В конце XX века на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя планеты Земля. Раньше, когда количество населения было сравнительно небольшим и каждый человек находился в постоянном непосредственном контакте с природой, экологические законы усваивались людьми в их обыденной жизни. Во второй половине XX века, когда особенно резко усилились процессы урбанизации, основная масса людей сосредоточилась в городах и потеряла связь с природой. В итоге изменилось их поведение: они стали брать от природы все, что им казалось необходимым, ничего не давая ей взамен.

Объективной предпосылкой такого поведения является тот факт, что каждый человек не «чувствует» природы, не контактирует с ней. Она стала для него отвлеченным словом, не наполненным конкретным содержанием. Все сказанное диктует необходимость усиления внимания к природе в образовательных учреждениях любого уровня. Она должна стать для каждого человека родной, знакомой и понятной. В условиях урбанизации единственным выходом из создавшегося положения является организация в каждом образовательном учреждении соответствующей развивающей среды, в которой находился бы человек с самого раннего детства. В этой среде он должен не просто жить, но наблюдать за явлениями и событиями, происходящими в ней, задавать природе вопросы и получать на них ответы.

Вот почему в программе экологического образования дошкольников  нами основной упор сделан на наблюдения, эксперименты и продуктивную деятельность в природе.

Опыты, эксперименты часто напоминают фокусы, они необычны, а главное ребята все проделывают сами. Экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

В нашем детском саду экспериментирование используется в различных видах организованной и самостоятельной деятельности дошкольников. Им нравятся занятия, на которых вместе с взрослыми они совершают свои первые открытия. В детском саду создана необходимая для проведения исследований развивающая среда – экологическая лаборатория, оснащенная специальным оборудованием, разнообразными материалами.

Для проведения наблюдений, опытов, моделирования имеются следующие предметы:

  •  стаканчики из-под йогурта, сметаны, плоские емкости из-под кондитерских изделий, разнообразные баночки, пластмассовые ложки, соломинки для коктейля;
  •  коробки из-под конфет для коллекций камней; прозрачные емкости для коллекций песка, глины;
  •  небольшие подносы или клеенчатые салфетки, на которых размещаются оборудование и материалы для опытов;
  •  песочные часы, лупы, лопатки, совочки, палочки, микроскоп.

Кроме исследовательских уголков у нас есть хорошая возможность наблюдать за объектами в естественных условиях (огород, цветник, уголок леса и выезды на природу).

Цель экспериментальной деятельности – углублять представления о живой и неживой природе. Учить детей самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов.

Для проведения экспериментально-исследовательской работы разработан перспективный план работ  в живой и неживой природе.

Ребенок может самостоятельно проводить опыты, обсуждать их результаты с другими детьми и воспитателем, фиксировать на карточках или в альбоме.

Эксперименты мы проводим не только кратковременные, но и длительные.

Прежде чем приступить к ним, мы вместе с детьми составляем план предстоящей деятельности.

  1. Выбираем объект исследования.
  2. Подбираем оборудование.
  3. Уточняем, каким будет эксперимент – кратковременным или долговременным.
  4. Определяем, для чего проводится опыт (прогнозируем результат).
  5. Закрепляем последовательность действий.
  6. Вспоминаем правила безопасности.
  7. Проводим эксперимент.
  8. Фиксируем результат.
  9. Анализируем результаты (совпадают ли ожидаемые результаты с реальными; какой момент опыта был самый интересный; в чем испытывали затруднения).
  10. Домашнее задание.

Для запечатления в памяти детей результатов опытов, экспериментов, наблюдений проводили их фиксацию. Для этого используем 3 вида документов: календарь погоды, календарь природы, дневник (альбом) наблюдений.

Данный вид деятельности осуществляется с учетом возраста детей.  Обучая детей регистрации наблюдаемых явлений, следует начинать с самых простых форм – с использования готовых фотографий и картинок.  Например, при ознакомлении с весенними явлениями в природе детям 2-й младшей группы предлагают две фотографии: на одной изображено цветущее дерево, на другой – голое, потерявшее листья. Малыши должны определить, на какое из них похоже то дерево, которое стоит перед вами. В конце 2-й младшей группы – начале средней можно использовать циферблат, стрелку которого дети самостоятельно переводят на нужную картинку.

Начиная со средней группы вводятся схематические зарисовки. На первых порах основную работу выполняет педагог. Постепенно роль детей возрастает.

В старшей и подготовительной к школе группе календари природы и дневники наблюдений заполняются всеми детьми по очереди.

Особый интерес вызывает у детей моделирование. При котором на искусственно созданных системах воспроизводится одна или несколько сторон реально существующего объекта, процесса или явления. Использование моделей является эффективным способом формирования у дошкольников экологических понятий, поскольку дает возможность демонстрировать процессы, которые нельзя показать в природе. Преимущество данного способа заключается и в том, что он позволяет изучать биологические закономерности, не проводя экспериментов на живых организмах и тем самым не нанося им вреда.

Большой интерес у детей вызывает работа с настольными моделями, так как они динамичны и помогают изменить положение деталей, и это дает возможность показывать объекты в действии, а также демонстрировать процессы и явления.

Весьма полезными оказываются действующие (динамические) модели объектов. К ним относятся те поделки, которые способны двигаться, перемещаться в пространстве, функционировать.

Моделирование биоценозов не представляет особых трудностей, поэтому может найти широкое применение в практике работы дошкольных учреждений. Дети легко создают модели всех естественных биоценозов (тундры, леса, степи, пустыни, пресноводного и соленого водоема), а также агроценозов (парка, поля, сада, огорода). Моделирование дает богатейшие возможности для развития междеятельностных связей – ознакомления с природой, изобразительной деятельности, конструирования, труда, формирования элементарных математических представлений, развития речи, а также для всех видов воспитания – умственного, нравственного, трудового, эстетического, физического.

В практику детского сада давно вошла работа по использованию фланелеграфа в учебном процессе. Основная ценность работы с фланелеграфом заключается не в том, чтобы как можно быстрее выставить детали на экран, а в том, чтобы понять суть процессов, происходящих в природе.

Проводимая работа в нашем детском саду показала высокую эффективность наблюдений, опытов, экспериментов, моделирования. При работе с фланелеграфом дети легко решают поставленные задачи. Детское экспериментирование позволило  приобрести опыт видения  предметов и явлений, у детей развилось внимание, зрительная и слуховая чувствительность, расширился словарный запас.

Как показывает практика, приобретенный в дошкольном возрасте опыт поисковой, экспериментальной деятельности помогает нашим детям успешно развивать творческие способности и в дальнейшем – в школьные годы.

Читайте также по данной теме

Яндекс.Метрика