Цель — сформировать у обучающихся знания о хромосомах, их индивидуальности, видовом постоянстве, гаплоидном и диплоидном наборах, о закономерностях митоза и мейоза, биологической сущности этих процессов.

 

Занятие можно начать с восстановления знаний учащихся о генетических закономерностях, гипотезе чистоты наследственности. Затем предложить вспомнить строение гамет, подтверждающее дискретный характер вещества клетки, обратить внимание на хромосомы. Педагог рассказывает об их химическом составе, морфологии, диплоидном наборе в клетках тела, видовом постоянстве, о громадном числе клеток, входящих в состав тела человека, и одинаковом наборе — 46 хромосом в каждой клетке. Более того, в клетках тела отдаленных предков, современников, их потомков число хромосом не изменяется, остается равным 46.

Перед учащимися ставится проблема: как обеспечивается постоянство числа хромосом в многочисленных клетках, в поколениях?

Чтобы получить ответ на этот вопрос, надо изучить процесс деления, в результате которого происходит распределение хромосом между клетками. Для избежания излишней нагрузки на память учащихся можно предложить составить таблицу и сделать краткие записи о фазах митоза и мейоза, сравнить их между собой. При составлении таблицы учащиеся рассматривают рисунки митоза, пользуются пояснениями педагога.

 

Учащиеся делают вывод: деление клетки — сложный процесс, в результате которого из одной материнской клетки возникают две дочерние, в которых наборы хромосом такие же, как и в материнской клетке.

Педагог обращает внимание учащихся на сложный процесс деления клетки, который возник в процессе эволюции и обеспечивает точное воспроизведение хромосом, их равномерное распределение между дочерними клетками. Благодаря этому процессу каждая клетка тела   содержит постоянное число хромосом, соответствующее материнской клетке.

Затем обучающиеся рассматривают микропрепараты, определяют и описывают фазы митоза, на этом же или следующем занятии изучают мейоз. Для облегчения изучения мейоза целесообразно составить таблицу, в которую выписывают наиболее характерные для каждой фазы события.

Для закрепления знаний можно предложить учащимся сравнить митоз с мейозом и сделать выводы.

Фазы мейоза

Фазы 
Интерфаза 
Профаза
Метафаза 
Анафаза
Телофаза
I деление 
Деспирализация хро­мосом. Удвоение ДНК, синтез белка, образова­ние хроматид 
Конъюгация гомоло­гичных хромосом, со­стоящих из двух хро­матид  
Образование эквато­риальной пластинки 
Расхождение гомоло­гичных хромосом к про­тивоположным полюсам 
Возникновение двух клеток с одинарным на­бором хромосом. Хро­мосомы не деспирализуются 
II деление 
Как правило, не бывает или очень непродолжитель­ная. Деспирализации нет, синтез ДНК и белка не идет, хроматиды не обра­зуются 
Хромосомы состоят из двух хроматид, спирализованы, ядерной оболочки, нет. Набор гаплоидный 
Удвоение центромер, рас­хождение хроматид — обра­зование дочерних хромосом 
Расхождение хромосом к противоположным полюсам 
Деспирализация хромо­сом, образование ядерной оболочки, а затем клеток 

Таким образом, ознакомление учащихся с процессом деления клетки, образования гамет позволяет им убедиться в том, что благодаря митозу достигается постоянство числа хромосом в клетках тела, а благодаря мейозу в гаметах оказывается всего лишь половинный, гаплоидный набор хромосом. Знание гибридологического метода позволяет обучающимся сделать вывод о восстановлении диплоидного набора хромосом в зиготе при оплодотворении.

Читайте также по данной теме

Яндекс.Метрика