Печать
Категория: Экологическое воспитание
Просмотров: 2311

 

Большое значение для организации работы по экологическому образованию и воспитанию детей дошкольного возраста  имеет оценка состояния окружающей среды. В настоящее время многие дошкольные учреждения находятся в неблагоприятных экологических условиях, их территории недостаточно озеленены и загазованы. Все это отрицательно сказывается на здоровье детей. С целью сохранения и укрепления здоровья воспитанников администрацией  детского сада № 1 общеразвивающего вида был разработан экологический паспорт детского сада. При разработке и оформлении экологического паспорта мы использовали методические рекомендации Н.А. Рыжовой, автора программы «Наш дом - природа» и опыт работы детского сада №5 комбинированного вида «Березка» г. Сокола Вологодской области. Оформление паспорта позволяет решить следующие задачи:

Приступив к оформлению   Экологического паспорта, мы поняли, что это не официальный документ, который должен содержать детальную характеристику экологической обстановки, выполненную специалистами разного профиля. Мы пришли к твердому убеждению, что этот документ составляется, прежде всего, для самого учреждения, для вовлечения в работу всего коллектива и определения перспектив и возможностей детского сада в работе по экологическому воспитанию и образованию детей.

При оформлении Экологического паспорта мы сотрудничали с учителями и старшеклассниками школы №3, с домом «Природы», с органами санэпидемнадзора, где получили информацию об экологической обстановке города, данные по состоянию атмосферного воздуха, водоемов, почвы, зеленых насаждений микрорайона и  города и т. д.

В структуре Экологического паспорта нами были выделены следующие крупные разделы:

 Каждый раздел включает несколько подразделов. Кратко охарактеризую некоторые из них.

Подраздел «Экологическая ситуация» включает в себя:

 Подраздел «Характеристика территории учреждения» включает в себя:

 Подраздел «Профессиональная и методическая подготовка» включает в себя:

Заполнение паспорта начали с тех разделов, по которым у нас уже была информация, и которая оказалась наиболее простой по описанию, далее подразделы заполняли по мере поступления сведений. В составлении паспорта принимал участие весь педагогический коллектив, перед которым были поставлены конкретные цели и задачи и разделены обязанности. Например, в сборе сведений о живом мире принимали участие воспитатели старших групп, т. к. во время прогулок с детьми у них была возможность наблюдать за птицами, насекомыми, посещающими территорию детского сада, а воспитатели младших и средних групп изучали растительный мир на своих участках.

Наиболее важным разделом, ради которого собственно и составляется Экологический паспорт, является  раздел «Выводы и рекомендации». В результате анализа информации каждого раздела формируются главные выводы и намечаются направления работы по экологизации среды в помещениях и на участке, повышению квалификации педагогов, внедрению новых подходов в  воспитании и обучении детей, координации администрации и педагогов с другими учреждениями и т.п.

Поскольку сложившаяся экологическая обстановка в нашем городе неблагоприятная, уделяем большое внимание оздоровлению детей. С этой целью мы приобрели фильтры для очистки воды, люстры Чижевского для физкультурного зала, проводим различные экологические мероприятия: занятия, прогулки в парк, рощи, развлечения и др. Всю работу строим в тесном взаимодействии с родителями: знакомим их с экологической обстановкой в городе, даем им рекомендации по экологическому воспитанию и образованию детей, проводим разъяснительную работу по оздоровлению детей в условиях семьи.

Учитывая, что экологическая ситуация в нашем микрорайоне периодически меняется, мы вносим в Экологический паспорт дополнения, которые делаем один раз в год.

Например, на отдельных участках территории ДОУ требуется реконструкция, а именно:

Таким образом, Экологический паспорт помогает нам отследить динамику нашей работы по экологическому воспитанию и образованию дошкольников и наглядно показать ее результаты.