Печать
Категория: Конспекты по генетике
Просмотров: 2615

 

Цель — сформировать у обучающихся понятие о том, что закон расщепления следует рассматривать как особый вид законов, проявляющихся при достаточно большом повторении случайных событий в определенных условиях.

Расщепление потомства в F2 10 растений гороха

№растений
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Всего
Желтые семена (шт)
25
32
14
70
24
20
32
44
50
44
355
Зеленые семена (шт)
11
7
5
27
13
6
13
9
14
18
123
Соотношение семян
2,4:1
4.6:1
2,8:1
2,6:1
1,7:1
3,3:1
2,4:1
4,9:1
3,5:1
2,4:1
2,9:1

Логично сразу же после изучения закономерностей на­следования, проявляющихся при моногибридном скрещи­вании, раскрыть вероятностный характер закона расще­пления, показать случайный характер событий, происхо­дящих при расхождении аллелей в гаметы и соединении их в процессе оплодотворения. Поэтому целесообразно вначале вспомнить результаты опытов с дрозофилой каж­дой группы учащихся, полученные ими соотношения рас­щепления во втором генетическом поколении. Обучающиеся убеждаются в том, что в случае немногочисленного потом­ства соотношение 3 : 1 нарушается. Суммирование данных, полученных всеми группами учащихся, убеждает их в том, что, чем больше число исследуемых особей, тем ближе рас­щепление к 3 : 1.

Анализ данных таблицы, отражающий результаты опытов с горохом, подтверждает эту закономерность: при небольших числах наблюдаются всевозможные отклонения от законо­мерности расщепления (1,7 : 1; 4,9 : 1 и др.), установлен­ной Г. Менделем; большие числа подтверждают эту зако­номерность. Отношение 2,9 : 1 близко к ожидаемому тео­ретическому 3:1.

Педагог приводит результаты опытов Менделя с горо­хом, подтверждающие статистическую природу генетических закономерностей. Так, в F2 им было получено 7324 семени гороха, из них 5474 — с гладкой и 1850 с морщинистой поверхностью, что близко к теоретическим расчетам и подтверждает закономерность расщепления 3 : 1.

Затем следует рассмотреть причины, от которых зависит проявление указанной закономерности. Обучающимся известно, что гибридное потомство дает два типа гамет, поэтому при оплодотворении возможно равновероятное образование 4 комбинаций зигот: ЕЕ, Ее, Ее и ее. Если рождается малое число особей, например одна, две, три, то невозможно предсказать, какими они будут. Если рождается много особей, то можно предсказать расщепление в F2.

Чтобы учащиеся сами убедились в этом, целесообразно использовать несложную модель: мешок или ящик с белыми и черными бусинами (можно другие предметы), взятые в равных числах (1 : 1). Бусины имитируют гаметы. Бусин должно быть достаточно много (например, тех и других по 100). Один ученик вынимает по две бусины, а другой записывает их комбинации на доске. Предположим, что черная бусина обозначает доминантный аллель, а белая — рецессивный. Учащиеся убеждаются в том, что в единичных случаях закономерность не проявляется, только большое число повторений дает соотношение, близкое к 3:1. В этом модельном опыте нужно вынутые из ящика бусины возвращать обратно в ящик, чтобы в нем сохранилось всегда исходное отношение бусин 1:1.

В заключение занятия целесообразно показать всеобщность статистического характера биологических закономерностей. Для этого выяснить у обучающихся, известны ли им какие-либо другие закономерности, имеющие статистическую природу. Необходимо, чтобы они осознали, что многие биологические закономерности имеют вероятностный характер. Так, известное обучающимся действие естественного отбора также имеет статистическую природу. Под влиянием различных отбирающих факторов погибают не только самые слабые, неприспособленные, уничтожаются и сильные, приспособленные особи, а слабые и неприспособленные особи иногда выживают и оставляют потомство. Но применительно к большому числу событий (гибели особей под влиянием отбирающего фактора) проявляется известная закономерность, установленная Ч. Дарвином,— гибель с худшими генотипами. Целесообразно для иллюстрации привести данные о гибели птиц в бурю на острове. Среди погибших птиц были особи с разной длиной крыльев. Но преобладающее большинство погибших птиц имели длинные и короткие крылья. Длинные крылья ломались при полете в бурю, а короткие не давали возможности птицам вылететь из района бури. Лучше всего в этих условиях были птицы со средней, промежуточной длиной крыла, их погибало в бурю всегда меньше, чем длиннокрылых и короткокрылых.

На этом занятии целесообразно рассмотреть явление неполного или промежуточного доминирования. Для этой цели можно решить задачу следующего содержания: у земляники красная окраска ягод (А) неполно доминирует над белой окраской (а). В результате скрещивания растения с красными ягодами с растением, у которого белые ягоды, все потомство имеет розовую окраску ягод (Аа). Каково будет расщепление по генотипу и по фенотипу в F2?

Педагог называет условие задачи и спрашивает, каким будет потомство F1. Обучающиеся, как правило, говорят о проявлении в F1 красной окраски ягод. Однако педагог сообщает, что все потомство в F1 имеет розовую окраску, т. е. промежуточную между красным и белым. Подобное явление получило название неполного или промежуточного доминирования. Это означает, что формирование признака в ряде случаев осуществляется как под влиянием доминантного, так и рецессивного генов.

Затем учащиеся определяют потомство в F2 и записывают схему скрещивания особей и около каждой зиготы выписывают фенотип особей:

Анализ потомства позволяет учащимся сделать вывод о соответствии расщепления по фенотипу расщеплению по генотипу в случае неполного доминирования.

Для закрепления знаний учащихся о генетических закономерностях, более прочного усвоения новых терминов, овладения символикой целесообразно в заключение занятия решить несколько задач.

Задача 1

У фигурной тыквы белая окраска плодов (W) доминирует над желтой (w). Какие типы гамет образуют растения следующих генотипов: Ww, WW, ww? Каков будет внешний вид потомства, полученного от скрещиваний: Ww X Ww; WW X Ww; WW X ww?

Задача 2

У дрозофилы серый цвет тела (В) доминирует над черным (в). При скрещивании серых родителей потомство оказалось также серым. Что можно сказать о генотипах родителей и потомков?