исследовательских проектов.

 

Учебно-тематический план

1
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
1.6
2
2.1 
2.2 
2.3 
2.4 
2.5 
2.6 
 
Наименование раздела, темы
Краеведение
Историческое прошлое родного края 
В.И.Вернадский и Тамбовский край
Научная и общественная деятельность В.И.Вернадского 
Православная культура родного края 
Экскурсии 
Подготовка проекта 
Экология
Экскурсия на водоемы прилегающей территории
Изучение фауны, прибрежной растительности и водных объектов
Определение физических свойств воды пруда
Определение химических свойств воды пруда
Изучение изменения окраски рыб в зависимости от грунта
Знакомство с мониторингом качества водной среды
 ИТОГО
Всего часов
 24
 2
 4
 2
 6
 8
 2
12
2
2
2
2
2
2
36
Теория
8 
2
2
2
2
 -
 -
-
-
Практика
16 
2
-
4
8
2
12 
28 

 

 

Содержание программы

Раздел 1. Краеведение (24 час.)

Тема 1.1. Организационное занятие. Историческое прошлое родного края

Лекция. Историческое краеведение как наука. Формы организации краеведения. Понятие «родной край». История края. Выдающиеся люди края. Памятные места края. Памятники истории и культуры родного края и их значение: научное, историческое и художественное. Народное творчество.

Тема 1.2. В.И.Вернадский и Тамбовский край.

Лекция. Историческое прошлое села Подъём. История дворянской усадьбы. Родословная семьи Вернадских. В.И.Вернадский и Вернадовка. Потомки В.И.Вернадского.

Экскурсия по музею-усадьбе В.И.Вернадского и по территории бывшей усадьбы.

Тема 1.3. Научная и общественная деятельность В.И.Вернадского

Лекция. Общественно-политическая деятельность В.И.Вернадского. Хозяйственная деятельность В.И.Вернадского в контексте экологической ситуации в Тамбовской губернии в конце 19 – начале 20 века. Научная деятельность и геологические исследования В.И.Вернадского. Партийная деятельность В.И.Вернадского.

Тема 1.4. Православная культура родного края

Лекция. Основы православной культуры и её памятники на территории родного края. История церковного строительства. Тамбовская Епархия. Храмы и монастыри Тамбовской области. Святитель Питирим, Марфа Тамбовская и другие. Возрождение православных святынь. Мамонтова пустынь, Трегуляевский монастырь и другие святыни земли Тамбовской.

Экскурсия в с. Бояровка Пензенской области на святой источник.

Тема 1.5. Экскурсии

«На родину трёх Героев Советского Союза» в с.Осино-Гай Гавриловского района;

«Моршанск – старый и новый».

Тема 1.6. Подготовка проекта «Экономические и социальные преобразования В.И.Вернадского в селе Подъём»

 

Раздел 2. Экология

Тема 2.1. Экскурсия на водоёмы прилегающей территории

Практическое занятие. Знакомство с водными объектами, прилегающими к дому-музею В.И.Вернадского. Изучение, зарисовка, составление схемы изучаемой территории.

Тема 2.2. Изучение фауны, прибрежной растительности и водных объектов. Камеральная обработка данных

Практическое занятие. Определение основных видов прибрежной, водной растительности прудов. Исследование зообентоса. Работа с определителями растений и животных.

Тема 2.3. Определение физических свойств воды пруда. Камеральная обработка данных

Практическое занятие. Взятие проб отбора воды из разных прудов. Подготовка воды к анализу. Определение органолептических свойств воды.

Тема 2.4. Определение химических свойств воды пруда. Камеральная обработка данных.

Практическое занятие. Взятие проб отбора воды из разных прудов. Подготовка воды к анализу. Способы консервации и сроки анализа воды.

Тема 2.5. Изучение изменения окраски рыб в зависимости от грунта. Камеральная обработка данных.

Практическое занятие. Изучение рыб. Выявление видового состава. Изучение изменения окраски рыб на примере карася.

Тема 2.6. Знакомство с мониторингом качества водной среды на основе морфофизиологических особенностей рыб. Камеральная обработка данных.

Практическое занятие. Мониторинг качества водной среды посредством морфофизиологической особенности карася. Распространение биотопы, их численность, биология и практическое значение.

III. Заключительный этап:

  • защита учебно-исследовательских проектов;
  • награждение победителей;
  • подведение итогов смены.

 

Ожидаемые результаты:

осознание понимания и сопричастности к историческому наследию своей малой Родины;

сформированность устойчивого интереса к краеведческой деятельности;

расширение знаний об истории усадьбы, семьи Вернадских, мест, связанных с исследованиями В.И.Вернадского;

расширение знаний о влиянии человека на природу;

сформированность умений проводить исследования, обрабатывать собранные материалы;

сформированность навыков оформления и представления результатов исследований в различных учебных и реальных ситуациях;

овладение детьми навыками общения друг с другом и с окружающей средой;

физическое и духовное оздоровление.

Актуальность программы:

Туристско-краеведческая деятельность является одной из форм общения, воспитания и оздоровления подростков. В последние годы возрастает интерес к отечественной истории, краеведению, что способствует воспитанию уважения к истокам, национальным традициям, местной культуре, природному достоянию.

Реализация данной программы вызвана необходимостью организации активного отдыха и обучения детей не только в летнее каникулярное время, но и в течение года средствами туристско-краеведческой деятельности.

В период сессий учащиеся смогут приобрести первоначальные знания и умения на теоретических и практических занятиях, во время походов, соревнований.

Дети получат знания о родном крае, навыки краеведческого поиска и музейного дела, испытают себя в туристском походе, соревнованиях.

Вариативность программы позволяет принимать участие в данной лагерной смене не только детям и подросткам, получившим объем знаний в учебных объединениях и клубах, но и неподготовленным группам детей.

Основу программы составляет туристский компонент, который в сочетании с краеведением традиционно является эффективным средством воспитания, обладает большим образовательным потенциалом и создает условия для духовного, интеллектуального, физического развития личности.

Туристско-краеведческая составляющая программы обладает рядом преимуществ:

  • разнообразием активных форм организации деятельности,
  • сочетанием спорта и активного досуга,
  • совпадением интересов детей и взрослых,
  • доступностью.

Цель программы:

организация активного отдыха и обучения в летнее каникулярное время, направленная на воспитание гражданственности и патриотизма средствами туризма и краеведения.

Задачи программы:

воспитание чувства любви к родному краю, Родине, героическому прошлому народа;

формирование системы отношения, основанных на принципах общечеловеческой морали, развитие чувства товарищества и взаимопомощи;

создание условий для углубления, практического освоения и закрепления знаний, умений и навыков по туристской подготовке, действий в экстремальных ситуациях;

приобщение детей к здоровому образу жизни;

развитие у детей творческих способностей и умений самостоятельно заниматься поисково-исследовательской деятельностью.

Реализация данной программы рассчитана на срок одной полной лагерной смены, возраст участников 10-15 лет.

Предполагаемая база реализации программы – летний оздоровительный лагерь.

Ресурсное обеспечение:

Рекомендуемый список группового и личного снаряжения, необходимого для проведения профильной лагерной смены.

Методические разработки к программе.

Формы подведения итогов: соревнования по видам туризма, викторина по краеведению.

Этапы реализации программы

I. Организационный этап:

  • размещение на базе летнего лагеря;
  • формирование групп (по возрасту, по направлениям деятельности);
  • работа по организации устройства лагеря (определение и принятие свода правил поведения в лагере, программы работы лагеря);
  • организация самоуправления в группах, в лагере.

II. Основной этап:

  • мастер - классы по программе летней по программе летней профильной смены;
  • практические занятия по видам туризма;
  • оздоровительные мероприятия;
  • культурно-массовые мероприятия;

Учебно-тематический план

1
1.1
1.2
1.3
2
2.1 
2.2 
2.3 
 
Наименование раздела, темы
Краеведение
Историческое прошлое родного края 
Культура родного края 
Памятники природы родного края 
Туристская подготовка
Техника пешеходного туризма
Техника водного туризма
Топография и ориентирование
 ИТОГО
Всего часов
 12
 4
 4
 4
30
15
10
5
42
Теория
 9
 3
 3
 3
12 
Практика
0,5 
0,5
2
21 
10 
30 

 

 

Содержание программы

Раздел 1. Краеведение.

Тема 1.1.Историческое прошлое родного края

Теория. Историческое краеведение как наука. Формы организации краеведения. Понятие «родной край». История края. Выдающиеся люди края. Памятные места края. Родной край сегодня. Борьба жителей края против иноземных захватчиков. Край в Великой Отечественной войне. Знатные земляки – герои войны. Партизаны – наши земляки. Герои Советского Союза – наши земляки. Полные Кавалеры Ордена Славы – наши земляки. Героический подвиг наших земляков.

Практическое занятие. Викторина по теме занятия.

Тема 1.2.Культура родного края

Теория. Памятники истории и культуры родного края. Памятники истории и культуры и их значение: научное, историческое и художественное. Памятники культуры. Народное творчество. Современная культурная жизнь родного края.

Практическое занятие. Викторина по теме занятия.

Тема 1.3.Природные памятники родного края

Теория. Природные памятники области (Кольцевые овраги. Галдым. Татарский вал. Ростов сад. Святой источник в с. Горелое), природные памятники (Дерево любви, р. Мошляйка).

Практическое занятие. Экскурсия к природным памятникам.

Раздел 2. Туристская подготовка

Тема 2.1 Пешеходный туризм

Теория. Виды туризма. Туристские маршруты родного края. Снаряжение личное и групповое. Устройства бивуака. Приготовление пищи. Основные узлы. Преодоление препятствий. Подготовка к походу (выбор маршрута, составление плана похода, смета, набор продуктов, документация).

Физическая подготовка туриста (по видам туризма). Обеспечение безопасности в походе. Личная гигиена туриста и доврачебная помощь.

Практические занятия. Составление списков личного и группового снаряжения. Установка палаток, устройство очага. Составление наборов продуктов и меню. Страховочные узлы. Выполнение упражнений утренней зарядки и специальных видов упражнений. Оказание первой доврачебной помощи и переноска пострадавшего, изготовление носилок из подручных материалов, комплектование походной аптечки.

Соревнования по туристской технике.

Тема 2.2. Водный туризм

Теория. Специфика водных путешествий, их преимущества и недостатки. Элементы гребли. Управление байдаркой. Способы преодоления естественных препятствий. Обеспечение безопасности.

Практические занятия. Техника гребли на байдарках: работа рук, положение корпуса и ног, ритм и темп. Управление байдаркой с помощью весел и руля. Выполнение команд рулевого. Основные маневры: посадка, отход от берега, подход к берегу, высадка. Преодоление мели, зарослей камыша, встречного и бокового ветра.

Соревнования по технике водного туризма.

Тема 2.3. Топография и ориентирование

Теория. Карта географическая и топографическая. Условные знаки. Масштаб. Устройство компаса и пользование им. Копирование и увеличение карт. Схема маршрута. Глазомерный набросок плана местности (кроки).

Ориентирование по карте, компасу и различным особенностям местных предметов. Азимут. Нахождение на карте точки своего стояния.

Практические занятия. Топографические игры, решение топографических задач. Копирование и увеличение карт, изготовление схемы маршрута. Определение азимутов на местности, движение по азимуту. Пользование картой, компасом, определение сторон горизонта.

III. Заключительный этап:

- проведение соревнований по видам туризма;

- награждение победителей.

Ожидаемые результаты

Данная программа:

формирует систему межличностных отношений, основанных на принципах общечеловеческой морали;

способствует физическому и духовному оздоровлению;

формирует устойчивый интерес и увлечение туристско-краеведческой деятельностью.

На занятиях, экскурсиях, соревнованиях подростки научатся:

осознанному пониманию и сопричастности к историческому наследию своей малой Родины;

проводить исследования, обрабатывать собранные материалы;

записывать воспоминания, проводить интервью с участниками событий;

составлять план путешествия и разрабатывать маршрут;

ориентироваться на незнакомой местности при помощи карты, компаса и по различным особенностям местных предметов;

ставить палатку, разводить костер;

оказывать первую доврачебную помощь.

 

В последние годы, одной из самых перспективных форм организации летнего отдыха детей являются так называемые профильные лагеря или смены. Предпосылкой этому послужило то, что подход к организации летнего лагерей кардинально изменился. Профильные смены выполняют очень важную миссию – летний отдых сегодня – это не только социальная защита, это еще и площадка для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка, что создает условия для социализации молодого человека с учетом реалий современной жизни.

Помочь детям интересно отдохнуть, получить новые позитивные впечатления, опыт разнообразной самостоятельной творческой деятельности и общения с интересными людьми, развить свои способности, научиться понимать себя и других – вот основные задачи, которые решаются при проведении профильных смен. Ведь именно во время летних каникул можно создать комфортное социально-образовательное пространство для взаимодействия и творчества детей.

“Профильная смена” – форма учебно-воспитательной работы, при которой учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создаются условия для максимального развития в соответствии с их познавательными и профессиональными намерениями.

По абсолютному убеждению большинства теоретиков, воспитательное пространство детского оздоровительного лагеря является уникальным фактором социализации и адаптации ребенка во временном детском коллективе, а значит, требует осознанного подхода: научной разработки, поэтапного формирования последовательного развития, наконец, анализа получаемых результатов.

Пребывание в летнем оздоровительном лагере для каждого ребенка – время получения новых знаний, приобретения навыков и жизненного опыта. Это возможно благодаря продуманной организованной системе планирования лагерной смены. Летние профильные смены подразумевают:

  • проведение работы с детьми, сочетающей развитие и воспитание ребят с оздоровительным отдыхом;
  • создание благоприятных условий для укрепления здоровья и осмысленного отношения каждого к своему здоровью;
  • сокращение детского и подросткового травматизма;
  • профилактику детской и подростковой безнадзорности, правонарушений в летний период;
  • формирование навыков общения и толерантности, культурного поведения, санитарно-гигиенической и экологической культуры;
  • привитие навыков здорового образа жизни и культуры поведения;
  • развитие творческих, организаторских, интеллектуальных способностей детей;
  • создание условий для самоопределения каждого ребёнка через выявление его интересов и способностей;
  • расширение сферы познавательных интересов об окружающем мире;
  • обучение нормам социальной жизни, культуре взаимоотношений;
  • создание доброжелательной атмосферы, способствующей ориентации ребёнка на положительные действия и поступки.

 

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОФИЛЬНОЙ СМЕНЫ В ДЕТСКОМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЦЕНТРЕ

Моделью называют формальное выражение существенных элементов проблемы в образной или математической форме. Мы постоянно имеем дело с моделями, создаем их для исследования собственных проблем, хотя и не называем их именно так. Мы просто окружены ими: выкройки, планы, договоренности, картины, музыка и многое другое представляют собой физические, знаковые, житейские, художественные модели.

Если мы говорим о профильной смене, то уже понимаем, что в процессе пребывания в детском лагере ребенок не только отдыхает и оздоравливается, но и получает знания, опыт, непосредственно того профиля (содержания), на котором основывается вся воспитательная и учебная работа в данном лагере.

Перед реализацией программы (проекта смены) организатору необходимо проработать и учесть не только цели, содержание, но и те факторы, которые могут оказывать воздействие на воспитательный процесс в ДОЛ.

Подобный подход позволит минимизировать риск от непреднамеренных отрицательных воздействий воспитателей и воспитанников, в целом, создавая условия компенсации и комфорта воспитанников, позволяя решать более сложные воспитательные задачи.

Итак, говоря о моделировании, мы выделяем рад существенных этапов в осуществлении данного процесса.

  1. Составление концептуальной модели смены.
  2. Составление целеопределяющей модели смены.
  3. Составление структурной модели смены
  4. Составление игровой модели смены
  5. Составление содержательной модели смены
  6. Составление кадровой модели смены

 

Концептуальная модель смены

Концептуальная модель смены – это обоснование общих подходов, лежащих в основе воспитательной системы лагерной смены.

Воспитательная система включает содержательный компонент (комплекс воспитательных целей и задач, характер и содержание деятельности, направленной на реализацию целей, сеть отношений, складывающаяся между участниками деятельности) и технологический (арсенал средств и приемов организующего, развивающего и воспитывающего характера). В связи с этим принципы организации жизнедеятельности можно рассматривать как содержательные и организационные.

К первой группе мы относим принципы:

  1. Признание самоценности личности ребенка.
  2. Признание периода детства как самоценного этапа жизни ребенка.
  3. Определение целей и задач, функций лагеря с учетом обобщенной характеристики детей.
  4. Адекватность воспитательной системы центра системе социальных отношений.
  5. Целостный подход к развитию личности ребенка.
  6. Развивающий характер деятельности в центре.
  7. Дифференцированный подход к включению в деятельность.
  8. Преемственность, систематичность и последовательность в организации деятельности центра.

Ко второй группе относятся организационные принципы, определяющие методы, приемы, и средства взаимодействия с детьми и детей друг с другом.

  1. Активного участия детей в организации жизнедеятельности центра.
  2. Обязательного анализа дел, отношений, поступков.
  3. Организация общественно и лично-значимой деятельности.

 

Целеопределяющая модель смены

Основная цель воспитателя создать условия для реализации потенциала воспитанника, основываясь на индивидуальности его развития, и формирование у него готовности к выполнению разнообразных функций в обществе.

Анализируя предшествующий опыт, накопленный педагогикой, мы утвердились во мнении, что воспитание возможно только через ту деятельность, которая присуща данному возрасту. Цель воспитательного процесса мы сформулировали так: формирование деятельностного отношения воспитанника к себе, к людям, которые его окружают, к миру, в котором он живет.

Формирование отношения к себе решается в процессе воспитания через ряд задач:

  • организация заботы о себе в процессе деятельности;
  • регулирование своего поведения;
  • самоопределение, самоутверждение и самовыражение в деятельности;

Формирование отношения к людям – осуществление трех задач:

  • познание людей в процессе общения;
  • регулирование своих норм с нормами других людей;
  • забота о других людях.

Формирование отношения к миру возможно через его познание во всем многообразии форм и через организацию познавательной деятельности воспитанника.

Воспитательный процесс включает в себя различные виды деятельности:

  • познавательная деятельность (знакомство с природой Родного края, туризм, медицина, экология);
  • ценностно-ориентационная деятельность (выработка норм поведения в лесу, общения между людьми);
  • коммуникативная деятельность (организация коллективного творчества);
  • преобразовательная (организация самообслуживания);
  • физическая (организация спортивных мероприятий).

 

Структурная модель смены

Структурная модель летней профильной смены – это представление о содержании дней и этапов смены в соответствии с целым рядом факторов: логикой развития лагерной смены, логикой эмоционального развития, соотношения отрядных и общелагерных дел в разные периоды смены, особенностями воспитательной системы детского центра, особенностями контингента воспитанников.

В любой смене в независимости от ее продолжительности, специфики выделяют 5 периодов: подготовительный, организационный, основной, итоговый, постлагерный.

Подготовительный период неограничен во времени. Это период подготовки воспитателей к проведению смены, формированию содержания и способности воспитателей реализовать его.

Это период, в котором мотивируется участие воспитанника в профильной смене.

Организационный период – первые 3 дня, если смена 18-21 день; 1 день, если смена 10 дней. Организационным он является, потому что происходит адаптация ребенка к новым условиям быта, окружению, особенностям питания, санитарно-гигиеническим условиям и т.п.

Главное условие успешной адаптации ребенка – это формирование доброжелательных отношений внутри коллектива. Важно создать условия для самораскрытия ребенка, реализации его потребностей и интересов.

Это период установления правил, законов, традиций, внутри коллектива и в лагере в целом. Необходимо педагогу сделать так, чтобы правила были не навязаны сверху, а разработаны и приняты самим детским коллективом. Опыт показывает, что многие педагоги используют в своей практике “Орлятские законы”, совершенно не объясняя, зачем они нужны. Педагог должен помнить, что любое правило (Закон) должно приниматься коллективно и работать.

Основной период смены – это период реализации целей и задач смены, личностной самореализации детей.

Он делится на два самостоятельных и взаимопроникающих этапа:

  • учебно-демонстрационный;
  • демонстрационно-закрепляющий.


На первом этапе происходит:

  • овладение ребенком знаниями и умениями в соответствии с профилем лагерной смены; правилами, позициями, ролями, отвечающими ожиданиям и интересам подростков;
  • организация деятельности воспитанников, закрепляющей приобретенные навыки и мотивирующей на дальнейшее овладение учебной программой.
  • корректировка ценностно-ориентационной сферы подростка.


На втором этапе происходит:

  • организация разнообразной творческой деятельности при активном включении детей в ее подготовку и проведение;
  • демонстрация полученных знаний, умений и навыков на уровне самодеятельности и самоорганизации;
  • корректировка межличностной сферы взаимоотношений;
  • анализ поведения и деятельности воспитанников.


Заключительный период – время подведения итогов, определения степени результативности проведенной программы. Итоговый период в большей степени настроен не на прощание, а на ожидание дальнейшей реализации программы, новой радостной перспективы.

Постлагерный период – это период реализации задуманного в течение смены. Это встреча с отрядом, коллективом всей смены, для реализации программы последействия, формирование детских коллективов, базирующихся на профильном интересе к смене и подготовке вместе с ними следующей смены.


Эмоциальные ритмы лагерной смены

Разработка структурной модели смены осуществляется с учетом закономерностей эмоционального развития временного коллектива, определенных в работах А.Н. Лутошкина. В эмоциональном развитии коллектива существует выраженная пульсация эмоциональных состояний. Это явление получило название “маятникового эффекта”.

Раскачивание эмоционального маятника происходит с определенной периодичностью, создавая эмоциональный ритм жизни коллектива.

Эмоциональные подъемы большой силы не задерживаются долго в крайней точке, за ними следует спад настроения. Попытки удержать состояние подъема за счет эмоционально насыщенных дел приводят к самопроизвольному включению механизма “маятника”. В свою очередь задержка эмоциональных состояний в положении “спад” вызывает симптомы “эмоционального голода”.

В течение смены имеет место общий эмоциональный ритм, который характеризуется единым циклом с четко просматриваемыми тремя фазами (подъем – спад – подъем). Первая и третья фазы характеризуются высокой тональностью и большой динамичностью эмоциональных состояний; вторая фаза характеризуется снижением частоты эмоциональных состояний.

Преобладает уравновешенный спокойный тон настроения.

Фазы эмоционального цикла
1 фаза
2фаза
3 фаза
Смена 21 день
1-6
7-16
17-21
Смена 10 дней
1-3
3-7
8-10

 

Учет закономерностей эмоционального развития дает возможность сознательно конструировать эмоциональный ритм жизни коллектива, располагая в плане работы дела в зависимости от их “эмоциогенности”.

При составлении планов работы на день учитывается чувствительность детей к определенным видам деятельности в разное время дня.

Время дня
Утро
День
Вечер
Вид деятельности
Познавательная
Физическая
Ценностно-ориентационная

 

При разработке содержания важно учитывать соотношение общелагерной и отрядной деятельности в разные периоды смены.

Периоды смены
Орг. период
Основной период
Итоговый период
Общелагерные дела
30%
50%
30%
Отрядные дела
70%
50%
70%

 

 

 

Летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени школьников, но далеко не все родители могут предоставить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых. Нередко дети предоставлены сами себе, отсутствует должное внимание к ним со стороны взрослых, не налажена организация досуга детей.

В связи с этим на первый план выходят вопросы обеспечения безопасности ребенка в период летних каникул.

Актуальность и практическая значимость вопроса профилактики и предупреждения дорожно-транспортного травматизма среди детей и подростков в летний период, прежде всего, обусловлена сложившимся положением с детским дорожно-транспортным травматизмом, которое свидетельствует о незнании и не соблюдении детьми Правил дорожного движения, о неумении правильно ориентироваться в дорожной обстановке.

С 1974 года стали создаваться отряды юных инспекторов движения, основная цель которых заключается в воспитании гражданственности, высокой общей культуры, коллективизма, профессиональной ориентации, широкого привлечения обучающихся к организации пропаганды безопасного поведения на дороге среди сверстников и детей младшего школьного возраста.

В настоящее время движение отрядов ЮИД расширилось, приобрело ярко выраженный профориентационный характер. Это потребовало пересмотреть подходы к подготовке юных инспекторов движения, направленных на формирование осознанно-образцового участника дорожного движения, ответственного водителя, будущего сотрудника ГИБДД.

Одной из эффективных форм профилактики детского дорожно-транспортного травматизма является организация и проведение массовых мероприятий, которые способствуют развитию мотиваций у детей и подростков к соблюдению правил дорожного движения и безопасному поведению на дорогах.

Учитывая все вышеизложенное, возникла необходимость создания программы летней профильной смены для юных инспекторов движения, призванной помочь участникам в формировании навыков современной транспортной культуры во взаимоотношении с различными категориями участников дорожного движения.

Данная программа носит социально-педагогическую направленность: создаются условия для социальной практики ребенка в сфере дорожного движения, накопления нравственного и практического опыта.

В программе делается акцент на особенности работы детского объединения юных инспекторов движения, направленные на формирование грамотного участника и убежденного пропагандиста правил дорожного движения, способствующие формированию внутренней мотивации у ребенка осознанной необходимости безопасного поведения на дороге.

Профильная смена ЮИД предоставляет участникам возможность выбора видов деятельности, которые удовлетворяют их интересы, склонности, потребности и позволяет проявить свою активную позицию.

Цель программы:

создание условий для социального развития личности детей и формирование у них практических умений и навыков безопасного поведения на дороге, подготовка юных инспекторов движения к агитационной, пропагандистской, информационной деятельности по безопасности дорожного движения, ориентация на выбор будущей профессии.

Задачи программы:

удовлетворение потребности в полноценном отдыхе;

повышение уровня компетентности, расширение знаний и совершенствование умений участников смены по вопросам безопасного поведения в дорожной среде;

активизация деятельности отрядов ЮИД;

стимулирование творческой активности участников профильной смены;

выработка у участников профильной смены ЮИД активной позиции в обеспечении безопасности на дороге;

пропаганда среди участников профильной смены здорового образа жизни и повышение их интереса к регулярным занятиям спортом;

развитие навыков управления велосипедом в условиях дорожного движения;

привлечение участников профильной смены к участию в пропаганде правил безопасного поведения на дороге среди сверстников.

Участники летней профильной смены ЮИД:

Обучающиеся образовательных организаций в возрасте 10-14 лет, являющиеся членами школьных отрядов ЮИД и(или) проявляющие интерес и активность в изучении и пропаганде Правил дорожного движения.

Сроки реализации программы:

Программа реализуется в течение одной смены загородного летнего оздоровительного лагеря.

Направления реализации программы:

Образовательное - расширение знаний участников смены о Правилах дорожного движения, выработка прочных навыков и способов безопасного поведения на дороге.

Воспитательное - формирование активной жизненной позиции в обеспечении собственной безопасности на дороге, правосознания, улучшение поведенческой культуры и стереотипов законопослушного поведения посредством убеждения в этом других.

Общественное - организация совместной деятельности по развитию у детей навыков общения с различными категориями участников дорожного движения, формирование у них позитивного отношения к проблемам безопасности дорожного движения, накопление опыта сотрудничества при подготовке совместных мероприятий и вовлечение участников смены в работу по пропаганде безопасности дорожного движения.

Формы и методы, используемые при реализации программы, выбираются с учетом возрастных особенностей детей:

в обучении:

  • практический (игры-упражнения, ролевые игры, тренировочные упражнения, тренинги, самостоятельная работа);
  • наглядный (изучение правил дорожного движения на макетах и схемах, демонстрация дорожных знаков и технических средств организации дорожного движения);
  • словесный (инструктажи, рассказ, беседы, объяснение, разъяснения);

в воспитании:

  • методы формирования сознания личности, направленные на формирование устойчивых убеждений (рассказ, дискуссия, этическая беседа, пример);
  • методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (воспитывающая ситуация, приучение, упражнения);
  • методы стимулирования поведения и деятельности (соревнования, поощрения).

Основными показателями результативности программы являются активное участие детей и подростков в конкурсно-соревновательных мероприятиях, которые позволяют им продемонстрировать свои знания, умения и навыки, полученные в результате освоения программы профильной смены, заинтересованность участников смены в дальнейшем изучении, соблюдении и пропаганде Правил дорожного движения.

Критерии результативности программы определяются тремя основными категориями:

Образовательной – пополнение знаний участников смены по вопросам безопасного поведения на дороге и деятельности отрядов ЮИД.

Культурной – закрепление навыков современной транспортной культуры во взаимоотношении с различными категориями участников дорожного движения.

Социальной – готовность к социально-значимой деятельности в качестве члена отряда ЮИД, воспитание отрицательного отношения к нарушителям норм поведения и Правил дорожного движения.

Ожидаемые результаты:

Цели и задачи, поставленные перед летней областной профильной сменой «ЮИД» как лагерем отдыха с одной стороны и лагерем активистов ЮИДовского движения с другой стороны, дают возможность рассматривать ожидаемые результаты профильной смены через:

актуализацию знаний участников смены по Правилам дорожного движения и безопасного поведения на дороге;

развитие у участников профильной смены навыков общения с различными категориями участников дорожного движения;

развитие правопослушного, сознательного отношения к соблюдению безопасности на дороге;

овладение основными формами агитации и пропаганды ПДД и безопасного поведения на дороге;

закрепление навыков управления велосипедом с соблюдением Правил и требований безопасности движения;

формирование у участников смены положительного эмоционального настроя на работу в отрядах юных инспекторов движения;

воспитание чувства ответственности за личную безопасность и безопасность других участников дорожного движения;

развитие навыков взаимной поддержки и взаимовыручки во время проведения конкурсных и других массовых тематических мероприятий.

Формы подведения итогов: викторины, выставки творческих работ, конкурсы и др. массовые тематические мероприятия, главным из которых является итоговое соревнование «Зеленый свет наших побед».

Подведение итогов:

Итоги подводятся на основании результатов познавательной и конкурсно-развлекательной программ профильной смены ЮИД. По итогам определяется лучшая команда профильной смены «ЮИД».

По результатам профильной смены «ЮИД» готовится отчетный видеоролик или презентация, которые отражают основные этапы реализации программы, проведение мероприятий, наиболее интересные и яркие моменты из жизни участников смены.

Содержание программы

Содержательная часть программы областной профильной смены «ЮИД» предполагает мероприятия в рамках четырех блоков:

1 блок - «ЮИДовец – это звучит гордо».

2 блок - «Соблюдая ПДД: правила дорожного движения».

3 блок - «Мы – юные помощники ГИБДД».

4 блок - «Мой друг велосипед».

Блоки включают в себя познавательные и конкурсно-развлекательные мероприятия, что позволяет дать участникам профильной смены необходимую и значимую для них информацию и создать условия для творческого самовыражения личности, а также наиболее полно реализовать потребности участников смены в полноценном летнем отдыхе.

Познавательные мероприятия профильной смены «ЮИД» направлены на овладение участниками знаниями, умениями и навыками, необходимыми им как членам отрядов ЮИД и включают в себя:

- теоретические и практические занятия, направленные на углубление знаний по Правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге, основам пропагандистской деятельности отрядов ЮИД;

- мастер-классы, которые представляют собой особую форму учебного занятия, которая основана на «практических» действиях показа и демонстрации решения определенной познавательной и проблемной задачи, способствующая освоению определенного содержания при активной роли всех участников занятий;

- беседы-встречи, беседы-дискуссии и т.п., позволяющие участникам смены получить навыки эффективного общения, создания благоприятной для взаимодействия психологической атмосферы, включая дискуссии по различной тематике.

Конкурсно-развлекательные мероприятия профильной смены «ЮИД» направлены на отработку участниками смены полученных практических знаний и их демонстрация через участие в конкурсных мероприятиях:

- игровые тренинги, которые дают возможность участникам смены включиться в практическую деятельность в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дороге, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением;

- конкурсные мероприятия (конкурс плакатов и рисунков по безопасности дорожного движения «Дорога глазами детей», конкурс агитбригад «Зеленый огонек», смотр конкурс «Юные регулировщики движения»), позволяющие участникам смены проявить взаимную поддержку и взаимопомощь, сотрудничество для того, чтобы достичь успеха в выполнении поставленных задач;

- итоговые соревнования «Зеленый свет наших побед» (соревнование по станциям: ПДД, основы медицинских знаний, фигурное вождение велосипеда).

В ходе реализации программы профильной смены «ЮИД» организаторы могут видоизменять её содержательную часть в зависимости от конкретных условий, не меняя идеологическую направленность, а также общие цели и задачи программы.

Читайте также по данной теме

Яндекс.Метрика