Летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени школьников, но далеко не все родители могут предоставить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых. Нередко дети предоставлены сами себе, отсутствует должное внимание к ним со стороны взрослых, не налажена организация досуга детей.

В связи с этим на первый план выходят вопросы обеспечения безопасности ребенка в период летних каникул.

Актуальность и практическая значимость вопроса профилактики и предупреждения дорожно-транспортного травматизма среди детей и подростков в летний период, прежде всего, обусловлена сложившимся положением с детским дорожно-транспортным травматизмом, которое свидетельствует о незнании и не соблюдении детьми Правил дорожного движения, о неумении правильно ориентироваться в дорожной обстановке.

С 1974 года стали создаваться отряды юных инспекторов движения, основная цель которых заключается в воспитании гражданственности, высокой общей культуры, коллективизма, профессиональной ориентации, широкого привлечения обучающихся к организации пропаганды безопасного поведения на дороге среди сверстников и детей младшего школьного возраста.

В настоящее время движение отрядов ЮИД расширилось, приобрело ярко выраженный профориентационный характер. Это потребовало пересмотреть подходы к подготовке юных инспекторов движения, направленных на формирование осознанно-образцового участника дорожного движения, ответственного водителя, будущего сотрудника ГИБДД.

Одной из эффективных форм профилактики детского дорожно-транспортного травматизма является организация и проведение массовых мероприятий, которые способствуют развитию мотиваций у детей и подростков к соблюдению правил дорожного движения и безопасному поведению на дорогах.

Учитывая все вышеизложенное, возникла необходимость создания программы летней профильной смены для юных инспекторов движения, призванной помочь участникам в формировании навыков современной транспортной культуры во взаимоотношении с различными категориями участников дорожного движения.

Данная программа носит социально-педагогическую направленность: создаются условия для социальной практики ребенка в сфере дорожного движения, накопления нравственного и практического опыта.

В программе делается акцент на особенности работы детского объединения юных инспекторов движения, направленные на формирование грамотного участника и убежденного пропагандиста правил дорожного движения, способствующие формированию внутренней мотивации у ребенка осознанной необходимости безопасного поведения на дороге.

Профильная смена ЮИД предоставляет участникам возможность выбора видов деятельности, которые удовлетворяют их интересы, склонности, потребности и позволяет проявить свою активную позицию.

Цель программы:

создание условий для социального развития личности детей и формирование у них практических умений и навыков безопасного поведения на дороге, подготовка юных инспекторов движения к агитационной, пропагандистской, информационной деятельности по безопасности дорожного движения, ориентация на выбор будущей профессии.

Задачи программы:

удовлетворение потребности в полноценном отдыхе;

повышение уровня компетентности, расширение знаний и совершенствование умений участников смены по вопросам безопасного поведения в дорожной среде;

активизация деятельности отрядов ЮИД;

стимулирование творческой активности участников профильной смены;

выработка у участников профильной смены ЮИД активной позиции в обеспечении безопасности на дороге;

пропаганда среди участников профильной смены здорового образа жизни и повышение их интереса к регулярным занятиям спортом;

развитие навыков управления велосипедом в условиях дорожного движения;

привлечение участников профильной смены к участию в пропаганде правил безопасного поведения на дороге среди сверстников.

Участники летней профильной смены ЮИД:

Обучающиеся образовательных организаций в возрасте 10-14 лет, являющиеся членами школьных отрядов ЮИД и(или) проявляющие интерес и активность в изучении и пропаганде Правил дорожного движения.

Сроки реализации программы:

Программа реализуется в течение одной смены загородного летнего оздоровительного лагеря.

Направления реализации программы:

Образовательное - расширение знаний участников смены о Правилах дорожного движения, выработка прочных навыков и способов безопасного поведения на дороге.

Воспитательное - формирование активной жизненной позиции в обеспечении собственной безопасности на дороге, правосознания, улучшение поведенческой культуры и стереотипов законопослушного поведения посредством убеждения в этом других.

Общественное - организация совместной деятельности по развитию у детей навыков общения с различными категориями участников дорожного движения, формирование у них позитивного отношения к проблемам безопасности дорожного движения, накопление опыта сотрудничества при подготовке совместных мероприятий и вовлечение участников смены в работу по пропаганде безопасности дорожного движения.

Формы и методы, используемые при реализации программы, выбираются с учетом возрастных особенностей детей:

в обучении:

  • практический (игры-упражнения, ролевые игры, тренировочные упражнения, тренинги, самостоятельная работа);
  • наглядный (изучение правил дорожного движения на макетах и схемах, демонстрация дорожных знаков и технических средств организации дорожного движения);
  • словесный (инструктажи, рассказ, беседы, объяснение, разъяснения);

в воспитании:

  • методы формирования сознания личности, направленные на формирование устойчивых убеждений (рассказ, дискуссия, этическая беседа, пример);
  • методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (воспитывающая ситуация, приучение, упражнения);
  • методы стимулирования поведения и деятельности (соревнования, поощрения).

Основными показателями результативности программы являются активное участие детей и подростков в конкурсно-соревновательных мероприятиях, которые позволяют им продемонстрировать свои знания, умения и навыки, полученные в результате освоения программы профильной смены, заинтересованность участников смены в дальнейшем изучении, соблюдении и пропаганде Правил дорожного движения.

Критерии результативности программы определяются тремя основными категориями:

Образовательной – пополнение знаний участников смены по вопросам безопасного поведения на дороге и деятельности отрядов ЮИД.

Культурной – закрепление навыков современной транспортной культуры во взаимоотношении с различными категориями участников дорожного движения.

Социальной – готовность к социально-значимой деятельности в качестве члена отряда ЮИД, воспитание отрицательного отношения к нарушителям норм поведения и Правил дорожного движения.

Ожидаемые результаты:

Цели и задачи, поставленные перед летней областной профильной сменой «ЮИД» как лагерем отдыха с одной стороны и лагерем активистов ЮИДовского движения с другой стороны, дают возможность рассматривать ожидаемые результаты профильной смены через:

актуализацию знаний участников смены по Правилам дорожного движения и безопасного поведения на дороге;

развитие у участников профильной смены навыков общения с различными категориями участников дорожного движения;

развитие правопослушного, сознательного отношения к соблюдению безопасности на дороге;

овладение основными формами агитации и пропаганды ПДД и безопасного поведения на дороге;

закрепление навыков управления велосипедом с соблюдением Правил и требований безопасности движения;

формирование у участников смены положительного эмоционального настроя на работу в отрядах юных инспекторов движения;

воспитание чувства ответственности за личную безопасность и безопасность других участников дорожного движения;

развитие навыков взаимной поддержки и взаимовыручки во время проведения конкурсных и других массовых тематических мероприятий.

Формы подведения итогов: викторины, выставки творческих работ, конкурсы и др. массовые тематические мероприятия, главным из которых является итоговое соревнование «Зеленый свет наших побед».

Подведение итогов:

Итоги подводятся на основании результатов познавательной и конкурсно-развлекательной программ профильной смены ЮИД. По итогам определяется лучшая команда профильной смены «ЮИД».

По результатам профильной смены «ЮИД» готовится отчетный видеоролик или презентация, которые отражают основные этапы реализации программы, проведение мероприятий, наиболее интересные и яркие моменты из жизни участников смены.

Содержание программы

Содержательная часть программы областной профильной смены «ЮИД» предполагает мероприятия в рамках четырех блоков:

1 блок - «ЮИДовец – это звучит гордо».

2 блок - «Соблюдая ПДД: правила дорожного движения».

3 блок - «Мы – юные помощники ГИБДД».

4 блок - «Мой друг велосипед».

Блоки включают в себя познавательные и конкурсно-развлекательные мероприятия, что позволяет дать участникам профильной смены необходимую и значимую для них информацию и создать условия для творческого самовыражения личности, а также наиболее полно реализовать потребности участников смены в полноценном летнем отдыхе.

Познавательные мероприятия профильной смены «ЮИД» направлены на овладение участниками знаниями, умениями и навыками, необходимыми им как членам отрядов ЮИД и включают в себя:

- теоретические и практические занятия, направленные на углубление знаний по Правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге, основам пропагандистской деятельности отрядов ЮИД;

- мастер-классы, которые представляют собой особую форму учебного занятия, которая основана на «практических» действиях показа и демонстрации решения определенной познавательной и проблемной задачи, способствующая освоению определенного содержания при активной роли всех участников занятий;

- беседы-встречи, беседы-дискуссии и т.п., позволяющие участникам смены получить навыки эффективного общения, создания благоприятной для взаимодействия психологической атмосферы, включая дискуссии по различной тематике.

Конкурсно-развлекательные мероприятия профильной смены «ЮИД» направлены на отработку участниками смены полученных практических знаний и их демонстрация через участие в конкурсных мероприятиях:

- игровые тренинги, которые дают возможность участникам смены включиться в практическую деятельность в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дороге, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением;

- конкурсные мероприятия (конкурс плакатов и рисунков по безопасности дорожного движения «Дорога глазами детей», конкурс агитбригад «Зеленый огонек», смотр конкурс «Юные регулировщики движения»), позволяющие участникам смены проявить взаимную поддержку и взаимопомощь, сотрудничество для того, чтобы достичь успеха в выполнении поставленных задач;

- итоговые соревнования «Зеленый свет наших побед» (соревнование по станциям: ПДД, основы медицинских знаний, фигурное вождение велосипеда).

В ходе реализации программы профильной смены «ЮИД» организаторы могут видоизменять её содержательную часть в зависимости от конкретных условий, не меняя идеологическую направленность, а также общие цели и задачи программы.

Читайте также по данной теме

Яндекс.Метрика