Печать
Категория: Экологическое воспитание
Просмотров: 1872

 

Экология стала наукой, которая должна помочь людям выжить. Обострение глобальных проблем современной цивилизации, ухудшение экологической ситуации  обусловило сегодня всевозрастающее внимание к вопросам экологического воспитания детей. Созрела необходимость выхода экологического образования на качественный уровень. Все более очевидным становится противоречие между теми требованиями, которые предъявляет к человеку эпоха экологических катастроф и реальным уровнем экологической воспитанности  подрастающего поколения. Становится все более ясной необходимость усиления воздействия  на духовную сферу личности, формирование нравственного компонента экологической культуры, что являются основой процесса  экологического воспитания.

Организация экологического воспитания в детском саду происходит в условиях решения проблем преемственности между дошкольным и начальным общим образованием.

Преемственность  означает связь между различными этапами или ступенями как бытия, так и познания. Проблема преемственности в образовании связана с проблемой непрерывности образования каждого человека.  Ребенок имеет общие и специфические цели для каждого возрастного периода. В каждом возрасте – свое   содержание, свои специфические методы, своя развивающая среда, и при этом непрерывная цель и неизменные принципы.

Образовательный процесс, каким бы важным он не представлялся  взрослым, для детей является только одной из составляющий его жизнедеятельности.

Непрерывность образования по отношению к детству   выступает как целостный процесс развития ребенка, т.е. объективная реальность; с другой стороны, как согласованная совокупность образовательных стандартов, каждый из которых призван отражать смену социальной ситуации развития  по Л.С. Выготскому. Здесь нужны  особые организационные формы перехода с одной ступени на другую.

В этом случае детский сад является уникальной образовательной   системой.

Создавая преемственные связи, соединяющие воспитание и обучение детей детского сада и начальной школы в целый педагогический процесс, наш педагогический коллектив строит его на единой организационной, методической, психодинамической и коррекционно – развивающей основе.

В этих условиях работа по каждому направлению   носит характер преемственности.

Главной целью экологической работы образовательного учреждения является – становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых, воспитывающих детей. Цель эта вытекает из общей экологической картины: экологической ситуация микрорайона, экологического состояния территории начальной школы – детского сада.

Экологическое состояние микрорайона детского сада в целом соответствует санитарно – эпидемиологическим нормам.

Некоторое загрязнение воздуха объясняется близостью  организованной городской свалки. Радиационный фон соответствует общим показателям города, района.

Состояние  животного мира достаточно хорошее, представлено разными видами.  Отмечается недостаток зимующих и перелетных птиц, связанный с изменением общей экологической картины местности. Хотя в последнее время возросла численность зимующих птиц. Растительность также представлена разными видами, на территории поселка находятся организованные насаждения: лесополоса, парк, сады.  За последнее годы число садов выросло. Однако, состояние этих  насаждений требует особого ухода.

Территория детского сада обустраивалась в соответствии с требованиями экологического воспитания и образования детей дошкольного и младшего школьного возраста. С течением времени изменялась общая экологическая обстановка микрорайона, что влияло на развитие территории. Достаточно давно было произведено зонирование территории, намечена экологическая тропа. За последние годы происходит улучшение почв участков за счет насыпных почв. Поэтому состояние огорода за последнее время значительно улучшилось.

Дети имеют возможность знакомиться с деревьями  и кустарниками разных пород, поводить наблюдения в разное время года.

Территория учреждения позволяет расширять и увеличивать количество экологических зон. Однако, отсутствуют зоны леса, луга, декоративных насаждений, летних бассейнов. Организация этих зон и работа по уходу и наблюдению за ними будет способствовать общей экологизации окружающей среды, становлению экологической культуры дошкольников и младших школьников.

Развивающая среда в детском саду организована с учетом требований программ по экологическому воспитанию и образованию и материальных возможностей  учреждения.

В связи с этим вся система эколого-педагогической работы в нашем учреждении представляет собой  взаимосвязь четырех важнейших компонентов: организационно – методическое руководство педагогическим коллективом, воспитательно–образовательная работа с детьми, работа с родителями и работа с  населением поселка.

Целью работы с педагогами является

Педсовет координирует и направляет деятельность педагогического коллектива по  вопросам создания условий для полноценного  экологического образования. Начинается работа с педагогами с диагностики эколого-педагогических возможностей и затруднений воспитателей, учителей, специалистов, работающих с детьми.

Другие формы повышения эколого-педагогической компетенции педагогов – консультирование, семинары. Большое значение имеет организация  экологической мастерской, где педагоги имеют возможность обмениваться опытом, рассматривать конкретные практические вопросы экологического образования.

Организационно – методическое сопровождение процесса экологического образования детского сада позволяет грамотно выстраивать систему работы с детьми.

Изучив зарубежные и отечественные парциальные  программы по экологическому образованию дошкольников, пришли к выводу, что важно заинтересовать детей, помочь им понять мир природы, полюбить его, почувствовать себя его частью.

Содержание экологического воспитания – новый взгляд на ознакомление детей с миром природы по Закону «Все живое на планете находится в неразрывной связи со средой своего обитания».

Отсюда  вытекают задачи разной направленности:

Определили методы работы с детьми в этом направлении: 

При этом применяются разнообразные формы организации работы: экскурсии, прогулки, занятия, логические занятия, кружки, игры, индивидуальные беседы, праздники, развлечения, акции, выпуск листовок, экологической газеты, анкетирование.

От того, как ребенок научится мыслить, чувствовать мир природы, какие чувства будут управлять им, зависит то, как он будет действовать, какие поступки будет совершать.

Накопив необходимый материал, изучив уровень экологических знаний дошкольников, младших школьников и родителей, педагогов, коллектив нашего образовательного учреждения счел необходимым наряду с использованием парциальных программ экологического воспитания («Наш дом – природа» Н.А.Рыжовой, «Юный эколог» С.Н.Николаевой), программой «Радуга», по которой работают дошкольные группы детского сада, программой «Мир вокруг нас» Плешакова для 1 – 4 класса начальной школы, создать свою программу, сообразно  конкретным условиям и возможностям.

В нее вошли несколько частей:

  1. Занятия по экологическому воспитанию;
  2. Организация работы по экологическому воспитанию вне занятий.
  3. Организации наблюдений на прогулках.

В рамках дополнительного образования педагогами нашего коллектива разработаны методические рекомендации по использованию бросового материала в изобразительной и конструктивной деятельности («Чеканка на фольге», «Азбука бумажной пластики», «Текстиль», «Каменное зодчество Древней Руси»), методические рекомендации по изобразительной деятельности «Природа – художник».

В целом система работы с детьми в рамках экологического образования и воспитания в детском саду представляет собой следующее: организованное обучение (занятия, уроки) и воспитание вне занятий. В свободное время организуется практическая  деятельность детей (при участии педагога). Это - наблюдения на прогулке, проектная деятельность, выпуск листовок, экскурсии по экологической тропе, сбор семян растений для корма птицам, сбор лекарственных растений, уход за комнатными растениями, труд на участках, работа в «Огороде на окне».

Необходимо включение в образовательный процесс родителей. Совместная деятельность педагог – ребенок – родитель представляет собой систему мероприятий: работа с макетами, работа в детской лаборатории, работа с «Жалобной книгой природы», экскурсии, работа над календарем природы, чтение литературы  о природе, праздники, экологические акции.

Самостоятельная деятельность детей представлена продуктивной деятельностью, развивающими играми, наблюдением за природными явлениями.

Основные направления работы с родителями в вопросе экологического образования: информирование родителей, просвещение, консультирование, обучение, совместная деятельность. Целью  работы с родителями является:

При этом используются различные формы взаимодействия с родителями: педсоветы с участием родителей, родительский комитет, мониторинг  знаний об экологии и   об экологическом воспитании в семье, родительские собрания, дни открытых дверей, семинары, школа «Экология дома», изучение и обобщение передового опыта семейного  экологического воспитания, совместные праздники, акции, экскурсии. В нашем учреждении выпускается ежемесячное печатное издание для родителей – газета  «Радуга», где имеется экологическая страничка.

Все это позволяет детям расти добрыми, чуткими, бережно относиться не только к природе, но и ко всему, что их окружает. У детей выработаны навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе и быту, развиваются практические умения гуманного обращения с объектами природы, навыки практического участия в природоохранной деятельности. Дети интересуются окружающим миром, природными явлениями, взаимосвязью природных явлений и объектов, развивается духовная сфера ребенка.

От того, как ребенок научится мыслить, чувствовать мир природы, какие чувства будут управлять им, зависит то, как он будет действовать, какие поступки будет совершать.