1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет условия, порядок организации и проведения Всероссийского юниорского лесного конкурса «Подрост» («За сохранение природы и бережное отношение к лесным богатствам») (далее - Конкурс).

1.2. Конкурс организуется и проводится Федеральным агентством лесного хозяйства (далее - Рослесхоз).

1.3. Целью Конкурса является развитие интереса обучающихся образовательных организаций России путем включения их в работу по изучению лесных экосистем и практическую природоохранную деятельность, направленную на формирование у них экологически ответственного мировоззрения, самореализацию и их профессиональное самоопределение.

1.4. Задачи Конкурса:

  • подведение итогов деятельности школьных лесничеств и других объединений обучающихся, ведущих природоохранную, учебно-исследовательскую и эколого-просветительскую работу, направленную на сохранение лесов;
  • выявление и поощрение обучающихся, принимавших практическое участие в природоохранной работе, имеющих специальные экологические и лесохозяйственные знания, навыки, способности, а также руководителей творческих объединений, успешно использующих инновационные методы в образовательной деятельности с обучающимися;
  • выявление, развитие и профессиональное продвижение одаренных детей и молодежи в области эколого-лесохозяйственного образования;
  • обмен опытом работы по организации и содержанию деятельности школьных лесничеств в современных условиях.

 

2. Участники конкурса

2.1. В Конкурсе могут принимать участие обучающиеся образовательных организаций Российской Федерации (учащиеся общеобразовательных организаций 

в возрасте 14-18 лет на период проведения финала и студенты профессиональных образовательных организаций лесного профиля в возрасте от 14 лет до 21 года на период проведения финала, а также руководители школьных лесничеств - педагогические работники, специалисты лесного хозяйства и природоохранных организаций).

2.2. Допускается только индивидуальное участие в Конкурсе.

2.3. Замена участников в ходе Конкурса не допускается.

2.4. Студенты профессиональных образовательных организаций, обучающиеся по специальностям, не связанным с лесным профилем, могут участвовать в номинациях «для учащихся».

 

3. Номинации Конкурса

3.1. Конкурс проводится по следующим номинациям:

 

для учащихся общеобразовательных организаций:

  • «Лесоведение и лесоводство» (рассматриваются исследовательские работы, посвященные лесной типологии, возобновлению и формированию леса, влиянию на лес рекреационной нагрузки, рубок ухода, лесных пожаров и др., восстановлению леса после рубок главного пользования, эффективности лесовосстановительных мероприятий, разведению лесных культур и др.);
  • «Экология лесных животных» (рассматриваются исследовательские работы, посвященные лесной фауне, экологии и поведению птиц, насекомых и других обитающих в лесу животных, в т.ч. вредителей леса; изучение эффективности биологических способов защиты леса (привлечение энтомофагов) и др.);
  • «Экология лесных растений» (рассматриваются флористические и геоботанические исследования лесных экосистем; изучение экологических и биологических особенностей видов лесных растений, грибов, лишайников);
  • «Практическая природоохранная деятельность» (рассматриваются практические, социально-значимые проекты, связанные с охраной лесов от пожаров, организацией и проведением разнообразных природоохранных лесных акций, защитой леса от вредителей и болезней, пропагандой знаний о лесе, популяризацией лесных профессий и деятельности по сохранению лесов);

 

для студентов профессиональных образовательных организаций лесного профиля:

  • «Лучшая опытно-исследовательская работа студентов профессиональных образовательных организаций лесного профиля» (исследовательские работы, связанные с изучением технологий лесохозяйственных работ, специальных дисциплин лесного профиля, подготовкой инновационных предложений по ведению лесного хозяйства);

 

для руководителей школьных лесничеств:

  • «Школьные лесничества: современное состояние и перспективы развития» (представление опыта работы региона, организации, руководителя объединения рассматриваются наиболее интересные фрагменты организации одного из направлений деятельности школьного лесничества; эффективные формы и методы, используемые в работе).

 

4. Этапы проведения Конкурса

4.1. Конкурс проводится ежегодно с октября по май в три этапа:

  1. - региональный (в субъектах Российской Федерации) - с октября по январь;
  2. - федеральный (заочный) - с февраля по апрель;
  3. - финальный (очный) - май.

 

5. Руководство Конкурсом

5.1. Общее руководство подготовкой и проведением Конкурса осуществляется организационным комитетом (далее - Оргкомитет), который создается Рослесхозом по согласованию с Федеральным детским эколого-биологическим центром из числа научных сотрудников, преподавателей и специалистов заинтересованных организаций и ведомств.

5.2. Оргкомитет ежегодно:

  • утверждает место, сроки, порядок и программу проведения финала Конкурса;
  • утверждает состав жюри по номинациям, список участников финального (очного) этапа Конкурса по номинациям.
  • Решения Оргкомитета оформляются протоколами и        утверждаются
  • сопредседателем (заместителем сопредседателя) Оргкомитета.

5.3. Организационно-техническое сопровождение Конкурса осуществляют:

  • на федеральном (заочном) этапе - ФГБОУ ДО «Федеральный детский эколого-биологический центр» по согласованию (далее - федеральный оператор);
  • на финальном (очном) этапе - Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз).

5.4. Жюри Конкурса:

  • осуществляет экспертную оценку конкурсных работ,       поступивших
  • на федеральный (заочный) этап Конкурса в соответствии с критериями;
  • выносит на утверждение Оргкомитета список участников финального (очного) этапа Конкурса по номинациям;
  • определяет победителей и призеров Конкурса в каждой  из номинаций
  • на финальном (очном) этапе.

5.5. Официальная информация о Конкурсе размещается на едином информационном портале www.shkolnie-lesnichestva.ru

5.6. Федеральный оператор ежегодно по решению Оргкомитета размещает на едином информационном портале www.shкоlnie-1 esniehestva.ru следующую информацию:

  • объявление о начале Конкурса в текущем году;
  • об итогах федерального (заочного) этапа Конкурса с приложением списка участников финала;
  • о месте, сроках, порядке и программе проведения финала Конкурса.

Федеральный оператор направляет информационное письмо на электронные адреса региональных организаторов об итогах федерального (заочного) этапа Конкурса с приложением списка участников финала.

 

6. Порядок выдвижения кандидатов для участия в Конкурсе

6.1. Состав участников второго этапа определяется из числа участников

Конкурса (раздел 2 Положения), прошедших регистрацию и разместивших конкурсные работы на едином информационном портале Конкурса в установленные сроки.

6.2. Выдвижение кандидатов на участие в Конкурсе проводится:

6.2.1. Региональными ресурсными центрами, осуществляющими координацию деятельности в сфере дополнительного естественнонаучного образования детей (далее - региональный организатор), из числа победителей регионального этапа Конкурса (далее - региональный победитель).

Субъект Российской Федерации может быть представлен на втором этапе одним участником Конкурса по каждой номинации (не более 6 участников).

6.2.2. Самовыдвижение (далее - участник-самовыдвиженец) в одну из номинаций (п. 3.1.) Конкурса. От одного автора может быть принято не более одной работы.

6.3. Конкурсные работы должны быть выполнены в соответствии с тематикой Конкурса и его номинациями, оформлены согласно требованиям (приложение 1) и представлены в следующих формах:

  • учебно-исследовательская работа по номинациям - «Лесоведение и лесоводство», «Экология лесных животных», «Экология лесных растений», «Лучшая опытно-исследовательская работа студентов профессиональных образовательных организаций лесного профиля» (выполняется индивидуально);
  • практический природоохранный, социально-значимый проект в номинации «Практическая природоохранная деятельность» (выполняется индивидуально); описание опыта работы в номинации «Школьные лесничества: современное состояние и перспективы развития».

6.4. К участию в Конкурсе не допускаются:

  • реферативные работы, содержание которых основано только на анализе литературных источников или на сведениях, предоставленных различными организациями и ведомствами;
  • коллективные работы;
  • работы, дублирующие содержание конкурсных работ, занявших призовые места на других конкурсных мероприятиях всероссийского уровня, проводимых в предыдущем и текущем годах;
  • работы, имеющие признаки плагиата.

 

7. Порядок проведения Конкурса

7.1. Федеральный (заочный) этап Конкурса

7.1.1. Для региональных победителей

7.1.1.1. Региональному организатору необходимо до 1 февраля текущего года направить заявку, включающую победителей регионального этапа Конкурса (приложение 2), заверенную подписью и печатью, с указанием своего полного названия и адреса электронной почты, на адрес электронной почты Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. с пометкой в теме письма «Конкурс Подрост».

7.1.1.2. После получения заявки для субъекта Российской Федерации на интернет-ресурсе будет открыт личный кабинет регионального организатора и по указанному адресу выслан логин, пароль и инструкция для входа в личный кабинет и работы с ним.

7.1.1.3. После получения логина и пароля до 10 февраля текущего года региональный организатор в личном кабинете размещает:

  • решение (заключение) регионального оргкомитета о выдвижении победителей регионального этапа для участия в федеральном (заочном) этапе Конкурса;
  • согласие на обработку персональных данных;
  • файл с текстом конкурсной работы в формате doc или pdf.

Конкурсные материалы, размещенные на интернет-ресурсе позднее 10 февраля текущего года, а также с нарушением требований к ним, не рассматриваются.

7.1.1.4. Жюри по каждой номинации до 30 марта текущего года осуществляет экспертную оценку конкурсных работ, определяют рейтинг участников федерального (заочного) этапа по каждой номинации отдельно. Первые 15 участников, набравшие наибольшее количество баллов по каждой номинации, становятся участниками финального (очного) этапа Конкурса.

В случае невозможности по объективным причинам участия в финальном (очном) этапе Конкурса финалист может быть заменен следующим в рейтинге по результатам федерального (заочного) этапа Конкурса в данной номинации.

7.1.2. Для участников-самовыдвиженцев

7.1.2.1. Участники-самовыдвиженцы в период с 1 по 10 февраля текущего года регистрируются на едином информационном портале wvvw.shkolnie-lesnichestva.rii и размещают следующие документы:

  • анкету участника;
  • согласие на обработку персональных данных;
  • презентацию конкурсной работы.

7.1.2.2. Презентация конкурсной работы участника-самовыдвиженца выполняется в формате ppt (в программе “PowerPoint”) и должна соответствовать следующим требованиям:

  • размер файла - не более 80 мегабайт;
  • объем презентации - до 10 слайдов;
  • презентация должна содержать - титульный слайд (с обязательным указанием автора, названия представляемой конкурсной работы и образовательной организации, на базе которой она выполнена), отмечать цель и задачи конкурсной работы, отражать методику выполнения работы, основные результаты, полученные в ходе исследования, и выводы.

7.1.2.3. Отбор участников-самовыдвиженцев проходит путем общественного голосования.

7.1.2.4. Организация общественной экспертизы и голосования.

Для определения рейтинга участников-самовыдвиженцев до 20 февраля текущего года проводится общественная экспертиза. По итогам общественного голосования 25 февраля текущего года на едином информационном портале Конкурса публикуются результаты рейтинга участников-самовыдвиженцев. Первые по рейтингу 5 участников-самовыдвиженцев по каждой номинации до 15 марта текущего года размещают в своем личном кабинете на сайте www.shkolnie-lesnichestva.ru конкурсную работу (полный текст в формате doc или pdf - в соответствии с приложением 1).

7.1.2.5. Жюри по каждой номинации до 30 марта текущего года осуществляют экспертную оценку размещенной конкурсной работы и определяют рейтинг участников-самовыдвиженцев федерального (заочного) этапа по каждой номинации отдельно. Первые участники-самовыдвиженцы в каждой из номинаций, набравшие наибольшее количество баллов, становятся участниками финального (очного) этапа Конкурса. В случае невозможности по объективным причинам участия в финальном (очном) этапе Конкурса, участник-самовыдвиженец может быть заменен следующим в рейтинге по результатам федерального (заочного) этапа Конкурса в данной номинации.

7.2. Финальный (очный) этап Конкурса

7.2.1. На финальном (очном) этапе Конкурса участники защищают конкурсные работы в форме устных докладов (регламент до 10 минут).

7.2.2. Победители и призеры Конкурса определяются в каждой из номинаций финального (очного) этапа по среднему баллу всех членов жюри соответствующих секций.

7.3. Для участников финального (очного) этапа Конкурса в апреле проводятся дистанционные формы консультаций.

 

8. Критерии оценки конкурсных работ

8.1. Критерии оценки конкурсных работ на федеральном (заочном) этапе:

8.1.1. Учебно-исследовательские работы:

  • соблюдение представленного материала требованиям к оформлению исследовательских работ;
  • актуальность выбранной темы и ее обоснование; постановка цели и задач;
  • теоретическая проработка темы исследования:
  • глубина проработанности  и осмысления материала, использование литературы;
  • обоснованность применения методики исследования, полнота ее изложения; полнота и достоверность собранного и представленного материала; качество представления, наглядность результатов исследования; анализ и обсуждение результатов, обоснованность и значимость выводов; научное, практическое, образовательное значение проведенной исследовательской работы.

8.1.2. Практический природоохранный, социально-значимый проект соблюдение представленного материала требованиям к оформлению проекта; актуальность выбранной темы проекта и ее обоснование;

  • постановка цели и задач, их соответствие теме проекта; теоретическая проработка темы проекта;
  • оригинальность технологии реализации проекта, наличие самостоятельного взгляда автора на решаемую проблему;
  • грамотность и логическая последовательность реализации проекта; степень реализации проекта; практическая значимость проекта.

8.1.3. Описание опыта работы:

  • соблюдение представленного материала требованиям к оформлению описания опыта работы;
  • актуальность представленного опыта работы;
  • постановка цели и задач, их соответствие актуальности представленного опыта
  • работы;
  • обоснование представленного опыта работы;
  • оригинальность технологии в реализации плана (или программы) работы; грамотность и логичность в последовательности реализации плана (или программы) работы;
  • степень программно-методического обеспечения представленного опыта работы;
  • практическая значимость представленного опыта работы.

8.2. Критерии оценки конкурсных работ на финальном (очном) этапе:

8.2.1. Учебно-исследовательские работы:

  • обоснование актуальности проведенного исследования, постановка цели и задач;
  • полнота изложения методики и обоснованность ее применения; достаточность собранного материала для получения результатов и выводов; качество, четкость и наглядность представленных результатов исследования; формулировка заключения или выводов, соответствие их цели и задачам работы;
  • качество доклада (четкость его построения, соблюдение регламента, доступность изложения);
  • творческий подход, самостоятельность и активность исследователя; степень владения темой, знание терминологии, ответы на вопросы; практическая значимость проведенного исследования.

8.2.2. Практические природоохранные, социально-значимые проекты: актуальность и важность проблемы для села, района, города, региона и др.; степень обоснованности проекта по избранной проблеме; практическая значимость предлагаемой программы действий;

  • степень реализации программы действий;
  • творческий подход, самостоятельность и активность в реализации проекта; качество содержания доклада (информативность, четкость его построения, соблюдение регламента, доступность изложения);
  • наглядность представленных материалов по реализации проекта; степень владения материалом, ответы на вопросы.

8.2.3. Описание опыта работы:

  • актуальность и важность опыта в условиях региона, образовательной организации, социума;
  • длительность формирования опыта; сущность и технология опыта;
  • достигнутые результаты и их значимость, перспективы дальнейшего развития; качество содержания презентации (информативность, четкость его построения, соблюдение регламента, доступность изложения);
  • наглядность представленных материалов работы; степень владения материалом, ответы на вопросы.

 

9. Подведение итогов Конкурса

9.1. Все участники финала получают сертификат участника финала Конкурса.

9.2. Участник, набравший наибольшее количество баллов в каждой

из номинаций, объявляется победителем Конкурса с вручением диплома и памятного приза.

9.3. Участники, следующие после победителей в рейтинге по результатам финала в каждой из номинаций, объявляются призерами Конкурса (2-е и 3-е место) с вручением соответствующих дипломов и памятных призов.

9.4. Руководители конкурсных работ победителей и призеров (в номинациях для обучающихся) награждаются грамотами.

9.5. Победители Конкурса в номинациях «Лесоведение и лесоводство», «Экология лесных животных», «Экология лесных растений», «Лучшая опытно¬исследовательская работа студентов профессиональных образовательных организаций лесного профиля» становятся участниками Международного юниорского лесного конкурса в составе делегации от Российской Федерации.

 

10. Финансирование Конкурса

10.1. Финансирование Конкурса осуществляется за счет средств федерального бюджета, а также внебюджетных источников.

Скачать полный текст положения

Читайте также по данной теме

Яндекс.Метрика