Печать
Категория: Экологическое воспитание
Просмотров: 3720

 

Конец ХХ и начало ХХI века стали переломными для жителей планеты Земля: катастрофы природные и техногенные, появление новых болезней, исчезновение лесов, засыхание рек и морей. Все это привело к тому, что проблема не только экологической безопасности, но и экологической грамотности встало на первое место.

Наши предки находились в постоянном контакте с природой, экологические законы усваивались людьми  в их обыденной жизни, связь с природой была гармоничной, так как человек ощущал себя её частью. Наступление цивилизации, стремление к обогащению оборвала связь человека с природой. Изменилось поведение людей: они стали брать от природы всё, ничего не давая ей взамен.

Чтобы восстановить эту связь, не одно поколение человечества надо научить чувствовать природу, жить с ней в неразрывной связи, и начинать эту работу надо с самого рождения человека. Вот почему усилилось внимание к экологическому воспитанию в дошкольных учреждениях. Природа должна стать для каждого ребенка родной, знакомой и понятной. Дети сельской местности находятся в более выигрышном положении по отношению к детям городов, особенно мегаполисов. Ребенок  живет в непосредственной близости с природой, трудится в ней вместе со взрослыми. Поэтому перед педагогами городских дошкольных образовательных учреждений стоит задача: создать соответствующую развивающую среду, в которой человек находился бы с самого раннего возраста. В этой среде он должен непросто жить, но наблюдать за явлениями и событиями, происходящими в ней, задавать природе вопросы и получать на них ответы.

Поэтому основной упор в экологическом воспитание должен быть сделан на наблюдение, эксперименты, продуктивную деятельность в природе.

Мы все знаем, что детям дошкольного возраста характерно наглядно – действенное и наглядно – образное мышление, значит основным методом экологического воспитания и обучения будут наглядный.

Это позволяет ребёнку самостоятельно знакомится с законами природы.

Во время экспериментов и наблюдений в природе обогащается память ребенка, активизируются мыслительные процессы, развивается речь.

В детском саду не должно быть чёткой границы между обычной жизнью ребенка ознакомлением с природой: наблюдением, опытами, экспериментами. Это должно быть гармоничным и естественным.

Именно так будут решаться основные задачи экологического воспитания:

Успех реализации этих задач обеспечивается блоком взаимодействий:

И наконец, чтобы снизить объем интенсивности учебно – познавательной деятельности, органично вплести в жизнедеятельность ребенка экологическую воспитанность, а также не снизить интерес к познанию, надо совершенствовать технологии педагогического процесса, что впрочем, в последнее время и наблюдается.

Используются все новые и новые формы и методы экологического развития детей.

Остановлюсь на опыте нашего дошкольного учреждения….

Как было уже сказано, основной метод в экологическом воспитании – наблюдение, но чтобы увиденное в природе не потерялось в память ребенка, необходимо полученное знание закрепить в различных видах деятельности: изобразительной, музыкальной, театральной, художественном слове, опытно – экспериментальной. Все затронет эмоции, чувства, а значит,  отложится у ребенка надолго.

Именно поэтому мы стараемся чаще использовать комплексные занятия, а также стараемся выстроить цепочку различных видов деятельности, привлекая специалистов.

Например: тема «Золотая осень» - создаются условия для обобщения представленной об осени как времени года, для ознакомления с таким явлением, как листопад.

После экскурсии, рассматривания опавших листьев, чтения стихов, дети рисуют «Осеннюю мелодию», «Осенний день». «Листочки» (с натуры) и слушают «Осеннюю песнь» Чайковского, показывают эмоционально – хореографический этюд «Я -  осенний листочек».

Такие занятия позволяют ребенку реализовать свои творческие возможности (он наблюдает, сочиняет, фантазирует, думает, познает законы окружающего мира.)

На этих занятиях дети используют знания из разных сфер деятельности, процесс обучения становится более экономным, у детей создается единая, целостная картина мира, не раздробленная на отдельные фрагменты. В последнее время всё чаще используется модульная  система, когда все занятия объединяют различные виды деятельности завязаны одним сюжетом. Этот сюжет делает педагогический процесс интересным для детей и позволяет реализовать принципы обучения в игре. По модульному принципу создан блок занятий в уголке «Экологическое дерево» - «Муравьишка», «Торопышка». Именно этот герой, а с ним вместе и дети узнают, как появляются и растут деревья; знакомятся с понятием – «этажи леса»; закрепляют знания  сезонных изменениях и обитателях леса.

Уголок «Экологическое дерево», «Уголок краеведения и экологическая комната», в которой проходят эксперименты и опыты, находятся в непосредственной близости друг от друга, что позволяет  сделать процесс экологического  развития непрерывным.

Часто используется проектный метод. Например, проект «Береза». Воспитатель с детьми рассматривают дерево, наблюдают за сезонными изменениями; образ березки, как символ России, закрепляется на занятиях по изобразительной и музыкальной деятельности; а перед детьми и родителями ставится задача, найти и выучить стихотворение о березе, найти русские пословицы и поговорки о березе, выяснить, как используется это дерево в народной медицине, и декоративно – прикладном творчестве. Это не только помогает ребенку лучше усвоить материал, рассмотреть его со всех сторон, но и привлекает родителей к проблеме экологического воспитания, а также сплачивает семью.

Экологическое воспитание тесно связано с валеологией, так как я сказала, что человек является частью природы и он должен осознанно относиться к себе, как активному субъекту окружающего мира. В связи с этим в нашем дошкольном учреждении было создано методическое пособие по ознакомлению с организмом человека и его функционированием, которое мы назвали «Мир человека».

Экологическое воспитание детей никогда не будет успешным, если родители не станут союзниками педагогов. Кто – то из родителей понимает значимость экологического  развития детей и помогает воспитателям в работе. Кто – то не считает эту проблему важной в воспитании детей, и педагогам приходится строить свою работу так, чтобы убедить родителей, привлечь  их к решению этой проблемы: консультации, открытые занятия по экологии, проектные методы, совместные экскурсии, собрания и конференции, КВН и экологические праздники – вот неполный перечень работы с родителями.

В феврале этого года мы провели конференцию «Интеллектуальные и нравственные аспекты экологического воспитания дошкольников».

Органичное соединение деловой игры, беседы за «Круглым столом», решения педагогических задач, просмотр фрагмента открытого занятия в форме экспериментирования, ещё раз убедило родителей в важности экологического развития детей.

В марте было проведено факультативное занятие для родителей «Нетрадиционные методы оздоровления детей и взрослых материалами природного происхождения»

Кстати, некоторые родители поделились своими рецептами оздоровления. Во всей этой работе немаловажную роль играет общение с социумом: музей, Дом детского творчества, станция юного натуралиста. Из станции юных натуралистов приходят наши выпускники школьники, приносят хомячков, крыс, кроликов, показывают нашим воспитанникам, рассказывают о своих питомцах. Так происходит общение нынешних и бывших воспитанников нашего детского сада.

Впереди – много планов, задумок. Недостаточность материальных средств немного тормозит процесс. Но энтузиазм педагогического коллектива помогает создать в детском саду систему экологического воспитания, которая стала бы интересным и увлекательным процессом как для детей, так и для взрослых.