Большое значение для организации работы по экологическому образованию и воспитанию детей дошкольного возраста имеет оценка состояния окружающей среды. В настоящее время многие дошкольные учреждения находятся в неблагоприятных экологических условиях, их территории недостаточно озеленены и загазованы. Все это отрицательно сказывается на здоровье детей. С целью сохранения и укрепления здоровья воспитанников администрацией детского сада № 1 общеразвивающего вида был разработан экологический паспорт детского сада. При разработке и оформлении экологического паспорта мы использовали методические рекомендации Н.А. Рыжовой, автора программы «Наш дом - природа» и опыт работы детского сада №5 комбинированного вида «Березка» г. Сокола Вологодской области. Оформление паспорта позволяет решить следующие задачи:
- оценить экологическое состояние микрорайона, в котором расположено ДОУ;
- оценить состояние его территории и прилегающих участков;
- оценить профессиональные и материальные ресурсы учреждения с точки зрения возможностей экологического образования и воспитания дошкольников;
- наметить первоочередные задачи и перспективы развития экологического образования в детском саду;
- создать более благоприятные условия для здоровья детей;
- привлечь внимание родителей к экологической проблеме
- координировать работу по экологическому образованию и воспитанию дошкольников с другими организациями.
Приступив к оформлению Экологического паспорта, мы поняли, что это не официальный документ, который должен содержать детальную характеристику экологической обстановки, выполненную специалистами разного профиля. Мы пришли к твердому убеждению, что этот документ составляется, прежде всего, для самого учреждения, для вовлечения в работу всего коллектива и определения перспектив и возможностей детского сада в работе по экологическому воспитанию и образованию детей.
При оформлении Экологического паспорта мы сотрудничали с учителями и старшеклассниками школы №3, с домом «Природы», с органами санэпидемнадзора, где получили информацию об экологической обстановке города, данные по состоянию атмосферного воздуха, водоемов, почвы, зеленых насаждений микрорайона и города и т. д.
В структуре Экологического паспорта нами были выделены следующие крупные разделы:
- «Экологическая ситуация»;
- «Характеристика территории учреждения»;
- «Характеристика здания»;
- «Влияние учреждения на окружающую среду»;
- «Профессиональная и методическая подготовка»;
- «Дополнительные сведения»;
- «Выводы и рекомендации».
Каждый раздел включает несколько подразделов. Кратко охарактеризую некоторые из них.
Подраздел «Экологическая ситуация» включает в себя:
- общую характеристику экологической обстановки;
- химическое загрязнение атмосферы автомобильным транспортом и способы борьбы с ним;
- состояние атмосферного воздуха, почвы, поверхностных водоёмов;
- состояние здоровья населения.
Подраздел «Характеристика территории учреждения» включает в себя:
- общие данные;
- список растений территории ДОУ;
- список животного мира ДОУ;
- зонирование территории.
Подраздел «Профессиональная и методическая подготовка» включает в себя:
- программы, методики
- кадры;
- литература;
- дидактические материалы;
- основные направления работы;
- связь с другими организациями.
Заполнение паспорта начали с тех разделов, по которым у нас уже была информация, и которая оказалась наиболее простой по описанию, далее подразделы заполняли по мере поступления сведений. В составлении паспорта принимал участие весь педагогический коллектив, перед которым были поставлены конкретные цели и задачи и разделены обязанности. Например, в сборе сведений о живом мире принимали участие воспитатели старших групп, т. к. во время прогулок с детьми у них была возможность наблюдать за птицами, насекомыми, посещающими территорию детского сада, а воспитатели младших и средних групп изучали растительный мир на своих участках.
Наиболее важным разделом, ради которого собственно и составляется Экологический паспорт, является раздел «Выводы и рекомендации». В результате анализа информации каждого раздела формируются главные выводы и намечаются направления работы по экологизации среды в помещениях и на участке, повышению квалификации педагогов, внедрению новых подходов в воспитании и обучении детей, координации администрации и педагогов с другими учреждениями и т.п.
Поскольку сложившаяся экологическая обстановка в нашем городе неблагоприятная, уделяем большое внимание оздоровлению детей. С этой целью мы приобрели фильтры для очистки воды, люстры Чижевского для физкультурного зала, проводим различные экологические мероприятия: занятия, прогулки в парк, рощи, развлечения и др. Всю работу строим в тесном взаимодействии с родителями: знакомим их с экологической обстановкой в городе, даем им рекомендации по экологическому воспитанию и образованию детей, проводим разъяснительную работу по оздоровлению детей в условиях семьи.
Учитывая, что экологическая ситуация в нашем микрорайоне периодически меняется, мы вносим в Экологический паспорт дополнения, которые делаем один раз в год.
Например, на отдельных участках территории ДОУ требуется реконструкция, а именно:
- заменить часть земли под кустарниками;
- разнообразить состав лекарственных растений;
- посадить хвойные породы деревьев;
- во время зимних холодов увеличить количество кормушек для птиц;
- приобрести дидактические игры;
- оформить паспорта на комнатные растения и т.д.
Таким образом, Экологический паспорт помогает нам отследить динамику нашей работы по экологическому воспитанию и образованию дошкольников и наглядно показать ее результаты.