Актуальность программы

Данная программа создана для того, чтобы обеспечить духовно-нравственное становление подрастающего поколения, привить любовь к Родине, ведь краеведческая деятельность является одной из форм общения, воспитания и оздоровления учащихся. Программа состоит из двух блоков: краеведческого и экологического. Объединение этих блоков в одну программу является закономерным, так как любовь к Родине включает в себя не только любовь к её историческому прошлому, памятникам культуры, но и любовь к природе.

Организация летней профильной смены на базе научного культурно-просветительского ноосферного центра им. В.И.Вернадского позволяет построить работу так, чтобы как можно более рационально использовать материально-техническую базу и накопленные ресурсы данного центра. В таких условиях осуществляется системный, непрерывный подход к развитию познавательных способностей, создаётся единое информационное пространство, формируется духовно-нравственный стержень, который помогает детям воспитать гражданственность и патриотизм. Проведение летних экологических смен даёт возможность осуществлять не только образовательную и воспитательную деятельность, но и помочь развивать таланты ребят посредством ведения занятий по интересам педагогами дополнительного образования.

Цель программы:

развитие познавательного интереса обучающихся в изучении краеведения и экологии.

Задачи:

  • приобщить обучающихся к самостоятельной поисково-исследовательской деятельности;
  • воспитать личность, осознающую свою связь с историей малой родины и национальной культурой;
  • обобщить и интегрировать знания о водных объектах, прилегающих к дому-музею В.И.Вернадского;
  • выработать практические умения в гидробиологии;
  • воспитать у детей чувства патриотизма, бережного отношения к природному и культурному наследию.

Программа несет большую нравственно-патриотическую нагрузку – более подробное знакомство с историей родного края стимулирует интерес школьников к занятиям прикладным краеведением, что является необходимым условием воспитания активной жизненной позиции.

Программа:

  • носит системный, плановый характер;
  • имеет тесную связь с учебными программами по предметам;
  • учитывает возрастные особенности учащихся;
  • нацелена на развитие познавательных интересов;
  • имеет здоровьесберегающую направленность.

Формы проведения занятий: лекции, экскурсии, деловые игры, тренинги, практические занятия, ролевые игры, дискуссии. Используются современные Интернет-технологии, метод проективной деятельности.

Методы обучения: словесный, наглядный, поисковый, исследовательский.

По окончании занятий дети выполняют исследовательские проекты «Экономические и социальные преобразования В.И.Вернадского в селе Подъём» и «Изучение биогеоценоза водной среды».

Реализация данной программы вызвана необходимостью организации активного отдыха и обучения детей в летнее каникулярное время средствами краеведческой деятельности. Учащиеся получат знания о родном крае, навыки краеведческого поиска, интересно отдохнут, оздоровятся и закалят себя. Вариативность программы позволяет принимать участие в данной летней лагерной смене не только детям и подросткам, получившим объем знаний в учебных объединениях и клубах, но и неподготовленным группам детей.

Этапы реализации программы

I. Организационный этап:

  • размещение детей на базе ресурсного центра;
  • формирование групп (по возрасту, по направлениям деятельности);
  • работа по организации устройства лагеря (определение и принятие свода правил поведения в лагере, программы работы лагеря);
  • организация самоуправления в группах, в лагере.

II. Основной этап:

  • мастер – классы по программе летней профильной смены;
  • практические занятия по гидробиологии;
  • экскурсии и тематические занятия;
  • оздоровительные мероприятия;
  • культурно-массовые мероприятия;
  • выполнение исследовательских проектов.

 

Учебно-тематический план

1
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
1.6
2
2.1 
2.2 
2.3 
2.4 
2.5 
2.6 
 
Наименование раздела, темы
Краеведение
Историческое прошлое родного края 
В.И.Вернадский и Тамбовский край
Научная и общественная деятельность В.И.Вернадского 
Православная культура родного края 
Экскурсии 
Подготовка проекта 
Экология
Экскурсия на водоемы прилегающей территории
Изучение фауны, прибрежной растительности и водных объектов
Определение физических свойств воды пруда
Определение химических свойств воды пруда
Изучение изменения окраски рыб в зависимости от грунта
Знакомство с мониторингом качества водной среды
 ИТОГО
Всего часов
 24
 2
 4
 2
 6
 8
 2
12
2
2
2
2
2
2
36
Теория
8 
2
2
2
2
 -
 -
-
-
Практика
16 
2
-
4
8
2
12 
28 

 

 

Содержание программы

Раздел 1. Краеведение (24 час.)

Тема 1.1. Организационное занятие. Историческое прошлое родного края

Лекция. Историческое краеведение как наука. Формы организации краеведения. Понятие «родной край». История края. Выдающиеся люди края. Памятные места края. Памятники истории и культуры родного края и их значение: научное, историческое и художественное. Народное творчество.

Тема 1.2. В.И.Вернадский и Тамбовский край.

Лекция. Историческое прошлое села Подъём. История дворянской усадьбы. Родословная семьи Вернадских. В.И.Вернадский и Вернадовка. Потомки В.И.Вернадского.

Экскурсия по музею-усадьбе В.И.Вернадского и по территории бывшей усадьбы.

Тема 1.3. Научная и общественная деятельность В.И.Вернадского

Лекция. Общественно-политическая деятельность В.И.Вернадского. Хозяйственная деятельность В.И.Вернадского в контексте экологической ситуации в Тамбовской губернии в конце 19 – начале 20 века. Научная деятельность и геологические исследования В.И.Вернадского. Партийная деятельность В.И.Вернадского.

Тема 1.4. Православная культура родного края

Лекция. Основы православной культуры и её памятники на территории родного края. История церковного строительства. Тамбовская Епархия. Храмы и монастыри Тамбовской области. Святитель Питирим, Марфа Тамбовская и другие. Возрождение православных святынь. Мамонтова пустынь, Трегуляевский монастырь и другие святыни земли Тамбовской.

Экскурсия в с. Бояровка Пензенской области на святой источник.

Тема 1.5. Экскурсии

«На родину трёх Героев Советского Союза» в с.Осино-Гай Гавриловского района;

«Моршанск – старый и новый».

Тема 1.6. Подготовка проекта «Экономические и социальные преобразования В.И.Вернадского в селе Подъём»

 

Раздел 2. Экология

Тема 2.1. Экскурсия на водоёмы прилегающей территории

Практическое занятие. Знакомство с водными объектами, прилегающими к дому-музею В.И.Вернадского. Изучение, зарисовка, составление схемы изучаемой территории.

Тема 2.2. Изучение фауны, прибрежной растительности и водных объектов. Камеральная обработка данных

Практическое занятие. Определение основных видов прибрежной, водной растительности прудов. Исследование зообентоса. Работа с определителями растений и животных.

Тема 2.3. Определение физических свойств воды пруда. Камеральная обработка данных

Практическое занятие. Взятие проб отбора воды из разных прудов. Подготовка воды к анализу. Определение органолептических свойств воды.

Тема 2.4. Определение химических свойств воды пруда. Камеральная обработка данных.

Практическое занятие. Взятие проб отбора воды из разных прудов. Подготовка воды к анализу. Способы консервации и сроки анализа воды.

Тема 2.5. Изучение изменения окраски рыб в зависимости от грунта. Камеральная обработка данных.

Практическое занятие. Изучение рыб. Выявление видового состава. Изучение изменения окраски рыб на примере карася.

Тема 2.6. Знакомство с мониторингом качества водной среды на основе морфофизиологических особенностей рыб. Камеральная обработка данных.

Практическое занятие. Мониторинг качества водной среды посредством морфофизиологической особенности карася. Распространение биотопы, их численность, биология и практическое значение.

III. Заключительный этап:

  • защита учебно-исследовательских проектов;
  • награждение победителей;
  • подведение итогов смены.

 

Ожидаемые результаты:

осознание понимания и сопричастности к историческому наследию своей малой Родины;

сформированность устойчивого интереса к краеведческой деятельности;

расширение знаний об истории усадьбы, семьи Вернадских, мест, связанных с исследованиями В.И.Вернадского;

расширение знаний о влиянии человека на природу;

сформированность умений проводить исследования, обрабатывать собранные материалы;

сформированность навыков оформления и представления результатов исследований в различных учебных и реальных ситуациях;

овладение детьми навыками общения друг с другом и с окружающей средой;

физическое и духовное оздоровление.

Читайте также по данной теме

Яндекс.Метрика