Экологическое образование в условиях современного экологического кризиса, для того чтобы быть эффективным, должно решать главную задачу: формировать экологически ориентированное сознание, по существу – новое видение мира.

Экологически ориентированное сознание акцентирует единство, не отчужденность человека и природы. Развитие человека и природы понимается как совместная эволюция.

Целью экологического воспитания дошкольников является создание условий для формирования личности с экологически ориентированным сознанием. Экологическое образование должно решать три основные задачи:

  • формирование адекватных экологических представлений о взаимосвязях в природе;
  • развитие отношения к природе как нашему общему дому, переживание себя как части природы;
  • формирование системы умений и навыков  экологически целесообразного поведения, взаимодействия с природой.

С экологией как наукой, учебной дисциплиной дети познакомятся в школе. Может показаться, что развитие экологических представлений в дошкольном детстве преждевременно и не соответствует возрастным возможностям. Однако дошкольное детство, по мнению педагогов и психологов, является таким возрастным периодом, когда активно формируются основы мировоззрения ребенка: его отношение к себе, другим людям, окружающему миру. Поэтому именно в этом возрасте важно создать условия для развития у детей понимания того, что все в природе взаимосвязано. Сегодняшние дошкольники будут жить в третьем тысячелетии, в быстро меняющемся мире с ухудшающейся экологией. Уже от них, их экологической грамотности, социальной активности, ответственности будет зависеть преодоление экологического кризиса, сохранение жизни на планете. Как раз в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые приобщается  к миру природы, богатству и разнообразию ее красок и форм, необходимо формировать первые представления об экологии, воспитывать бережное отношение и любовь к живому миру вокруг нас, частицей которого мы являемся.

Дошкольное детство – это период развития ребенка, в который начинает складываться его эмоциональная сфера. Ребенок этого возраста чуток и отзывчив. Он начинает сопереживать героям сказок и мультфильмов. Сочувствие побуждает к помощи другому, будь то плачущий ровесник или хромая собачка. Однако сочувствие к хромой собачке не обязательно приведет к формированию экологического сознания. Многие дети, любящие своих  домашних животных, могут бросить камень в бездомного котенка, потому что им сказали, что он грязный, что у него блохи. В этом случае у ребенка формируется стиль поведения, когда чисто должно быть только у него дома, а животное, достойное места под солнцем, - это его кошка. Такое отношение воспитывается взрослыми, которые, выходя за порог своей квартиры, не заботятся о чистоте города, а попадая в лес, оставляют после себя горы мусора или ради развлечения поджигают муравейник.

Как же воспитать у ребенка чувство причастности к природе вообще, отношение к планете как дому, всему живому как самоценности? Декларативные требования охранять природу или сумма знаний о закономерностях ее существования малоэффективны в этой ситуации. Здесь необходимо найти баланс между некоторыми знаниями о природе и формированием эмоционального отношения к ней. Если ребенок не знает ничего о том, что происходит за пределами его квартиры и детского сада, никакого отношения к этому миру у него возникнуть не может.

В возрасте 5-6 лет у ребенка резко расширяется сфера познавательных интересов. Он смотрит в большой мир широко открытыми глазами, все вызывает его интерес, он задает массу вопросов, основной из которых «почему?». Это говорит о том, что ребенка интересует не только предметная сторона, но и связи и отношения предметов и явлений большого мира. Кроме того, формируется его отношение к окружающему. Период дошкольного детства характеризуется тем, что у ребенка развиваются синтетические формы восприятия пространства и времени, наглядно-образное мышление, творческое воображение, формирование которых в большей степени зависит от условий его жизни и воспитания. При систематической ориентировке на существенные признаки живых организмов и их жизненных проявлений в процессе игровой и практической деятельности ребенка в форме наглядных образов для него открываются не только внешняя видимость явлений природы, но и простейшие причинные  и функциональные связи между ними. Таким образом, у ребенка начинают складываться такие чувственного познания природы, которые важны не только для настоящего периода его развития, но и для будущей его взрослой жизни.

И, наконец, в период дошкольного детства у ребенка происходит интенсивное социальное развитие, которое осуществляется при его взаимодействии с окружающими, взрослыми и сверстниками. Это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества и сообщества, в котором ему предстоит жить. Ребенок учится следовать определенным общественным нормам и правилам поведения, и, если в этот процесс будет включено не только формирование эмоционально-положительного отношения к солнцу, чистой воде, свежему воздуху, растениям и животным, но и норм поведения, не наносящего вреда всему живому, сберегающего и восстанавливающего природу, - это принесет положительный результат не только в детстве, но и во взрослой жизни человека.

Необходимо изменить модель восприятия мира у наших детей, предложив им экологически правильную ориентацию. Здесь изначально закрепляется сознание того, что человек – это не царь природы и не ее управляющий. Это один из многочисленных организмов планеты, который должен жить в согласии со многими жителями Земли. Где-то он превосходит своих соседей, а где-то и они его. Не обладает человек силой медведя, скоростью гепарда, зоркостью орла, не должно у него проявляться высокомерия к своему живому окружению. Согласно экологической этике, все организмы нужны в этом мире, каждый делает с вою важную работу по сохранению и продолжению жизни, и все они достойны любви и уважения. Эти новые, закладывающиеся в детях представления, которые могут позже найти выражение в традициях, приведут к более продолжительной жизни, снизят число экологических катастроф и в конечном счете, видимо, продлят жизнь человечества нашей планеты.

Чтобы достичь таких результатов, вовсе не нужно предлагать маленькому человеку целый комплекс биологических и социальных взаимодействий в природе и пытаться провести его еще неокрепшее сознание через массу примеров, выделяя «правильные» и «неправильные» возможные поступки и ситуации. Естественнее дать ему некоторую систему экологических аксиом, лежащих в основе конструкций биосферы. Показать непрерывную связь формы и функции, основу приспособления.

Очень важно заниматься экологией с самого раннего возраста. Тогда кроме памяти и сознания работают еще и механизмы раннего запечатлевания. Мало обучить ребенка законам экологии, важно, чтобы появилось желание и возможность использовать их в своей жизни. Этому как раз и способствует подача нужной информации в соответствующий чувствительный период, когда она может быть усвоена. Такое обучение базируется не столько на запоминании правил, сколько дает возможность развить у будущего человека экологическое сознание. Мы надеемся, что это будет способствовать развитию культуры следования законам природы, без постоянной оглядки на сиюминутные потребности и блага: возможно, наши действия будут диктоваться, наконец, необходимым, а подчас и единственно правильным выбором – сохранить среду своего обитания.

Экологически культурного ребенка может воспитать экологически грамотный и культурный человек. Воспитатель должен обладать экологической культурой и владеть рядом педагогических умений. Общение с работниками дошкольных учреждений показывает, что они остро нуждаются в методических рекомендациях, наглядном материале, художественной литературе.

Как правило, покупают виниловые пластинки, исходя из назначения устройства и теплопотерь здания.

Читайте также по данной теме

Яндекс.Метрика