Экологическое образование дошкольников предполагает создание системы работы в детском саду, которая стала бы интересным, увлекательным процессом как для детей, так и для взрослых.

Наш детский сад работает над проблемой экологического воспитания с 2000 года. Цель нашей работы – воспитание экологически культурного и экологически воспитанного поколения, ответственного за сохранение природы. Для достижения поставленной цели мы используем различные формы и методы работы: экологические беседы, конкурсы и викторины знатоков природы, защиту проектов, экологические праздники и природоохранные операции и др. Одной из интересных форм экологического воспитания является создание экологической тропы.

Экологическая тропа – это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты. На этих маршрутах происходит знакомство детей с естественными биоценозами, многообразием растений и животных, связями, которые имеются между ними, представить на практике природоохранную деятельность. Экологическая тропа играет важную роль в системе накопления каждым ребенком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения.

При организации экологической тропы детского сада мы обследовали территорию села и вместе с ребятами выделили разнообразные и наиболее интересные объекты. Путешествие по тропе начинается непосредственно со здания детского сада, где находятся объект №1 – «Попугай» и объект № 2 – «Черепашка». Далее тропинка ведет ребят на территорию садика и за ее пределы – в парк, на берег реки, на луг. Здесь были выделены следующие разнообразные объекты растительного и животного мира:

  • объект №3 - «Рябинушка»;
  • объект №4 - «Пенек»;
  • объект №5 -«Лесной доктор»;
  • объект №6 –«Березка»;
  • объект №7  -«Цветочная клумба»;
  • объект №8 –«Ежиная семейка»;
  • объект №9 –«Муравейник»;
  • объект №10 –«Зеленая аптека»;
  • объект №11 –«Грибная полянка»;
  • объект №12  -«У царевны Лягушки».

Количество точек меняется по мере появления интересных и увлекательных  растений, птиц, животных, биоценозов.

Воспитатели в группах составили картосхему тропинки с нанесением маршрута и всех объектов в виде рисунков: дятла, дерева, ежа, муравейника и т.д.  Вместе с ребятами мы  выбрали хозяина нашей тропинки – Лесовичка и его помощников – Мудрую Сову и Сороку – белобоку. Мудрая Сова рассказывает детям о происходящих в природе сезонных изменениях, знакомит с особенностями живых  и неживых природных объектов, задает детям вопросы. Сорока – белобока приносит на своем хвосте экологические новости – о погоде, о лесных жителях, о происшествиях на экологической тропе и др. Привнесение элементов сказки, игры помогает привлечь и сохранить внимание детей, позволяет сделать занятие увлекательным.

Воспитатели оформили паспорта всех точек тропинки, в которых отразили рекомендации по организации работы с детьми  с данным природным объектом, его биологические характеристики, место  произрастания или нахождения, особенности распространения, происхождение названия, роль в жизни людей; у лекарственных растений указали их целебные свойства, у живых объектов – особенности питания и ухода. В приложение к паспорту ребята вместе с родителями собирают загадки, стихи, сказки о каждом из природных объектов.

Занятия, проводимые на тропе, позволяют решить ряд задач:

  • использовать прогулки для общения детей с природой и оздоровления на свежем воздухе;
  • развивать  сенсорные качества каждого ребенка;
  • познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром;
  • формировать чувство близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе;
  • проводить на тропинке наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования и другие виды деятельности;
  • формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах;

Кроме того, на экологической тропе мы организуем разнообразную трудовую деятельность. Малыши не только наблюдают за попугаем и черепашкой, но и кормят их, моют кормушки и поилки, поддерживают водный режим. Также во время экскурсий по тропе ребята собирают семена разнотравья для подкормки попугайчика зимой. А собранные опавшие листья, шишки, веточки  служат материалом для изготовления разнообразных поделок.

Участок наш немаленький и мы выделили участок для грядок, на которых посадили различные овощи (капусту, лук, редис, морковь). Воспитанники ухаживают за грядками, поливают, пропалывают их. Полученный урожай мы используем для питания в столовой. Кроме того,  с прошлого года мы стали высаживать на участке и лекарственные  растения, которые в дальнейшем  используем  в  оздоровительных  целях (полоскание рта, фиточай). Создали условия  для выращивания  растений, подлежащих охране в нашей  местности (мать-и-мачеха, подснежники) и оформили «Красную  книгу села Саюкино». На клумбе мы подбираем цветы так, чтобы она была цветущей с ранней весны до поздней осени.

Осенью мы проводим «Ярмарку овощей и фруктов», на которой подводим итоги своей работе на этих природных объектах и демонстрируем выращенный урожай. Ребята вместе с воспитателями и родителями изготавливают из овощей сказочных персонажей; выбирают победителей среди овощей и фруктов в различных номинациях – «Богатырь» (самый большой), «Диво дивное» (самая интересная и причудливая форма) и др.

Главным показателем экологической воспитанности дошкольников  является их практическая деятельность и поведение в природе, приобретение природоохранительных умений и навыков. Возле каждого объекта экологической тропинки мы вместе с ребятами выставили таблички «Охраняется детским садом». Ребята следят за состоянием объектов, убирают мусор. Совместно с родителями мы проводим экологические природоохранные акции: « Кормушка»; «Скорая помощь» раненому дереву, разрушенному муравейнику; «Посади дерево». В детском саду ведется «Красная книга села Саюкино», куда заносятся сведения о растениях и животных, подлежащих охране.

Разработана структура  опытно - исследовательской  деятельности на экологической тропе.  Ребята исследуют, какие условия нужны растениям и животным для жизни, куда  девается мусор в почве, кто живет в траве, сколько цветков посетит пчела за одну минуту, сколько разнообразных растений произрастает на экологической тропе,  зачем лягушке зеленый цвет и т.д.

Экологическая  тропинка  позволяет более  продуктивно  использовать обычные  прогулки с детьми для экологических занятий, трудовой деятельности и одновременно для оздоровления детей на свежем  воздухе. Объекты экологической тропинки дают большие сенсорные возможности для сенсорного развития, для проведения систематических наблюдений, экологических праздников,  игр, театральных инсценировок  с  участием  хозяина  тропинки, для эмоционального развития детей, в частности формирования чувства близости к природе и сопереживания  всему  живому.

Читайте также по данной теме

Яндекс.Метрика