Цель занятия — выявить случаи нарушения законов наследования, с помощью схемы скрещивания получить генетические доказательства отклонения от закона, выявить противоречие с ранее полученными знаниями и наметить пути решения проблемы.

 

Занятие начинается с восстановления знаний учащихся об анализирующем скрещивании и его значении для практики.

Важно убедить учащихся в том, что анализирующее скрещивание широко используется в практике при выведении новых сортов растений и пород животных, когда неизвестен генотип одной из исходных форм.

Затем учащиеся рассматривают мух из пробирок № 7 и № 8, анализируют потомство из каждой пробирки отдельно, суммируют результаты опытов всего коллектива по каждому варианту и выводят соотношение.

В ходе анализа фенотипов из пробирки № 7 обучающиеся убеждаются в том, что в результате дигибридного скрещивания гетерозиготных по двум признакам самцов с рецессивными по обоим признакам самками в анализирующем скрещивании не наблюдается появления четырех фенотипов, а оказывается всего два фенотипа, повторившие исходные формы.

Соотношение фенотипов соответствует 1:1, а не 1 : 1 : 1 : 1, как до сих пор было при анализирующем скрещивании дигибридных форм.

Обучающиеся сталкиваются с противоречием между ранее полученными знаниями и новыми экспериментальными данными. Предстоит выяснить причины этого противоречия. Для этого учащиеся должны составить схему скрещивания, которая бы соответствовала данным, наблюдаемым в опыте. Они часто при этом допускают ошибки, выписывая у гетерозиготного родителя четыре типа гамет, и получают отклонение от опыта, результаты которого видны на схеме:

 

P(F1)              ♀ BbVgvg      х      ♂ bbvgvg

 

Гаметы   (BVg)(Bvg)(bVg)(bvg)        (bvg)

 

F1 анализ BbVgvg, Bbvgvg bbVgvg, bbvgvg

 

Согласно схеме скрещивания четыре типа гамет гетерозиготного родителя, соединяясь с равной вероятностью с одним типом гаметы гомозиготного родителя, образуют в равных количествах четыре фенотипа (Fанализ), а в опыте обнаружено их всего два. Чтобы объяснить этот факт, учащиеся предполагают, что гетерозиготный родитель производит только два типа гамет, и снова составляют схему скрещивания, выписывая два типа гамет BVg, bvg, которые с гаметой bvg образуют всего два фенотипа, что находится в соответствии с результатами опыта.

 

P ♀ BbVgvg х ♂ bbvgvg

 

   (BVg)(bvg)         (bvg)

 

F анализ: BbVgvg ; bbvgvg

 

Однако учащиеся не могут понять, почему вместо четырех типов гамет возникает всего два типа. Выявить причины наблюдаемого отклонения можно лишь на следующих занятиях при проникновении в глубь механизма наследственности, при изучении изменений, происходящих в клетках при делении, образовании гамет и оплодотворении.

Результаты опытов № 8 учащиеся записывают в тетрадь, чтобы использовать их на последующих занятиях.

Читайте также по данной теме

Яндекс.Метрика