Изучение программы начинается вводным занятием, на ко­тором учащиеся знакомятся с предметом и задачами генетики, неко­торыми ее достижениями, значением для практики, для развития медицины и различных областей биологии.

На вводном занятии важно пробудить у учащихся интерес к предмету генетики, желание больше узнать о нем, само­стоятельно добывать знания из научно-популярной литера­туры, из наблюдений в природе, постановки опытов и т. д. Поэтому необходимо не только познакомить школьников с успехами и задачами генетики, но и осветить некоторые проблемы курса, методы обучения, предполагающие актив­ную познавательную деятельность учащихся.

Перед вводным занятием ставится задача раскрыть содержание проблем, разрабатываемых генетикой. Школь­ники узнают, что главная проблема биологической науки — изучение наследственности и изменчивости организмов. Чтобы обосновать их важность и актуальность, следует привлечь внимание учащихся к понятиям «наследствен­ность» и «изменчивость». Школьники с этими терминами знакомы, так как они широко используются в житейском опыте, называются в курсах биологии, изучаются как составные компоненты движу­щих сил эволюции. Целесообразно в процессе беседы вы­яснить, что помнят школьники об изменчивости и наслед­ственности, попросить их объяснить, чем вызван интерес ученых к этим проблемам. Учащиеся вспоминают об изу­чении Ч. Дарвином наследственности и изменчивости как важных причин эволюции органического мира наряду с отбором, рассматривают их как всеобщие свойства организмов, обеспечивающие сходство детей с родителями (на­следственность) и различие между ними (изменчивость). Однако во времена Ч. Дарвина не были выяснены причи­ны наследственности и изменчивости.

Целесообразно более обстоятельно рассмотреть эти свойства на вводном занятии, так как в дальнейшем при­дется широко оперировать ими.

В ходе беседы учащиеся узнают, что наследствен­ность — свойство организмов обеспечивать воспроизведе­ние сходных особей в каждом последующем поколении, ма­териальную (сходство клеток, тканей, органов) и функцио­нальную (сходство процессов и явлений) преемственность между родителями и детьми. Для конкретизации определе­ния учащиеся приводят примеры сходства потомков с ро­дителями среди людей, животных, растений. Учитель вос­станавливает знания учащихся о наследовании сортами и породами качеств родителей. Так, жирность молока у коров черно-пестрой породы устойчиво сохраняется из по­коления в поколение, урожайность сортов пшеницы и дру­гих культур в сходных условиях остается довольно по­стоянной величиной. В природе имеется множество видов животных и растений, которые существуют сотни миллио­нов лет и сохраняют сходство со своими предками, иско­паемые остатки которых дошли до нас. Каждое новое по­коление воспроизводит признаки, имеющие сходство с ро­дителями благодаря наследственности.

Школьникам известно, что Австралия отделилась от Азии 75—100 млн. лет назад, ее изоляция от других мате­риков обусловила формирование своеобразной фауны. Оби­тающие там виды яйцекладущих и сумчатых млекопитаю­щих сформировались десятки миллионов лет назад и стой­ко сохраняют свои признаки в течение этого времени.

Учащиеся должны понять, что организмы располагают каким-то аппаратом, который обеспечивает преемствен­ность свойств между поколениями. Однако нет необходи­мости преждевременно знакомить школьников с материальными структурами, обеспечивающими преемствен­ность между поколениями. В то же время уже на вводном занятии следует довести до сознания учащихся мысль о том, что наследственность обеспечивает не только внешнее сходство с родителями, но и единый с ними тип развития, путь формирования признаков. Учащимся известно, что развитие любого организма при половом и бесполом размножениях начинается с одной клетки. В этой клетке не могут быть заключены сформированные признаки малень­кого зародыша (как это имеет место в семени), а есть ка­кие-то вещества и структуры, обусловливающие сходство зародыша с родителями, сходный тип развития, обмен ве­ществ.

Учитель сообщает, что в процессе изучения данного курса школьники узнают о веществах и структурах, кото­рые составляют материальные основы наследственности, обеспечивают преемственность между поколениями, определяют сходство индивидуального развития. Познакомятся они и с некоторыми вопросами реализации наследственной программы в процессе индивидуального развития организ­ма. В то же время следует сообщить учащимся о том, что еще многое не решено в этой проблеме, наука не изучила весь путь формирования признаков, что эти вопросы пред­стоит решить, в их разработке примут участие молодые ученые, возможно и их поколение.

Целесообразно информировать школьников о том, что генетика — молодая наука, но уже многое сделано — выяв­лена материальная природа и первые стадии реализации наследственной информации, законы наследования и т. д.

Затем рассматривается проблема изменчивости орга­низмов, которая трактуется как свойство, противоположное наследственности. Изменчивость характеризуется возник­новением различий у потомства, появлением новых приз­наков. Приводятся примеры изменчивости организмов — появление альбиносов, шестипалых людей, карликов и т. д. Учащимся известно, что каждый признак у любого организма подвержен изменчивости: снижение урожая зерновых, низкая удойность молока при плохом кормлении коров, светло-зеленый цвет листьев при недостатке азота, света и т. д. Нет необходимости под­робно рассматривать виды изменчивости, изученные Ч. Дарвином, следует лишь сделать вывод об изменчиво­сти как всеобщем свойстве организмов, о разнообразии форм и причин этого явления. В то же время важно по­казать не только противоположность свойств наследствен­ности и изменчивости, но и их единство. Только совокуп­ность этих свойств выступает как важный фактор эволю­ции, ибо не только изменение признаков, но и наследова­ние изменений обеспечивает эволюцию видов. Целесооб­разно вспомнить об эволюции человека, в основе которой лежат изменения строения черепа, мозга, позвоночника, руки, стопы и т. д. и наследование этих изменений потом­ством.

Необходимо информировать обучающихся о том, что свойства изменчивости и наследственности следует рас­сматривать как проявление закона развития диалектиче­ского материализма — единства и борьбы противоположно­стей. Благодаря наследственности достигается устойчивое воспроизведение потомства, сходного с родителями, а в си­лу изменчивости это сходство нарушается. В то же время, только благодаря наследованию изменений осуществляется эволюция. Нет необходимости на вводном занятии с исчерпывающей полнотой рассматривать биологическую сущность этих свойств и их философскую интерпретацию. Эти проблемы служат предметом изучения всего курса.

Следует осветить вклад генетики в практику. Так, школьникам известно, что в нашей стране выведено много новых сортов растений, пород животных. Они знают, что движущими силами эволюции куль­турных форм служат наследственность, изменчивость и от­бор. Следовательно, в основе создания новых пород и сор­тов лежит наука генетика. С использованием достижений генетики созданы высокоурожайные сорта пшеницы, у ко­торых изменились такие признаки, как масса, число семян, длина колоса. Эти признаки стойко сохраняются в поколе­ниях. Выведены сорта картофеля, устойчивые к болезням, на основе скрещивания культурных сортов с дикими вида­ми. Получены высокомасличные сорта подсолнечника, сор­та свеклы с большим содержанием сахара и т. д.

Учитель рассказывает о наследственных заболева­ниях — сахарном диабете, гемофилии, шизофрении и др., указывает на зависимость этих болезней от веществ и структур, обусловливающих наследственность организмов, сообщение о том, что проникновение в тайны наследствен­ности позволило выяснить причины ряда наследственных заболеваний (серповидноклеточная анемия, фенилкетонурия и др.).

В процессе беседы выясняются знания учащихся о том, что в век бурного развития промышленности проис­ходит загрязнение окружающей среды химическими веще­ствами, частичками пыли, копоти, повышается фон радиа­ции. Все это отрицательно сказывается на здоровье челове­ка, увеличивает изменчивость организмов и может привести к возникновению новых форм микроорганизмов, вред­ных для человека, животных и растений. Эти факты гово­рят о том, что эволюция не только культурных форм, но и диких видов все больше становится зависимой от деятель­ности человека. Учитель сообщает о том, что от прогресса генетической науки зависит перевод эволюции из неуправ­ляемого процесса в контролируемый. Успех решения этой задачи во многом определяется разработкой методики по­лучения направленных (нужных человеку) изменений. Получение направленных изменений — главная проблема генетики, от ее решения зависит успех повышения продук­тивности культурных растений, домашних животных, используемых в производстве микроорганизмов, борьбы с болезнями и увеличение продолжительности жизни чело­века, управление генетическим процессом, обусловливаю­щим эволюцию видов, и т. д.

Читайте также по данной теме

Яндекс.Метрика