Часто упоминаемое словосочетание Web 2.0 является причиной разночтений и разных спекуляций. Давайте попытаемся выяснить, что же представляет из себя Web 2.0: этап развития всемирной паутины, новая технология или просто модное словосочетание?

Если заглянуть в историю развития веба, то можно выделить, три эпохи.

 

Web 0.1

Первую можно было бы назвать Web 0.1 (beta) — это этап зарождения такого явления, как веб. Веб — это не то же самое, что Интернет. Интернет, как мы говорили ранее — это сеть, именно компьютерная сеть, то есть, объединенные с помощью различных коммуникаций компьютеры. "Вебом" же можно считать информационное наполнение сети Интернет, то есть содержание или "контент". Таким образом, первой или бета-версией веба можно считать тот этап, когда интернетом пользовались исключительно НИИ, корпорации и прочие компании, для которых эта сеть и создавалась. Стандарты были соответствующие: сайты создавались на языке SGML — прародителе уже знакомого нам HTML. Формат SGML  не давал возможности задавать дизайн сайта, а был призван только обозначать логическую разметку документа. То есть, веб представлял собой некую кладезь документов (только текстовых, кстати, — SGML-документы не могли содержать картинки) привязанных друг к другу гиперссылками.

 

Web 1.0

Следующую эпоху развития веба все мы застали и именно с ней ассоциируются у нас слова "интернет" и "веб". Интернет стал местом, где есть всё. Фотографии, музыка, видео, тексты и любая другая информация. Да и аудитория Интернета очень сильно расширилась — доступ в сеть стали получать почти все обладатели персональных компьютеров. Появился веб-дизайн, который придал Интернету внешний вид. Главным отличием этого периода развития веба были его слабые возможности в самовыражении пользователей. Как правило, пользователи могли общаться на форумах, в чатах и прочих публичных местах, но лишь немногие могли создавать собственные сайты, чтобы выражать себя максимально полно. Для создания своей веб-странички людям приходилось разбираться в устройстве HTML, покупать услуги хостинг-провайдеров, цены которых были ориентированы на компании, желающие открыть сайт. Это было несколько накладно и сложно. Поэтому эпоха web 1.0 (она же эпоха "доткомов") — была временем сайтов, а не людей. Центром веба были сайты.

 

Web 2.0

Если же говорить о современном этапе развития веб, то центром являются люди и возможность их самовыражения. Web 2.0 — это не новый стандарт, это не новый формат. Web 2.0 — это всего лишь обозначение новых течений, нового этапа эволюции в Интернете. Нельзя сказать, что "второй" веб пришел резко и сменил собой устаревшие сайты. Наоборот, это результат постоянно текущего прогресса, логическое улучшение.

Web 2.0 — это эпоха, когда в основе Интернета лежат не сайты, а люди, их знания, их взаимодействие. Понятие "web 2.0" довольно широкое. В него входят и определенная мода на дизайн сайтов, и использование новых технологий, и даже клиентские приложения, которые довольно трудно отнести к вебу вообще.

Создателем термина "web 2.0" является Тим О'Рейли. 30 сентября 2005 он написал статью, в которой рассказывает о новой концепции веба, пришедшей на замену рухнувшему "доткому". Собственно, с этой статьи и начались разговоры о "втором" вебе.

Нельзя сказать, что веб нового поколения породил какие-то новые стандарты. Все "новые технологии", используемые в вебе 2.0, могли существовать и раньше, но никому в голову просто не приходило их использовать.

 

AJAX

Пожалуй, технология AJAX является главенствующей в Веб 2.0. Эта технология позволяет веб-приложениям и веб-интерфейсам на равных конкурировать с оффлайновыми приложениями, то есть лишает веб того недостатка, из-за которого мы, например, используем почтовые клиенты вместо веб-интерфейса почтовой службы. Если не углябляться в технические подробности, то можно сказать, что AJAX — это технология, позволяющая изменять содержимое веб-страницы без ее перезагрузки, то есть, как в оффлайновых приложениях.

Чтобы максимально полно ощутить преимущества AJAX'а, достаточно воспользоваться таким сервисом Google как карты. Google Maps — самый яркий пример того, как веб-приложение может быть непохоже на веб-приложение. Попробуйте перемещать карту в разные стороны (просто зажимая ее мышкой и перетаскивая в нужном направлении). Что в таких случаях ожидает пользователь обычных Интернет-сайтов? - перезагрузки страницы. Но перезагрузка в данном случае не происходит, меняется только лишь тот кусок страницы, который должен меняться, — карта.

 

RSS

Именно с технологии RSS начались разговоры о новой эпохе веба. Здесь, как и в случае с AJAX'ом, нет ничего принципиально нового, что дало какие-то новые возможности, которых не было раньше.

Что же такое RSS? Чтобы это понять вспомните новостные сайты. Раньше каждый сайт публиковал свои новости, самостоятельно добывая информацию и размещая ее у себя. А нам, пользователям, приходилось при каждом посещении Интернета просматривать по 10-20 новостных сайтов различной тематики. Ситуация изменилась с приходом технологии RSS. Теперь все выглядит так: есть какая-то новость, которую, предположим, создает определенный сайт, но эта новость к сайту не привязана и может быть использована любым другим сайтом для публикации. То есть, новости (статьи, заметки, посты) больше не являются частью какого-то одного сайта, а как бы существуют сами по себе и могут использоваться кем угодно и где угодно.

Как это работает? Автор (будь то крупный новостной портал или блогер) публикует RSS-поток (feed), в котором и содержатся все его новости.
Далее любой пользователь может добавить эту ленту и еще несколько подобных лент (feed, поток) в свой агрегатор. Агрегатором называется программа (или сервис), которая представляет все ваши rss-потоки в виде одной ленты. То есть, вам не нужно, как раньше делать серфинг по всем сайтам, которые вы читаете; достаточно просто открыть страницу, на которой собраны все ваши отслеживаемые rss-потоки, и прочитать все интересующие вас новости в одном месте.

Где взять агрегатор? Ну, во-первых, существует масса клиентских приложений, способных читать фиды (среди них и почтовые клиенты и браузеры, такие как Opera и Firefox). А, во-вторых, есть различные онлайн-агрегаторы, лучшим из которых можно считать Яндекс.Ленту.

 

Задание

  1. Откройте страницу http://lenta.yandex.ru/
  2. нажмите «начать с чистого листа»
  3. после этого у вас появится следующая веб-страница, где в соответствующие поля вы можете вводит названия интересующих вас сайтов, блогов у которых есть RSS. Затем при нажатии ссылки «Читать эту ленту» у вас в новом окне будет появляться обобщенный список новостей с этих сайтов

 

Новые тенденции

Техническая составляющая Веб 2.0 это лишь фундамент, основа главной идеи. Напомню, что Веб 2.0 — это веб для людей, а значит, основной его идеей стало упрощение методов самовыражения. На смену ресурсоемким и сложным для самостоятельного создания домашним страницам пришли блоги, создаваемые за пару минут. Вместо "движков" крупных порталов появилась Wiki. А файловые сервера сменились независимыми пиринговыми сетями. Новости больше не привязаны к сайтам, а предоставляются для всех. И во всем этом прослеживается одна идея — в вебе больше нет единых центров, веб теперь — сообщество самостоятельных мнений.

 

Wiki

Если вы раньше не имели возможности поработать с Wiki, то я вкратце объясню, что это такое. Обычно сайт управляется одним человеком или группой разработчиков. То есть, на сайте меняется информация, добавляются страницы, удаляется ненужные разделы и т.д. И все это делает человек, ответственный за этот сайт. Но ведь всем известно, что две головы, лучше, чем одна. Теперь представим себе сайт-книгу (энциклопедию). Энциклопедию, которую один человек написать не в состоянии по причине недостаточных знаний. И он хочет, чтобы эту книгу писали все. Но все писать ее на одном сайте не могут, потому что, во-первых, предоставлять всем желающим доступ к элементам управления сайта небезопасно, во-вторых, не каждый сможет разобраться в панели администрирования. Вот для того и была придумана среда Wiki. Wiki — это одновременно и "движок" сайта, и примитивный язык разметки, понятный каждому, и целая философия веб-демократии.

Пожалуй, самым ярким примером воплощения идеи Wiki является Wikipedia — открытая энциклопедия, составляемая всеми пользователями Интернета на всех языках мира. Соавтором этой энциклопедии может стать любой желающий. Вы можете создать новый раздел, новую статью, заметку, исправить ошибку в уже существующей, добавить что-то, прокомментировать и т.д. В общем, вы являетесь полноправным создателем этой необъятной базы знаний.

Кстати, среда wiki была придумана еще в 1995 году, что опять же говорит нам о том, что новым в Вебе 2.0 является лишь только сам термин.

 

Блоги

Самым заметным "открытием" эпохи Веб 2.0 конечно же стали блоги (производное от weblog — веб-журнал). Да, блоги — это те самые дневники, обладателями которых по подсчетам Романа Иванова уже на апрель 2006 года являлся каждый 30 пользователь Рунета. Суть Веба 2.0 на лицо. В начале века "домашнюю страничку" имел каждый сотый пользователь Рунета. Чем же так примечательны блоги? Именно демократичностью и легкостью создания/поддержания. Не нужно совершенно никаких специальных знаний, чтобы иметь в Сети свой дневник. Даже знание основ HTML является необязательным. Следовательно, изобретение блогов и было тем самым переломным моментом в эволюции веба. И даже не столько блоги как самостоятельные единицы совершили переворот, сколько образовавшаяся вокург них блогосфера. Если представить каждый блог в виде отдельного человека, то блогосферой будут наши взаимоотношения. Блогосфера образована множеством блогов и сообществ. То есть, основной идеей всего этого является не то, что каждый может писать, а то, что при этом каждого еще и будут читать. Причем достигается это довольно легко, не в пример популяризации "домашних страничек".

 

Возможности сервисов web 2.0 для обучения

Идеология Веб 2.0 все шире входит в нашу жизнь и находит себе применение в различных сферах. Одной из наиболее востребованных областей, где применяются сервисы Веб 2.0. стало образование. С помощью онлайн сервисов организуется коллективная работа, выполняются творческие задания, оформляются результаты работы и др.

Рассмотрим некоторые сервисы Веб 2.0, которые могут быть вам полезны для подготовке к занятиям в школе.

 

Сервис Bubbl.us

  • Bubbl.us – сервис для создания ментальных карт. Несмотря на то, что он англоязычный, сервис очень прост в применении. Красочное выделение блоков позволит вам разграничить тематику слов по цветам. Инструмент создания подчиненных и равнозначных блоков поможет создавать любые конструкции. Плюс этого сервиса в возможности проведения совместной работы.

 

Домашнее Задание:

Зарегистрируйтесь на сервисе и создайте ментальную карту данного занятия.

Инструкция по выполнению:

  •  Заходим на сервис Bubbl.us и создаем свой аккаунт. 

 

  •  Далее нажимаем «Войти» и заходим в свой аккаунт.

 

  •  Следующий шаг – нажать кнопку «Начать» и можете приступать к созданию  карты.

 

  • Далее вы работаете с блоками. Вы можете: изменить цвет блока, размер текста, добавить или удалить блок. 
  • Чтобы избежать утраты данных, ваша работа будет сохраняться автоматически каждые 5 минут. 
  • Создав карту, вы сможете распечатать ее или сохранить на компьютер.
  • Также вы можете поделиться ссылкой на карту или вставить HTML – код в свой блок или сайт.

 

 

 

TimeRime. com

TimeRime - сервис для создания шкалы времени. На сервисе Вы можете воспользоваться для создания ленты времени бесплатной базовой компонентой или для образовательных учреждений предлагаются платные пакеты с расширенным функционалом.

 

Задание:

Используя сервис TimeRime создайте шкалу времени, посвященную истории развития Интернета. Постарайтесь включить в данную шкалу минимум 5 различных событий из истории развития глобального информационного пространства с 60-х гг. ХХ века до сегодняшнего дня.

 

Инструкция по работе с TimeRime

Начало работы с данным сервисом начинается с традиционной регистрации (выбор имени и пароля, указание e-mail, cогласие с правилами сайта)

 

После регистрации и входа в аккаунт обратим внимание на структуру TimeRime. Она состоит из 4-х компонентов:

  1. Introduction(Введение)
  2. Timelines (Таймлайны – ленты времени)
  3. Professional (Профессиональное использование)
  4. Education (Образование)

В сервисе TimeRime бесплатной является лишь базовая компонента. Для профессионального использования и для образовательных учреждений есть платные пакеты с расширенным функционалом, но мы здесь рассматриваем лишь бесплатную часть. Поэтому подробно в рамках данной статьи мы рассмотрим лишь вкладку Timelines.

У каждого таймлайна есть панель навигации, расположенная в правом верхнем углу:

Создание своего таймлайна

Попробуем создать свой таймлайн. Выберем условную тему, например, «История развития интернета» и зафиксируем несколько событий.

Перейдем на вкладку My TimeRime  в разделе Timelines. Здесь нажмем кнопку “Make a new timeline”. Здесь нужно: заполнить название таймлайна («История интернета»), выбрать тематическую категорию (в нашем случае — “History”), оформить краткое описание, которое потом увидит пользователь нашего таймлайна. Здесь же мы можем выбрать, какой будет наш проект — видный всем (Public) или доступный только автору (Private). В нашем случае выбираем Public.

На следующей картинке показаны все действия по созданию события на примере исторических событий России 1917 года.

Кроме «событий» в TimeRime можно также фиксировать периоды. Они отображаются горизонтальными линиями внизу таймлайна. События и периоды могут соседствовать друг с другом. Надо только помнить, что в бесплатной версии количество событий на таймлайне не может превышать 100. Количество самих таймлайнов в одном аккаунте не ограничено.

Вопросы для самоконтроля

  • Объясните, что означает термин Web2.0
  • Какие технологии характерны для Web2.0?
  • Что такое RSS?
  • Что такое Wiki?
  • Что такое блогосфера?

Читайте также по данной теме

Яндекс.Метрика